Контролировать свои мысли. Часть 2

Сара Това Кунин
Второй путь состоит в том, что хозяин не разрешает гостю войти в дом. Он стоит у двери, кричит на человека, который хочет вломиться внутрь, и преграждает ему путь. В этом случае, хотя гость не заходит в дом, но он все же получил, тем не менее, внимание, которое он хотел получить. Ведь хозяин оставил все свои дела, подошел к двери и разговаривал с ним. Правда, он разговаривал с ним отнюдь не любезно; он кричал на него, но тем не менее, гость получил свою порцию внимания. Поэтому, существует также здесь возможность, что гость решит вернуться снова, для того, чтобы получить то внимание, которое он надеется получить, и ему не важно, даже если он получит его путем не приятным.

Но существует еще третий путь: просто, совершенно игнорировать человека, который стоит за дверью. В таком случае, гость, возможно, вернется еще разок, может даже, два или три, но в конечном счете, он перестанет приходить, ибо нет ничего, что поддерживало бы его в этом; никто не замечает совершенно, что он там находится.

Тот же принцип будет работать также и с не желательными мыслями. Если человек принимает мысль и начинает размышлять о ней (несмотря на то, что она мешает ему) – он тем самым ее только усиливает. Внимание, которое он уделяет подобным мыслям, пробуждает ее постоянно продвигаться из подсознания в сознание, несмотря на то, что она доставляет неудобство.

Возможно, человек попытается остановить эту мысль; помешать ей войти в мозг. Но часто это означает, что человек ведет войну с самим собой, и предостерегает себя снова и снова не размышлять над подобными мыслями. И тогда, подобно тому, как хозяин, который кричит на нежеланного гостя, ломящегося внутрь – он придает таким мыслям внимание. Это имеется в виду, когда говорится об "отталкивании мысли одной рукой". Одной рукой ты отталкиваешь эту мысль, но то внимание, которое ты ей уделяешь – как будто бы ты приближаешь ее другой рукой.

Однако, есть третий путь: когда мысль входит в мозг человека, он может отказаться обратить на нее внимание. Он не обязан прилагать усилия, чтобы изгнать ее из головы. Он может просто не обращать внимания на нее, и сосредоточиться на совершенно другом деле. И, когда он, таким образом, не обращает внимания на определенные мысли, и не замечает их существования совершенно – эти мысль более не будут требовать к себе внимания.

Большинство людей спросят: "Как же я могу переключиться и думать о чем-либо еще? Ведь эта мысль, она же пришла ко мне в голову?"

Один человек пришел однажды к Межеричскому Магиду, и рассказал о своей проблеме. "Мои мысли постоянно распространяются в разные стороны, как я могу управлять ими?"

"Иди к моему ученику, рабби Зееву из Житомира. Он поможет тебе" – ответил ему Магид. И так пошел тот человек к рабби Зееву. Он пришел в Житомир, когда уже стемнело, и с трудом смог найти дом праведника. Наконец, вот он уже стоит перед дверьми дома. Он громко стучал в дверь, с нетерпением ожидая, когда же его впустят внутрь, ибо на улице было очень холодно.

Никакого ответа он не получил. Он постучал снова, и снова – никакого ответа. Разозлившись, он продолжил стучать со всей силы – он не слышно ни голоса, ни ответа. Ему не оставалось другого выбора, как провести всю ночь на улице.

Утром рабби Зеев открыл дверь, и с радостью принял гостя. Гость рассказал праведнику о цели своего визита, и рабби Зеев пригласил его оставаться у него столько, сколько он захочет. Гость очень хотел знать, почему есть такое резкое отличие между теплым приемом, оказанным ему сейчас, и полным игнорированием, ставшим его уделом в прошедшую ночь, но, из уважения к праведнику, гость промолчал.

Он провел в доме праведника несколько дней, разговаривая с ним и размышляя о путях служения, чтобы научиться от них, но один вопрос не давал ему покоя. Он пришел с определенной целью, научиться, как управлять своими мыслями, а рабби Зеев не дал ему никакого наставления, касательно этого вопроса.

В конце концов, он не сдержался, и поднял этот вопрос. "Ребе послал меня сюда ради определенной цели" – сказал своему гостеприимному хозяину – "Почему же ты не научишь меня, как управлять моими мыслями?"

- "Я ведь уже научил тебя" – ответил ему рабби Зеев.

- "Когда"?

- В первую же ночь твоего прихода. Ты стучал и стучал в дверь моего дома, пытаясь зайти внутрь. Я знал, что ты стоишь там, но я решил не разрешить тебе войти. И я остался при своем решении, не обращая внимания на все усиливавшийся стук в дверь. Это есть секрет, как управлять своими мыслями.

В действительности, это совсем не просто. Но у человека есть выбор. Никто не способен думать о двух вещах одновременно. И поэтому, если человек заставляет себя переключиться на другую тему, тогда нежеланные мысли сами собой улетучатся.

Правда, они могут вернуться через десять минут, однако снова – у человека есть выбор, контролировать свои мысли и думать о чем-либо ином. Возможно, они вернутся снова еще через 20 минут, но снова – человек способен занять свой мозг другими делами.

В конечном счете, если он продолжит игнорировать нежеланные мысли, она прекратит подниматься из под-сознания в сознание. Очень быстро, она станет мешать ему меньше, чем раньше, и в конце концов, она перестанет всплывать и подниматься совсем.

Это можно объяснить примером: мышцы человека укрепляются, когда он занимается физическими упражнениями. Если мы не напрягаем определенный мускул постоянно, то он будет становиться слабее и слабее. Если человек, не дай Б-г, вынужден провести несколько месяцев в постели, из за проблем с позвоночником, он может обнаружить, когда наконец сможет встать, что ему трудно ходить. Это не болезнь подействовала так на мышцы его ног, но – отсутствие их деятельности.

Множество мыслей и переживаний собраны в нашем подсознании. Если мы разрешим им всплывать на уровень сознательный, это все равно что укреплять какую-либо мышцу посредством постоянного упражнения. Что означает, конечно же, что кроме самого того факта, что мы сосредотачиваемся сейчас на этих мыслях, мы также побуждаем их подниматься снова и снова из подсознания.

Однако, если человек не разрешает таким мыслям подниматься и всплывать, и он отталкивает ее двумя руками – т.е., он вообще не обращает на нее внимания – он снижает вероятность того, что она поднимется в будущем. Возможно, эта мысль прийдет ему в голову еще раз, или даже еще несколько раз. Но каждое игнорирование ее ослабляет ее склонность снова подняться.

С другой стороны, если он отталкивает мысль "одной рукой" – т.е., он признает ее присутствие, и обдумывает, как добиться, чтобы не думать об этом – он, фактически, тем самым приглашает эту мысль. Он дает этой мысли возможность занять его внимание, и это побуждает ее подниматься из подсознания в сознание снова и снова.

Муж и жена пришли однажды к раввину, и жена требовала развода. Ее претензия была, что муж возвращается домой пьяным, и тогда он говорит ей всякого рода неприятные вещи. В ответ она отвечает ему гневной отповедью. И тогда – он бросает в нее что-либо, и она бросает ему в ответ. Так начинается третья мировая война – почти что каждую ночь.

Несмотря на трудности, раввин понял, что эта пара имеет хорошие шансы, если только эти два человека научатся, как исправить свое поведение. Поэтому он попросил женщину, чтобы она предоставила своему мужу еще один шанс, и пообещал, что если и эта попытка окажется неудачной, он позабоится, чтобы она получила разводное письмо, которое она просит.

Что предложил этот раввин? Он сказал женщине: есть у меня старая каббалистическая книга, в которой приведены рецепты, как вылечить ссоры между мужем и женой. Он продолжил давать женщине подробное наставление: она должна взять бутыль емкостью в точности 8 унций, в микву, после полуночи, в Рош ходеш, в первый день месяца. Она должна наполнить бутыль водой из миквы три раза, и вылить их три раза. После этого, она должна вновь наполнить бутыль, завернуть ее в мешок, для того, чтобы никто не видел ее, и принести домой.

Когда твой муж прийдет домой, - продолжил рав – возьми ложку из этой воды, и положи себе в рот. Держи ее во рту, и не выплевывай, пока твой муж не уснет.

Женщине пришлось приложить большие усилия, для того, чтобы приготовить бутыль и воду. И тогда, в одну из ночей, она услышала, как ее муж возвращается домой. Издали, она уже поняла по его голосу, что он пьян, и услышала, как он говорит очень неприятные слуху слова.

Женщина послушно взяла бутыль, положила ложку воды в рот, и держала ее там. Муж вошел домой, и начал громко кричать в ее адрес различные оскорбления. Понятно, что она всей душой хотела прокричать ему в ответ, но не могла – ее рот был полон воды. И так ее муж продолжал кричать около получаса.

В конце концов, увидев, что никто ему не отвечает, ему это надоело, и он заснул. Как только он заснул – женщина выплюнула воду. Она начала кричать на него, и дать волю чувствам протеста и гнева, которые бушевали в ее душе, пока он бушевал. Но это ничуть не мешало ее мужу. Он громко храпел, и не слышал ни одного слова из того, что она говорила.

Назавтра, история повторилась. Муж вернулся домой, и начал кричать, как обычно, но жена не могла ему ответить, ибо рот ее был полон воды. Тем не менее, что то изменилось – на этот раз он кричал 25 минут, и тогда он устал и заснул.

День за днем картина повторялась снова и снова, но каждый раз муж кричал все меньше. Очень скоро, он уже ограничивался лишь одной-двумя минутами криков, а через некоторое время, даже это ему наскучило, и его крики прекратились совершенно.

Теперь, когда крики прекратились, они были способны начать разговаривать друг с другом. И как только они начали разговаривать, они начали, спустя некоторое время, уважать друг друга.

Действительно ли "лекарство", которое предложил рав, взято из "каббалы"? Не совсем, но каббала, действительно, учит человека терпению. Все что рав сказал, по сути, это "не обращай на него внимания, и дай ему успокоиться. И тогда ты сама убедишься, что возможно исправить ваши отношения". И так, действительно, и произошло.

Ибо когда игнорируют что-либо, тем самым стирают его сущность, пока она совсем не перестает существовать. То же самое справедливо и в отношении нежелательных мыслей. Ключ – в том, чтобы отталкивать мысль обеими руками, и сосредоточиться на другой мысли. Тогда нежелательная мысль, естественным образом, перетечет за пределы нашего сознания, без всякого усилия с нашей стороны.

Хасидизм подчеркивает силу мозга, и учит, что даат – это ключ к эмоциям. Точно также как ключ зажигания, которым человек может завести или погасить двигатель машины, точно также сосредоточиваясь на какой-либо теме, или игнорируя ее, мы способны управлять своими эмоциями.