На сцене Бог! Спектакль ульяновского драматическог

Нина Ватрушкина 2
В камеру, где сидит Жанна Д’Арк, входит «сгорбленный, оборванный жалкий старец – это Бог» (Стефан Цанев. Вторая смерть Жанны Д’Арк).

Мы помним, наверно, из школьной программы, что героиня Столетней войны, простая неграмотная девушка Жанна, стала предводительницей французских войск, попала в плен и была сожжена на костре. Но известный болгарский драматург Стефан Цанев представил, что Жанна погибла в бою близ Компьена в 71 км от Парижа. И «ее тайно зарыли в какой-то канаве». Теперь в ее роли выступает бродячая актриса Жанет, приговоренная к смерти за блуд.

Зачем нужен такой ход Стефану Цаневу? Чтоб рассказать о людях современного общества, где «быть верующим выгодно». Пьеса написана в 1990 году в Болгарии, а звучит так, словно написана сейчас в России. «Делают вид, что верят, карьеристы паршивые, - с горечью восклицает Бог. – Говорят мне разные слова, повторяют, жуют, жуют… Слова, слова! И хапают! Хапают, хапают, хапают! О моих идеалах и речи нет вообще. Кто сейчас помышляет о моих идеалах?»


Образ Бога на сцене, и в целом в художественной культуре появляется крайне редко. Христос в «Великом инквизиторе» у Достоевского, в произведениях Николая Ге и Крамского, а сам Бог-отец, пожалуй, только в театре Образцова, в пьесе Исидора Штока «Божественная комедия».

Аккуратный Бог в белом воротничке создает мир, но на человеке запинается. И получается разговор уже не о создании удивительного и разнообразного мира, а о человеческом грехопадении. Ну не слушается человек Бога, гордыня его заедает.

Спектакли по пьесе Стефана Цанева идут во многих странах. В последние годы в Днепропетровске (теперь Днепре), Чернигове (Украина), Гродно, Могилеве (Белоруссия), Крыму, Кемерове, Ульяновске (Россия).

Как может выглядеть сам Бог? У Образцова аккуратненьким, в других перечисленных здесь театрах - в рубище.  В Ульяновске же к созданию декораций и костюмов подошли весьма изобретательно. Время действия - Средневековье, XV век. Член Союза художников Дмитрий Бобрович использовал все возможные на сегодня технологии. Ему помогали молодые инженеры и программисты. Декорации, бутафория и доспехи героев спектакля кажутся достоверными, массивными. На самом деле все сделано из легких материалов вручную.

У Бога тоже элементы «рыцарских атрибутов», стягивающих ремней, сложных символов, ведь Бог создал людей по своему подобию.  Бог Кустарникова мудрый, спокойный и очень усталый. От нашего непослушания, постоянных просьб и проблем.

Когда Жанна-Жанет, «с трудом подыскивая слова», говорит, у людей «должно быть равенство между ними… и братство», Бог парирует знакомыми нам понятиями. «Стоит им прогнать господ и взять власть – куда только что девается! Все мои слова они переиначивают, из бога бедных и обманутых превращают меня в бога богатых и властных – иначе говоря, бога для себя! И первым делом уничтожают тех, кто продолжает верить и говорить о свободе, равенстве и братстве – чтоб не мешали им жрать, пить и хапать! Они и сына моего, Иисуса, убили за то, что он напомнил им про идеалы».

Почему эти слова самого Господа должны быть произнесены именно в присутствии Жанны в ночь перед казнью? Потому что, если Жанна отречется от земных и Божественных идеалов, ее, может, и помилуют. Но, если она победит и дорвется до власти, уверен Бог: «Ты зажжешь костер и сожжешь на нем тех, кто верил в тебя раньше».

«Не хочу я никакой власти!» - восклицает Жанна. «Все так говорят», - отвечает Бог. А потом происходит то, что и мы с вами знаем. Но Жанет – тот редкий человек, который считает, что нельзя жить без идеалов и идет на костер, чтобы образ неподкупной героини, патриота жил в обществе.

В 1431 году Жанну Д’Арк казнили, в 1456 году реабилитировали, в 1920 –м причислили к лику Святых.


Вторая смерть Жанны Д’Арк. Спектакль Ульяновского драматического театра. Режиссер – народный артист России Станислав Железкин. Оформление спектакля – член Союза художников России Дмитрий Бобрович. Бог- заслуженный артист России Владимир Кустарников, Жанет – актриса Юлия Ильина, Палач – артист Марк Щербаков.