Надежда Ламанова Путь к славе извилист...

Лариса Оболенская-Азбукина
     Мода, мода, мода! Что это? Страстное желание новизны или желание подражать окружающим? Ощутить себя неотразимой или тщеславно сказать: "А мы не хуже!". Где грань вкуса и безвкусицы? Ощущение сочетания цвета? Или чувство меры - последний дар богов человеку (как говорили древние греки)? Александр Васильев говорит "что вкус – качество врожденное", следствием которого является стиль. А вот Надежда Петровна Ламанова (ударение на первом слоге) говорила: "Всякий человек имеет право быть гармоничным". То есть скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. И тут искусство модельера становится очень актуальным.
     Была ли мода в России? Я однозначно отвечу "Да!" Модные дома, ателье и мастерские – только в Северной столице их было более 120. Модный Дом Бризак – поставщик Двора. Происхождение этого Дома было из Франции, но Россия стала для хозяев Бризак второй Родиной. Второй известный модный дом был Дом Гиндус. Еще одна поставщица Двора, шила регламентированные придворные форменные платья, утвержденным специальным императорским Указом в 1830-е гг.

     Надежда Петровна ЛАманова. (Ударение на первом слоге) Это имя так часто упоминалось в книгах у Александра Васильева, у искусствоведа Аллы Щипакиной, что я заинтересовалась ее творчеством. Да-да, именно творчеством. Надежда Петровна родилась в 1861 году в деревне Шутилово Нижегородской губернии. в обедневшей дворянской семье. Возможно, ее ждала бы другая судьба, если бы не семейные обстоятельства. Умирают родители, и 16-летней Надежде пришлось взять на себя материальное обеспечение четырех сестер, младшенькой было всего 6 лет. В Нижнем Новгороде получить работу молоденькой девушке было невозможно, да и пересудами замучили бы. Другое дело Москва, которая была открыта новым веяниям творчества и давала возможность заработать. В Москве Надежда поступает учиться на закройщицу, а затем идет работать в одну из мастерских Москвы - Войткевичей. У Надежды оказался природный вкус к ткани. И через некоторое время Ламанова становится известной. Это о ней судачили московские модницы "… есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа". Через восемь лет 24-летняя Ламанова уже хозяйка собственного ателье на Большой Дмитровке. Затем она на свои сбережения строит и открывает свой собственный Дом Моды на Тверском бульваре (сейчас там находится здание ТАСС). Проектирует это здание ее друг, архитектор Н.Г. Лазарев, лидер русского "модерна". В 1885 году открывает Школу прикладного искусства. Обучая других, Ламанова и сама постоянно обучается: ездит в Париж, знакомится с последними модными коллекциями, изучает книги по истории, живописи, этнографии. Многие почему-то называют Надежду Петровну "Русская Шанель". Но Ламанова старше Мадемуазель на 22 года. Она стала творить, когда Коко еще не родилась. Безупречный врожденный вкус, огромный художественный талант, не лишена она была и организаторских способностей. О ней говорит вся Россия. Да что Россия! Ее знают и в Париже. Вернемся к Дому Моды на Тверском бульваре. Огромные закроечные столы, зеркала в пол, большой штат ассистенток и портних-швей высшей квалификации. А на полках в мастерских аккуратно выстроились в огромном количестве пузырьки с нюхательной солью. Всякое бывало на примерках. Дамы после 2-3 часов примерки и в обмороки падали. Ткани и украшения доставлялись из Парижа. Просторный зал для дефиле, в котором свои модели показывал в 1911 году Поль Пуаре. С ним Надежда Петровна познакомилась в Париже, их знакомство быстро переросло в творческую дружбу, длившуюся много лет. Эскизов моделей Ламановой не сохранилось. Ведь модельер работала методом наколки без выкроек, драпируя ткань либо на манекене, или на человеке. Закалывая ткань булавками, она добивалась изумительных силуэтов. Кстати такой метод считается вершиной портновского искусства. Слово "couture" так и переводится "шитье". При изготовлении одежды от кутюр платья шьют только таким методом. Из воспоминаний очевидцев, видевших работу Ламановой: "Ее руки были как руки хирурга или скульптора, скрипача или графика, они лепили из ткани складки, рисовали светотени, проводили графические линии, лепили объем…" Это были не платья, а уникальные произведения искусства. Помните портрет Серова М.Ермоловой в черном платье? Его шила Ламанова. Однажды М.Ермолова сказала ей: "Надежда Петровна! Вы – тиранка! Ходить к Вам на примерки сущее наказание!" Ламанова невозмутимо ответила ей: "Это правда. Я работаю над платьем как живописец над портретом." Ермолова попросила шить ее платье лично, и удивилась ответу Надежды Петровны: "Мое дело придумать платье. Всю остальную работу сделают подмастерья." И правда, зачем отрывать свое время от творчества. Иголку с нитками Ламанова всю жизнь ненавидела. Но шить-то она умела.
     Ламанова хотела, чтобы все женщины были красивы независимо от их положения. И она искала "гармонию" для каждого. Полных и худых, высоких и невысокого роста. И находила. Она не только шила свои уникальные наряды, но и прививала именитым клиенткам высокий стиль! И дарила им красоту.

     Совершенствуя свое мастерство в профессии, благодаря таланту, трудолюбию, полезным связям Ламанова Н.П. становится "Поставщиком двора Его Императорского Величества". А вывеска об этом украшает ее мастерскую. Ее искусство широко известно в среде живописцев, актеров, режиссеров. Кроме Александры Федоровны, особ Двора Императорского Величества, ее клиентками, а иногда и моделями были почти все знаменитые модницы того времени: Вера Коралли, Мария Ермолова, Лиля Брик, Вера Холодная и др. Наряд могли заказать фактически все желающие. Женщины позировали художникам только в платье от Ламановой. Портреты Носовой, Ермоловой, Книппер-Чеховой как нельзя лучше показывают ее искусство. И не только. Благодаря этим портретам мы можем оценить его и любоваться работами русского кутюрье. Ведь некоторые модели просто растворились во времени…
     Когда правительство резко повысили ввозные пошлины на одежду для защиты собственного производителя, шить одежду стало выгоднее на заказ в Петербурге и Москве. Дом Моды Ламановой в то время был самый известный. Шифон и бархат, тюль и муар, атлас и шелковый креп – из таких тканей шились платья у Ламановой, и всегда только в единственном экземпляре. Она не любила повторяться.

     В 23 года она познакомилась со своим будущим мужем Каютовым – начинающим юристом – и выходит за него замуж. Их брак был по любви. Через много лет оба становится успешными и богатыми. Детей у них не было. Ее сестры и многочисленные ученицы звали ее "мама Надя". Каютов и познакомил Надежду со своими друзьями-актерами. Впоследствии это знакомство спасло ей жизнь.

     Первая мировая война. Ее врожденная демократичность, воспитанная в ней семьей и свойственная лучшим представителям русской интеллигенции, чувство справедливости, служение интересам общества, необходимость делать людям добро побудила ее с легкостью отдать свое имение под госпиталь для раненых русских солдат.
     Ламанова была единственной из модельеров, шивших "для Двора Императорского Величества",  которая после революции осталась вместе с мужем в России. Все предложения работать за рубежом она отвергла. А ведь Революция лишила ее всего имущества.

     В одной из своих записей Ламанова отмечала: "...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь". Любимого мужа арестовали в 1919 году и продержали в тюрьме несколько лет. (Затем в 1931 году его расстреляли.) Надежда Петровна тоже провела в одиночной камере два с половиной месяца. По ходатайству А.М. Горького и М.Ф. Андреевой ее освободили. Ламанова была волевой женщиной. Она не оплакивает свое блестящее прошлое, а смотрит в будущее. В 1922 году начинает разрабатывать программу советского моделирования. В 1924 г. восстанавливаются дипломатические отношения с Францией. В результате последовало приглашение принять участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств весной 1925 г. Замечу кстати, что выстроенный павильон в Париже был высоко оценен Ле Карбюзье: "единственный павильон, на который стоит смотреть". Ламанова вместе с другими художниками, среди которых Вера Мухина, Надежда Макарова, Александра Экстер, участвует в международной выставке декоративного искусства в Париже. Модели выполнены из домотканого полотна, украшены вставками в виде народных вышивок. И получает Гран-при с формулировкой "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением". И никто не заметил, что в качестве аксессуара бусы были сделаны из хлебного мякиша. А вот саму Ламанову в Париж не отпустили.
     В 1928 году состоялась выставка "Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме". Основной идеей было упрощение и создание костюма на основе крестьянской одежды. "Назначение, образ, ткань" - так кратко характеризовала свое творчество Ламанова. Это стало своеобразной формулой моделирования. В сочетании народных традиций с современными западными тенденциями появился "русский стиль", а модели (платья-рубашки прямого покроя, пальто из сукна, кафтаны) благодаря Ламановой стали очень популярны в Париже. Но помимо этого она работает над театральными костюмами в театрах МХАТ, Большом театре, театре Вахтангова, над костюмами для кинофильмов ("Аэлита", "Поколение победителей", "Цирк", "Александр Невский") с участием великих актрис и актеров того времени: Любовь Орлова, Юлия Солнцева, Варвара Массалитинова и др. Костюмы, платья, веера, шляпки, накидки – везде чувствуется рука Мастера. В своем творчестве она использует любой материал, платья из полотенец, пальто из одеял. На "толкучке" разыскивает остатки кружев, разорванные бусы, вышитое столовое белье, салфетки. И все это идет в дело.
    Однажды Бакст показал Ламановой несколько рисунков туалетов, и попросил сшить их тайно для своей жены. Так родилась новая идея: шитье авторских платьев по эскизам русских художников. Затем Надежда Петровна тайно шьет по эскизам Врубеля для его жены. Разве могла Ламанова отказать Врубелю? Он нарисовал эскиз платья в русско-византийском стиле со сложным декором, камнями, жемчугом, кружевом и павлиньими перьями. Ламанова была увлечена этой работой. Она покупает рисунки костюмов у Натальи Гончаровой, Александра Головина, Михаила Дубеля, фон Мекка и создает их точные копии в ткани. Ее Авторские платья мгновенно раскупаются московскими модницами. Далее Ламанова создает целую серию костюмов к балетным постановкам по эскизам Бакста. Все постановки в костюмах были показаны в Париже.

     В 67 лет Ламанова создает теорию моделирования, организует первый показ пролетарской моды в московском ЦУМе, выпуск швейных и модных журналов, Авторскую школу для всех, кто желает научиться шить. А ее лишили избирательных прав, за то, что она шила свои знаменитые наряды в своей квартирке, в которой проживали вместе с ней две сестры. Их-то и посчитали наемными работниками. После революции она никогда не покидала Россию. До конца своих дней (80 лет) она ходила в шелковых чулочках и туфлях на высоких каблуках, ее ухоженные руки всегда украшали кольца. Надежда Петровна за всю жизнь не выходила из дому без перчаток и шляпки, подобранной в цвет платью. И еще один факт: она не могла жить без французских духов Сoty.

     Некоторые произведения искусства знаменитой кутюрье Ламановой можно найти в частных коллекциях, в Эрмитаже сохранилось 14 платьев и немного фотографий. Эскизов Надежда Петровна не рисовала. Благодаря Валентину Серову мы можем увидеть платья на написанных им портретах. Сохранился эскиз к портрету Ламановой, который художник не успел закончить. И воспоминания современников о великом художнике - авторе русского модерна в искусстве модельера - основоположницы советского дизайна и конструирования Надежды Петровны Ламановой…

     15 октября 1941 года Надежда Петровна Ламанова пришла к Большому театру, где она работала. Но двери оказались заперты. Театр эвакуировали. А ее забыли… Забыли, забыли… Она присела на скамеечку передохнуть, но сердце ее не выдержало и остановилось перед Храмом искусства, которому она служила всю жизнь. Через два месяца ей исполнилось бы 80 лет. По легенде у нее осталось все две капли Coty… Из дневника Ламановой: "Я верю, что талант не пропадает никогда, и душа, наработав что-то в очередной жизни, отправляется в свое новое приключение, в свою новую жизнь". Что ж, возможно это правда, я ей верю. Это стихотворение посвящается Н.П. Ламановой:

Путь к славе извилист,
К богатству тернист,
Газеты язвили
Про женский каприз...

Рождалась легенда -
Красивая быль...
Но мода "модерна"
Исчезла как пыль...

Там дамы в муслине,
Шелках, кружевах.
Уж нет кринолина
Весь шик в рукавах.

И шляпы, и перья,
И в кольцах рука,
Жемчуг ожерелья -
Мотивы цветка.

Высокие плечи,
Перчатки и мех...
Был миг скоротечен
В борьбе за успех.

Растаяли свечи,
Умолкла молва.
Лишь "модные" встречи -
В них память жива...

/19.06.2015/
Фото из интернета