Герои и жертвы снайперской войны. Июнь 1941

Олег Каминский
     Одной из самых почитаемых, уважаемых и опасных воинских профессий, ещё с Великой Отечественной войны, в нашей стране считается профессия снайпера. В обычном понимании слова, снайпер – это боец, вооруженный специальной винтовкой с оптическим прицелом, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения, поражающий цель, как правило, с первого выстрела. Особенно восхищает всех именно эта способность снайпера быстро и хладнокровно без сожалений поражать врага одним метким выстрелом.

     В Советском Союзе подготовка метких стрелков была поставлена на широкую ногу. Ещё в 1929 году на высших офицерских курсах «Выстрел» был создан снайперский курс, а позднее подготовкой снайперов стали заниматься специальные курсы ОСОАВИАХИМа и войсковые части. В страны появилось множество стрелковые клубов и вскоре снайперское движение приобрело массовый размах, несоизмеримый с подготовкой метких стрелков в любом другом государстве мира. Всех граждан и даже гражданок поощряли заниматься стрелковым делом, для чего 29 декабря  1932 года был даже учрежден почетный значок «Ворошиловский стрелок». Уже к 1938 году такие значки заслужили и с гордостью носили на груди шесть миллионов человек. Разумеется, далеко не всех этих значкистов следует считать снайперами, но масса хороших стрелков давала отличную базу для отбора действительно отличных снайперов. Обучением же настоящих снайперов занимались специальные снайперские школы. Таких школ в 1936 году было 11 и, судя по всему, в дальнейшем их количество увеличилось. Всего, по некоторым данным, с 1935 года по 1940 год было обучено 13.000 снайперов различной квалификации. Кроме того, десятки тысяч бойцов Красной Армии, имеющие отличные показатели в стрельбе, получили в качестве личного оружия винтовки с оптическими прицелами и стали, таким образом, снайперами, хотя и не имели специальной подготовки. В среднем на каждую стрелковую роту было подготовлено 5 - 6 снайперов.

     Стандартным оружием советских снайперов являлись 7,62-мм винтовка системы Мосина образца 1891/1930 г.г., а также самозарядная снайперская винтовка системы Токарева СВТ-40 образца 1940 года. Так же, как подготовке снайперов, производству снайперских винтовок уделялось исключительно большое внимание. В те же предвоенные 1932-1940 годы было выпущено 113 тысяч 460 штук снайперских винтовок. И, если в ноябре 1939 года в частях Красной Армии насчитывалось 54 тысячи снайперских винтовок, то к 22 июня 1941 года их было уже 96 тысяч! К слову, на тот момент в армии имелось также 6.384.000 обыкновенных винтовок, 897.000 самозарядных винтовок и 326.000 карабинов. При наличии такого впечатляющего количества стрелкового оружия (не считая боевой техники) и многих тысяч хорошо подготовленных метких стрелков, Красная Армия имела возможность разгромить и уничтожить любого врага.

     А вот в гитлеровской Германии до войны профессионально снайперов вообще не готовили. Будущая война виделась немцам, прежде всего войной моторов, где моторизированная пехота, при мощной поддержке фронтовой авиации, будет стремительно следовать за ударными танковыми частями. Понятно, что в таких условиях снайперам, практически, делать нечего.

     Специальное снайперское оружие в Германии до войны тоже не производилось. Снайперскую версию 7,92-мм карабина «Маузер» 98К испытали лишь в 1939 году, но серийно эта версия начала производиться лишь в начале 1941 года, причем первыми массово их использовали в боях за Крит парашютисты, которые получили 750 снайперских винтовок. А в Вермахте к началу нападения на Советский Союз было всего лишь несколько сотен винтовок с оптическим прицелом, что не шло ни в какое сравнение с 96 тысячами снайперских винтовок в Красной Армии.

     Союзники Германии, такие как Венгрия, Италия и Румыния, имели не достаточно сильные армии и, кроме обычной стрелковой подготовки солдат, обучением настоящих снайперов практически не занимались. О небольших частях и подразделениях испанцев, словаков и хорватов даже и упоминать нет смысла на эту тему. Лишь испытанная боями армия Финляндии имела хороший опыт применения снайперов во время «Зимней войны» 1939-1940 годов. Именно тогда у финнов появились первые снайперские винтовки, которые достались им в качестве трофеев. Считается, что они захватили 213 советских снайперских винтовок, но эти данные не совсем полные, так как ещё много винтовок запасливые и прижимистые финские солдаты оставили себе для личного пользования. Профессиональных снайперов у финнов тоже не было, зато имелись тысячи отличных стрелков, получивших хорошую практику стрельбы по живым мишеням в ходе той же «Зимней войны».

     А теперь, переходя к непосредственному освещению действий снайперов в Великой Отечественной войне, хочется сказать следующее. Тогда, в годы войны снайперы, наши и вражеские, ведя огонь, не особо задумывались над тем, в кого именно они стреляют. Просто перед ними был враг, которого надо было обязательно уничтожить. Понятно, что среди сотен тысяч человек, убитых снайперами, были храбрые солдаты, выдающиеся командиры, в том числе генералы, Герои Советского Союза, кавалеры Рыцарского креста и других высших наград, известные спортсмены, музыканты, поэты и писатели, талантливые ученые, а то и просто добропорядочные члены семей, многодетные отцы, чьи-то любимые сыновья, мужья и братья. Жертвами снайперов становились, бывало, даже мирные жители, в том числе подростки и дети. В свою очередь, снайперы часто сами становились жертвами. Думается, стоит упомянуть, наконец-то, не только о героях, но и о жертвах снайперской войны. Конечно, перечислять всех нет никакой возможности, но такая задача и не ставится. Приводимые здесь отдельные случаи служат лишь в качестве своеобразных иллюстраций жестокой снайперской войны.

     Первый же день войны 22 июня 1941 года показал, что в Советском Союзе не зря выпускались десятки тысяч снайперских винтовок и готовились соответствующие кадры метких стрелков. Особенно наглядно это видно на примере боев за Брестскую крепость, когда 45-я немецкая пехотная дивизия понесла огромные потери от огня снайперов. Причем советские стрелки выбивали чаще всего именно офицеров и унтер-офицеров. Например, выстрелом в голову был убит командир 1-го батальона 135-го пехотного полка 41-летний майор Фридрих Ольце, выстрелом снайпера в грудь был убит командир 3-го батальона того же полка 38-летний капитан Роберт Пракса. От выстрелов в голову погибли командир 1-го дивизиона 99-го артиллерийского полка 36-летний капитан Герман Краус, обер-лейтенант Гейнц-Гюнтер Деттмер, лейтенанты Йозеф Генрих Кремерс, Вилли Лаутенбах, Бертольд Россет и другие. Пулей прямо в сердце был убит обер-лейтенант Вилли Гоффманн-Ремы. Особенно пострадал от снайперского огня младший командный состав: выстрелами в голову были убиты 27 из 55 погибших унтер-офицеров (ровно 50%) и 7 из 10 погибших фельдфебелей (даже 70%!). От снайперских точных выстрелов в голову погибли также многие солдаты 45-й дивизии. Разумеется, обычные стрелки тоже, бывало, попадали пулей в голову врагу, но гораздо реже. Поэтому, не будет преувеличением утверждать, что подавляющее большинство таких точных попаданий добивались именно снайперы.
     Кроме отлично проявивших себя снайперов Брестской крепости, на многих других участках фронта также были отмечены успешные действия наших метких стрелков.
     Вскоре, некоторые советские снайперы имели на своем счету по нескольку десятков уничтоженных врагов. Например, снайпер 23-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии Южного фронта красноармеец Малиев к концу июня имел на своем счету уже около убитых 40 врагов…

     С первого же дня войны потери стали нести и советские снайперы. Первыми жертвами среди них стали снайперы из состава пограничных войск НКВД (на каждой из 485 пограничных застав, расположенных на западных границах СССР, числилось минимум одна - две пары снайперов, вооруженных винтовками с оптическим прицелом):
     Погиб снайпер 98-го пограничного полка Николай Семенович Власов. На северной границе Беларуси в районе Августова, отражая нападение врага, был убит снайпер 3-й заставы 86-го пограничного отряда красноармеец Сорока. На других заставах, а также в войсках погибли десятки других снайперов…
 
     Продолжение следует