6 Матушка Мария. Способы оказаться вредителем

Виктор Гранин
                Из сочинения "Просто Мария. Интродукция
                и рондо каприччизо."
                Часть вторая. Рондо каприччиозо

Содержание на http://www.proza.ru/2017/12/19/1599               
               

    Матушка Мария объясняет как было дело:

«В конце апреля [тридцать седьмого года] организовали отряд  женский, два трактора нам дали – организовали женскую бригаду; бригадиром поставили Гранин [а]  Иван[а] -  молодой парень; ну нам дали четвёртую девушку с Куды Таню Бахматову – но она не стала работать, ушла от нас; а Стеша Павловская вышла замуж – парень Костя Немазаников женился на ней и увёз в город. Мы остались двое с Шурой, нам дали трактористов старых. Мне дали  Петра Николаевича Усова, а Шуре дали Степана Купца.  Оне стары трактористы. Прицепщиков тоже старых. Ну, они работают днём – работают трактора; а на ночь уходят - наша смена заступает. Ну, мы плохо знали трактора-то, а прицепщики-то больше нас  знали. Но оне таки хитры – чтоб  мы не работали, они возьмут – вот, примерно, у меня Пётр Николаевич возьмёт подшипники перетянет, затянет; и этот, жиклёр регулятора возьмёт убавит. Он на больших то… на холостой-то работает хорошо, как дашь ему нагрузку – он не тянет, глохнет. Заглохнет – завести не можно, в перетяжке подшипники  тяжело заводить.  И вот простоишь ночь. И вот так моталися.    Да, этот - Ивана-то взяли в армию сразу. А эти старые.  Он нам хорошо помогал. А когда его взяли в армию, нам дали опеть  другого бригадира, парня нашего грановского.  Он к нам не заявлялся в отряд. Ночью наша смена, моя смена – он не придёт. Вон возьмёт этот Пётр Николаевич жиклёр убавит – он на холосты работат, дашь нагрузку – он глохнет. Завести не можно. Во ночь простоишь – вот так этак мотались, мотались. Потом я взяла, ну – не вышла на работу. Приезжат директор эМТээСа в отряд. Шура говорит: - Я не буду работать, Манька уже не работат. Он: - Как не работат?.  – Она уже не работат, ушла. Ну оне, старший механик и этот директор, приезжают домой к нам. Ну и забирают меня, садят в машину и увозят в отряд. Сделали совещанье. – Почему не работаете?  Ну мы его не хочем этого Степана Брызгалова выдать. Мы говорим: - Не можем работать. Ну оне взяли и сняли этого бригадира. Сняли бригадира, сняли этих наших старых трактористов, нам поставили… поставили других трактористов. Мне поставили Гриню Михеева, а Шурке Сашку Назаровского. Ну – те хорошие были. Бригадира сняли и нам поставили из Хомутова. Главно – два трактора и бригадира и помошника из Хомутовой. Два трактора и два бригадира. Но оне, правда, ну днём-то работают, а к ноче-то уезжают в Хомутову. Ну, а мы – работали. А потом у меня этова Гриню опеть взяли в армию, я опеть осталась одна на тракторе на этим. И так мне никаво не поставили, и я одна работала. Этот бригадир приедет, Латышев Вася: - Работай, я тебе помогу, подшипники перетяну – ты маленько вздремни. Ну, подшипники перетянет, трактор заводится – Ну, паши. И день пашу, и ночь пашу – никакой смены. И до тех пор допахала и за рулём уснула. А прицепщик у меня тоже ушёл, видно в будку. Я уснула, и этот трактор-то у меня ушёл куды-то, ушёл, на каку-то гору залез и заглох. Ой , я разбудилась, а он на дыбах стоит. Я боялася его подключать, сижу в будке, а бригадир это приезжат: - Ты чё? Я говорю: - Вот так, вот так  – трактор у меня на дыбах стоит. Ну чё -давай его вытаскивать другим трактором буксиром. Вот так мы моталися. Потом – ну, я лето…  Он приедет: - Надо тебе трактор наладить - такой шутник был, хороший парень  - надо тебе наладить трактор, побольше трудоднишек заработать на свадьбу. Куку мне свадьбу-то? Ну, я лето проработала, осенью меня назначили, отправили на комбаньёра учиться в Кимельтей. И я вот проучилася лето, зиму и лето… А… И…  это где-то в июне- месяце я приехала – сдала, получила трактор… Ой,  - комбайн. И вот я на комбайне опеть работала. Сколь же я работала-то? Ну, сезона, наверное, это уже… тридцать восьмой год… Тридцать восьмой, тридцать девятый… Ага…  Тридцать девятый год – меня опеть. Проработала я на комбайне. Меня опеть назначают на механика МТС [учиться ]. Отговариваться-то никак не возможно – тебя всем стращают. Уехала я учиться в Тим… Не в Тимельтей, а Тулун, в Тулунский, какой-то автотракторный завод. Приехала туды. Там надо пять лет учиться на этого на инженера. А я там ночь ночевала, утром пошла машина на станцию Тулун. Я сяла в машину и приехала. На станцию приехала, потом в город. Вот так мотали меня в этом МТС. На этим я… Ну, приехала. Чё, надо появляться на этом МТС. Не зная – чё это они мне будут.... Ну, недолго думала – тут вышла  взамуж. Замуж вышла. Так они это…  Директор-то всё ездил. Ну, я вышла замуж за Алексея Романовича, он учителем… Они уж меня оставили в покое – давай его тряпать. А он говорит: - А  чё, говорит, вы будете… А я же беременна была. Ну тогда уж оне от меня отстали. Отстали. А потом опеть… Сколь я прожила? В сорок первом году уже началась война. Нас опеть призвали всех в МТС. Мужиков взяли в армию. А нас девчонок всех опеть  собрали, подготовили опеть, дали опеть комбайны. И вот я на комбайне опеть всю войну проработала до сорок…до сорок восьмого года, наверно.»
               
                Продолжение 7 следует.