Люди и технический прогресс

Жарасбек Коргамбаев
ЛЮДИ – НЕ ВЕЧНЫЕ РАБЫ

Мы находимся на крутом историческом повороте, где все меняется. И хорошо было бы иметь такой диалектический взгляд, когда в гибели мы могли бы увидеть и возрождения. Существует мнение, согласно которому теперешняя система, совершенствуясь на технической основе, со временем подчинит себе индивидов (именно подчинит, принудит, применяет насилие), охватив каждого сетью, что преодолеет противостояния между индивидами и обществом. Суть подобных рассуждений состоит в том, что, в конце концов, общество упорядочит некая сетевая, кибернетическая система, которая, охватив каждого ею, установит электронный контроль над каждым, при котором даже роль государства будет сведена к минимуму. Даже постепенно отпадет надобность в использовании денег.
Подобные рассуждения основаны на полном непонимании нашей жизни. А теперь спрашивается, а зачем тогда сложилась неограниченная власть денег над людьми, если люди могут их так просто отбросить и если какие мировые компаний и прочие могут принудить людей принять некий общий порядок, спущенный им свыше. Социализм тоже спускал такие порядки и контролировал поведения людей и подгонял всех под определенные правила, чуждые этим индивидам. И современный капитализм делает так. И интересно то, что современные люди даже не подозревают, что в себе скрывают деньги, за которыми люди идут и на смерть. Ведь их психологию создали именно деньги, которыми манипулируют все. И эти же деньги и могут изменить и психологию людей!
Способы регуляции и контроля, устанавливаемые в обществе, могут управлять деньгами и их движением (это достижение только нашего века, суть свободы, достигнутая на этом уровне, свободы социальной), а через это – и людьми, но не манипулировать людьми (история уже не вернется к непосредственному господству и подчинению - рабству, крепостничеству, даже к наемному труду она уже не вернется, раз не рабочими руками создаются богатства. Время непосредственного принуждения, где манипулировали людьми, уже позади). В такого рода рассуждениях речь идет о манипулировании людьми и управлении их поведением. Ничто, даже самая сильная фантазия, не сможет преодолеть деньги, которые сегодня объективно регулируют взаимоотношения не только между людьми, но и между личностью и обществом, и между всеми народами, и тем определяют направление развития человечества. Ведь появление платежных или кредитных карточек вовсе не означает, что таким путем и роль денег можно свести на нет. Деньги, прежде всего, — душа людей, обусловленная тем, что они составляют внутреннюю структуру, сущность личности. Если не появятся новые структуры, заменяющие первые, то всякое другое будет насилием и возвратом к рабству, а не историческим прогрессом. А это исключено. Кроме того, человека нужно вполне сознательно наполнять другим содержанием, убрав эти деньги из их души только таким путем, который скрыт в современном положении человека - человека одинокого, изолированного, заброшенного, предоставленного этим деньгам.
История никогда не повернется назад, это есть не более как выворачивание нашего сознания, когда мы можем, если захотим, и стоять на голове, и ползать на четвереньках. Денежное рабство — это нечто совсем другое. Оно — полная парализация жизни и медленное, но неуклонное убивание людей, привязанных к деньгам. В этом мире, где люди, как двуногие, ходят не на ногах, на голове долго стоять не смогут. Да и мир, который мы видим вывернутым, вовсе не наш мир. А тот, который действительно уходит от нас, от людей. Поэтому он уже стоит на голове и людей заставляет делать это. А люди даже не могут понять, зачем все они ходят на голове, тогда как могли бы свободно ходить на своих двух ногах. И тогда освободилась бы и голова, освободились бы и руки.
Деньги являлись эквивалентом богатства, средством обмена, сегодня они – отношения между людьми, их связи друг с другом, сложившиеся в наш век, и они не могут быть так просто уничтожены. И если они когда-либо отомрут, то только в силу того, что между людьми сложатся другие связи, заменяющие эти отношения. А кто знает, какие отношения их заменят? Ведь исторически все происходило именно так. И одни формы отношений и связей, объединявшие людей, ликвидировались и постепенно исчезали, когда взамен им складывались более высокие и жизнеспособные связи. Так были заменены рабские отношения крепостническими, а крепостнические – капиталистическим, то есть товарными отношениями. И вот, наконец, историческим движением товарные отношения заменены денежными, которые стали отношениями между людьми. И именно этим парализовали людей, тем самым только предупреждая их, что они с ними вовсе не шутят. Деньги уже стали их обликом. И люди уже воспевают их. Какая сила может изменить этого положения, сложившегося исторически, и как человек, предоставленный себе, наконец, увидит мир в правильном его положении? Вот в чем коренной вопрос. И не надо быть наивным, что этот вопрос будет решать миллиардер, которому доверили мир и призвание которого - уничтожить этот мир.

Здесь необходимо иметь в виду, что все предыдущие отношения между людьми были классовыми отношениями, отношениями общественными, социальными, где индивиды, личность еще никакую роль не играли. Денежные отношения впервые сложились именно как индивидуальные отношения, отношения между людьми. Но люди их еще не поняли, и поэтому они за своими деньгами идут туда, куда их ведут их деньги. Все люди! И миллиардеры!
Но надо делать так, чтобы жить ради самого себя, гоняясь за этими деньгами и материальными благами, стало невыгодным. И чтобы люди стали отказываться от них. И вот массы людей от них и отказываются, превращаясь по доброй воле в бомжей, в алкоголиков, наркоманов и прочих. Люди вполне добровольно сходят и с ума. И именно как такие отношения деньги себя впервые обнаружили как отношения бесчеловечные. Кто же век тому назад говорил, что отношения между капиталистом и рабочим — бесчеловечные отношения? Даже в советском обществе об этом не имели понятия.
Тем самым именно денежные отношения впервые породили и идею о человечности и человеческих отношениях между людьми, подчеркнув бесчеловечность, с которой люди уже мириться не могут. Ведь прежние отношения маскировались, а эти — нет. Поэтому капиталистическая эксплуатация воспринималась законной. Тем самым они конкретизировали все те идеи, которые раньше являлись общественными, конкретизировали применительно к людям и их личным отношениям. И это говорит о том, насколько важна роль денег. Само собой разумеется, эти отношения могут быть заменены только человеческими отношениями, к тому же порожденными ими же, как бесчеловечными отношениями. Только в деньгах люди увидели мир вывернутым! И все теперь стоят на головах. И вот теперь одни смотрят в небо, а другие - в подземелья, а самые богатые люди мира мечтают улететь на другую планету!
И если люди одинокие, заброшенные, предоставленные себе и вынужденные делать деньги согласно устройству системы, то они могут войти и в другую систему, идя именно за своими деньгами. Но в этой новой системе их деньги стали общественными. И люди, преследующие свои личные интересы, продолжают работать этими деньгами, которые принадлежат всем. И только в этом положении они и изменяются и становятся общественным человеком. И только в этом положении у них появляется новое сознание, соответствующее их новому положению. И только в этом положении исчезнут и деньги, породив новую психологию.
А теперь посмотрите на мир, в котором вы живете и где одни накопили миллиарды, а другие живут в нищете и где гибнут от денежного рабства, где одни томятся в тюрьмах и лагерях и умирают от бездеятельности на государственных харчах, а другие заканчивают свои жизни в домах престарелых. А еще малолетние бродяги и дети в детских домах. Все они живут без денег. И умирают в бездеятельности! И вот когда люди начнут работать с общественными деньгами, воспринимая их своими личными, они и станут общественными людьми, способными и мыслить общественными категорями.

Вот до этого никакая сила в обществе не устранит влияния денег на людей, так как эти деньги находятся в их карманах и образовали их облик. И они днем и ночью живут ими.
 О деньгах можно думать, таким образом, лишь в связи с их функциями, сложившимися исторически, а не глядя на сознание людей и их желания, и ясно зная, какую роль они играли в историческом развитии человеческого общества и какую роль сыграют в последний раз, в связи со становлением механизмов развития личности. Становится личность. И эти люди смогут справиться с деньгами, только объединившись. И только в силу этого обстоятельства по своему содержанию став общественными существами. Сторонники «электронного контроля» и электронных денег, об этом даже не подумывают, будто личность – нечто незначительное в системе общественной организации и в истории. Будто миллионы и миллиарды людей на земле — вечные рабы вещей и денег.
Как я уже подчеркнул, общество поворачивается к человеку, индивидуализируя его, и тем оно идет к обществу свободных людей через обуздание власти денег, а не денег вообще. И люди еще долго будут работать с деньгами, пока на земле существует капитализм. Деньги существовали всегда, как только раскололся первобытный строй, существовавший тысячелетиями. А денежное рабство существовало не всегда. Деньги могут оказаться в руках людей, тогда отдельные люди манипулируют ими. Они могут оказаться и в общественном пользовании, тогда общество управляет индивидами, манипулируя этими деньгами. Там же, где деньги еще не имели влияния и не определяли отношения людей друг к другу, там существовало непосредственное рабство и непосредственная зависимость, например в эпоху рабовладения или крепостничества в средних веках. Техника, напротив, освободила людей, многократно увеличив производительность труда, сократив объем малопроизводительной физической работы. И теперь технический прогресс не изменил своему призванию и развивается по назначению. Другое дело, как она используются, в каких целях и в чьих руках они находятся.  И кто ими владеет. Но, как бы это ни было, техника не отменяет деньги, как и государственного управления. Люди же от денег откажутся только тогда, когда надобность в них отпадает в силу развития человеческих отношений между людьми. Ведь никто не скажет, что любовь - это не реальность, а просто мечта. Она сейчас, в период индивидуализации человека, становится величайшей духовной силой. И мы просто не знаем, какое будущее  принадлежит не ей, любви, а людям, слепо ищущим друг друга и себя через свой ослепительный денежный облик. По моему предположению, например, деньги превращаются в разрушительную силу и тем превращаются в оковы, сковывающей не просто общественное развитие, но главным образом и человека, являясь его обликом. И мы уже находимся на этом этапе и попали в водоворот самоуничтожения.
Итак, сейчас нужно обуздать власть денег над людьми и тем не дать преждевременно разорваться обществу разрушительной функцией денег. А если последняя обнаружилась, то это является признаком, что деньги, так или иначе, должны быть уничтожены, если человечество хочет выжить и развиваться дальше на собственно человеческой основе. Как же оно может осуществляться, показывает только практика  и развертывающаяся необходимость, направленная именно на разрушение жизни на земле, но, тем не менее, обосновывающаяся как историческая необходимость с точки зрения владельца денег.
Социализм, обобществив средства производства, манипулировал деньгами как с политическим рычагом, тем самым он разложил стоимость и дал волю потребительной стоимости. Там и речи быть не могло о денежном рабстве. (жажда обогащения, нищета, делание денег, кредиты), ибо основная масса жила «от зарплаты до зарплаты». В этом общественном манипулировании деньгами социализм создал условие для индивидуализации человека, формируя его как владельца денег, предоставив его деньгам (зарплате, основному источнику существования – труду и нетрудовым доходам) А индивидуализация человека, совершающаяся стихийно в рамках денежных отношений, в свою очередь подготавливает условия для полного развития человека, именно установленным мной путем освобождая его, а не ориентируя на обогащение каждого. Именно поэтому «бизнес» в нашем обществе играет положительную роль с исторической точки зрения, разлагая старое общество и тем подготавливая переход к новому состоянию. Опуская, например, людей на уровень выживания, на дно жизни, превращая их в монстров, бездушных скряг, тем самым, порождая ропот, вопль, отчаяние, которые все больше на себя обращают внимание, являясь причиной гибели людей и распада производства. И общество, верившее в некую столбовую дорогу, вынуждено их решать, чтобы продвигаться вперед. Именно вынуждено!
 Кроме того, следует иметь в виду, что возникает серьезная угроза со стороны здоровья людей. В результате резкого изменения условий жизни и социального климата возникают множество болезней, многие из которых принимают массовый характер и прогрессируют. Превращение всего в деньги – это разрушение всего в полном смысле этого слова. Что стало с медициной, образованием, трудом и отдыхом людей? Что стало с их жизнью и здоровьем вообще. Хорошо известна угроза СПИД и других заболеваний, несущих смерть.
И все это свидетельствует, что старая форма жизни разлагается и пришла к своему концу, и осуществляют это деньги, ставшие обликом людей.  Деньги как облик человека можно понимать как способа парализации человека и его деятельности, блокирования в полном смысле этого слова. Человек не может осуществлять себя по-старому, облеченный в деньги, так он не может осуществлять себя и по-новому. Он в полном тупике и деградирует. Все выходит из-под его власти, даже элементарные его потребности уже не подчиняются ему и принимают самодовлеющий характер, и человек становится просто «потребителем», потребителем ненасытным. Его эгоизму нет предела и т. д. Он попросту загнан в угол, зажат и задыхается под тяжестью денежного рабства, запутавшись, например, в долгах, полностью и без остатка посвятив себя деланию денег. Деньги не оставляют ему пространства для жизни и блокируют все положительные проявления жизни, и человек вырождается в буквальном смысле этого слова. И объективно складывается такая ситуация, что он должен спасать себя сам. Иначе он попросту погибнет как от парализации, так и паразитических потребностей.
Такие вопросы раньше просто не вставали, и предыдущие поколения с ними не сталкивались, и общество (и люди) над ними не задумывалось. Теперь они подрывают их основу, несут разрушение, горе, несчастье. Отсюда и сложнейшие человеческие проблемы, обусловленные не волей и сознанием индивидов, а организацией общества, вне решения которых и общество обречено. Посмотрите, какое несметное количество медицинских центров появились в одном только Алматы, не считая частных и скрытых, и большинство людей озабочены своим здоровьем. И нередко мы слышим душераздирающие крики граждан, обреченных на гибель. Выросла детская смертность, смертность матерей. И никогда в истории развития человеческого общества еще не была, чтобы люди делали деньги на здоровье людей и обогащались на их смерти. А что с собой представляют рекламы, полностью завоевавшие наш мир и уже сводящие людей с ума, заполнив все пространства нашей жизни бессмысленной деятельностью. Человеку уже трудно дышать в этом заполненном вещами мире. А он все продолжает кричать, что он нищий и ему всего этого мало, хотя он задавлен этими вещами!
При социализме создавали общее благо и равные для всех условия. Озабоченные именно этим, там и не заметили, как постепенно основная масса людей обнищала, а привилегированное меньшинство превращалось в «подпольных миллионеров», причем все это происходило на основе роста общественного богатства. И сегодня происходит то же самое, но в отличие от предыдущего этапа, здесь все делается открыто и выявляется (а при социализме все скрывали), ибо невозможно скрыть очевидные результаты деятельности владельцев денег.  В конце концов, люди поймут, что парализация деятельности индивидов носит объективный характер и подчинена другой необходимости, которая развертывается стихийно и именно поэтому имеет разрушительный характер.  Владелец денег – историческая фигура, призванная только разрушать. И это значит, что в разрушителя может превратиться каждый.
 Эта система, которая стремиться подчинить себе индивидов, таким образом, сама распадается, парализуя социальную деятельность индивидов и активизируя их разрушительные силы. Поэтому она ставит задачу, которую человечество разрешит не просто путем технического совершенствования, а освобождая человека от денежного рабства.
Приведу ряд сравнений. В процессе превращения денег в капитал, занимавшего длительный исторический период, сложился капиталистическое общество, которое, с момента своего зарождения вплоть до полного распада проходит ряд этапов в своем диалектическом развитии. Капитал сразу породил своего антипода – наемных рабочих, и развивался в классовых противоречиях. В итоге капитал (средства производства, производительные силы) был концентрирован в руках немногих – государственно-монополистический капитализм, противоречия которого, в конце концов, свернули развитие общества. В. И. Ленин свои выводы основывал на данных империализма и определил его как загнивающего, паразитического капитализма. Маркс же свои выводы основывал на материалах классического периода. Оба они были правы в пределах своей эпохи и не ошиблись в основных выводах, и каждый предвидел развитие основных тенденций, выводящих за пределы настоящего этапа.
Все здесь обстояло так, что люди должны были уничтожить монополию необузданного произвола меньшинства, или погибнуть под их насилием. Капитал из производительной категории превратился в оковы. Чудовищные противоречия империалистической стадии разрешились социалистической революцией в царской России и обобществлением (социализацией) капитала на Западе. Здесь капитал в виде денег оказался в руках многих, тем самым он размельчался. Новая историческая эпоха, ознаменовавшая социализацией капитала, породила неожиданные повороты. Началась эпоха превращения капитала в деньги, в котором становился человеческая личность, став владельцем денег. В нашем определении капитал, социализированный данным движением,  породил своего антипода – процессы индивидуализации капитала, в которой деньги оказываются в руках людей (среднее и малое предпринимательство). Здесь необходимо исходить из того факта, что капитал был достоянием общества, деньги же стали достоянием каждого, и «делать деньги» сложился как всеобщий принцип. В социалистической системе сформировались владельцы денег. И здесь так же не капитал, а деньги оказались в руках людей. Деньги не как облик стоимости, а как облик личности и выражение индивидуальной деятельности, при котором деньги уже не созидают, а поедаются, поскольку подчинены потреблению как самоцели. Отсюда и наша зависимость от иностранного капитала.
Мы уже знаем, что капитал - производительная категория, а деньги, попавшие в руки отдельных людей – разрушительная. Но индивидуализация капитала направлена против социальной формы капитала. Отсюда и противоречия распада капиталистического общества на стадии его гибели.
Но все идет к тому, что деньги сосредоточиваются в руках небольшой кучки олигархов. Таким образом, неограниченное господство денег приводит к парализации деятельности каждого человека и тем полностью разлагает общество. Необходимо иметь в виду, что концентрация капитала в руках немногих лишь свернула общество и временно парализовала его, теперь же речь идет о полном его разложении, что и ставит человечество под реальную угрозу его гибели. Стало быть, мы действительно имеем дело с неординарным, особым положением, из которого можем выходить лишь сознательным отношением к своему поистине бессознательному существованию. Ведь социализм всего лишь деформировал капитализм, разложив отношения стоимости, с чем и связано разнобой в ценообразовании и инфляция, обесценение рабочей силы и появление «лишних людей». Вслед за ним происходил внутренний распад капитала как результат его социализации в мире капитализма, в которой человечество так же оказалось под неограниченной властью денег. Теперь мы полностью зависим от денег. Вследствие этого, во всех странах постсоветского пространства, свернулась наука и технический прогресс, что усилило приток иностранного капитала и его господство. Но я не думаю, что такое не произойдет и с развитыми странами Запада, зашедшими в кризис. В капиталистических странах кризис уже запустил разрушительные механизмы денег, и если они уже завелись и заработали, то их уже ничто не остановит, привычными методами же могут лишь оттянуть, и кризис будет развиваться до тех пор, пока полностью не расстроит капиталистическую систему. И мы это приблизительно можем представить по пути распада социализма. Тогда только мы убедимся, что мы никогда не шли по пути Запада, а, напротив, Запад шел к нашему пути, а мы только бессознательно использовали их стандарты как временную основу, но только бессознательно. Сознательное же их использование нас несомненно выведет на новую основу развития и направит на путь формирования человека.
В этом смысле и капитализмом двигают не просто капитал, прибыль и т. д., а процессы индивидуализации капитала, совершающиеся в рамках денежных отношений, и которые и постепенно подрывали его основы. И это так же свидетельствует о том, что капитализм «очеловечивается» и развивается на этой новой основе, даже не имея элементарного представления о том, куда он идет, поклоняясь многочисленным богам и суеверному страху перед монстрами и разрушителями. И здесь речь идет не о таинственных силах, а вполне реальных, которые принимают такую форму только благодаря бессилию нашего мышления, неспособного проникнуть в содержание и сущность нашей непростой жизни. И бессилие нашего мышления выразилось именно в том, что оно, со времени распада социализма, оказалось неспособным воспринять разрушительную функцию денег и ее объективный характер, которые проявляются в деятельности владельцев денег – этого главного героя нашего времени, подвергшего отрицанию все прошлое и не знающего ничего, кроме обогащения, стремления которого мы и воспринимаем как единственно приемлемого и необходимого и с которым непосредственно связаны денежное рабство и нищета современного мира, намного превосходящей ту, которую знали на предыдущем этапе.
Суть в том, что владельцы денег, как я уже упомянул, – это не общественные классы и ни социальные группы людей, а каждый отдельный человек, а потому стремления владельцев денег практически неуправляемы. Денежное рабство ведет, в конце концов,  к парализации деятельности каждого индивида, не имеет значение, посредством чего она осуществляется: через всеобщую алкоголизацию или наркотизацию, через всеобщий разврат или преступность, через абсурд или безумие, через дикую эксплуатацию или прямое порабощение человека, через наживу или страсть к обогащению, разве мало в нашей жизни таких явлений, развитие которых в теперешних условиях необратимо и обращены против человека и на его уничтожение. Возьмите хотя бы опутавшую нас кредитную проблему.
А это значит, что мы идем, в сущности, не ко всеобщему процветанию, а к непредсказуемым и неуправляемым процессам, которые непосредственно связаны уже с распадом владельца денег. И мы не знаем, насколько еще продолжится его распад и что с собой он представляет, но мы можем знать точно, что в этом движении деньги будут не самовозрастать, а самоликвидироваться и что это принудит человечество к производству без денег.  А ведь негативные тенденции уже преобладатют над позитивными! Представьте себе, какой страх наводит сегодня на людей экстремистские устремления и терроризм! Они в мире становятся проблемой № 1! И куда мы идем на основе процентного капитала?
Всего этого совсем не учитывают сторонники «электронного управления», уверенные, что на основе новых технологий можно изменить мир и устранить  беспорядки и даже установить справедливость! Увлеченные своими идеями, они не имеют к жизни ничего, кроме абстрактного, безжизненного технического взгляда, который человека делает придатком машины и обезличивает его. Вот почему нам важно выработать точку зрения личности на развитие нашей жизни и перейти на новое видение реальности, в котором она предстает такой, какая она есть в действительности, а не в перевернутом виде в идеальной конструкции действительности.
По макетам можно строить только дома, сооружать многие вещи, даже чудесные, но человеческая жизнь и ее реальное развитие не моделируется, а осознается, ибо она развертывается в диалектическом движении и именно поэтому с неожиданными поворотами. Здесь, как говорил Маркс, нужна только сила абстракции, чтобы мы могли уловить движение необходимости в ее взаимодействии с бесконечными проявлениями случайностей, чтобы мы, следовательно, внешнее движение могли отличить от внутренних, явления от сущности, в которых познание как раз запуталось. И думать, что это сложное диалектическое развитие подвластно идеальной конструкции действительности, - это, значит, путать вещи с человеком и проектировать жизнь исключительно с экономической точки зрения, заранее представляя себе неизменным положение человека в мире как придатка машины. Эти конструкции уже проверились социализмом и проверяются западными моделями «процветания». И реальная жизнь неопровержимо доказала, что то, что давало хорошие результаты в отношении вещей, дает обратные  в отношении к человеку и что они совершенно не применимы к прогнозированию будущего состояния общества, развивающегося из настоящего через развитие человека и через коренное изменение отношения людей друг к другу, что станет возможным только в силу устранения власти денег над людьми. Именно над этим вопросом  должны думать люди современного цивилизованного и культурного общества, если они хотят выжить и дальше развиваться на новой основе, сохранив современные производительные силы и культуру.
        Такова сущность нашего сознания, перевернутого общественным поворотом. Оно и отталкивается от реальной жизни и все превращает в абстракцию и поэтому остается в заоблачной выси, откуда и земля представляется недосягаемой. И мы испытываем дискомфорт, исходя из этого положения, неудобного нам, когда собственная жена становится чужой, а богатство уплывает из рук и тает как лед, не доставив нам наслаждения жизнью. Так что погоня за деньгами нас попросту деформировала, и теперь мы не узнаем самих себя и поэтому и ищем себя в другом пространстве и другом измерении. Отсюда и беспрерывные столкновения, слепо двигающие нами, принимая различные формы, становятся принципом нашего развития. И мы это воспринимаем законом жизни, тем самым, узаконивая беззаконие и произвол. И мы, кажется, к этому привыкаем, будто все должно обстоять так. И если в этой обстановке в жизни людей происходит что-то хорошее, примерное, то оно является результатом лишь больших усилий и осознания данной обстановки.