4. 6 Знания разных категорий людей

Лариса Болотова
               
              Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):
   
(стр.96) «Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи явлений, которые иначе понять невозможно.

Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражание или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщённое ему долгими упражнениями.  Человек номер один, если он таков в полном смысле слова, заучивает всё наподобие попугая или обезьяны.

Знание человека номер два – это просто знания того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всём он желает чего-то приятного. Если же это больной  человек, он будет, напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нём страх, ужас, отвращение.

Знание человека номер три – это знание, основанное на субъективно-логическом  мышление, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита  повторяется в Коране Мухаммада; и обосновал на этом целую систему толкования Корана.

Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличные от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь, получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своём знание, начал движение по пути к объективному знанию.

Знание человека номер пять – это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и всё его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно «я», которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому «я». То, что он знает, знает всё его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.

Знание человека номер шесть – это полное знание, какое только возможно для человека; но его ещё можно утратить.

Знание человека номер семь – это его собственные знания, которое невозможно у него отобрать; это объективное и целиком практическое знание Всего».

Совершенно так же  обстоит дело и с бытием, то есть с жизнью человека. Есть бытие человека номер один, который живёт инстинктами и ощущениями; есть бытие человека номер два, так сказать, бытие сентиментального, эмоционального человека; есть бытие человека номер три, бытие рационалиста, человека теоретического ума и так далее. Человек номер один, два и три – и причина тому его бытие – не воспринимает знание человека номер четыре, пять и выше. И что бы вы ему ни дали, он станет объяснять это на свой лад, принижая любую идею до того уровня, на котором находится сам.

Тот же порядок деления на семь категорий следует применять ко всему, что относиться к человеку. Есть искусство номер один, то есть искусство человека номер один, подражательное и копирующее, грубо примитивное и чувственное, такое как музыка и пляска первобытных народов. Есть искусство номер два – сентиментальное искусство; есть номер три, интеллектуальное и надуманное; должно существовать также искусство номер четыре, пять и так далее».

               Прочитав  изложенное, мне захотелось понять к какой категории по знанию, бытию и искусству я отношусь. Получилось по знанию и бытию – скорей всего к четвёртой. С искусством дело сложнее. Прежде  нужно понять, что автор имел ввиду - отношение к искусству или способность самому рисовать и творить?   Мне нравиться рисовать и нравиться то, что я рисую. Конечно, истинным искусством это не назовёшь.

"Схоласт – это последователь схоластики.

Схоластика – это средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви" (Толковый словарь С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова)