Законы развития идеального мира

Виталий Альбертович Иванов
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist

Из трактата «Законы развития»
=============================================



Рассмотрим теперь мир идеальный.
Под идеальным я здесь понимаю
---------------------------------
 субъективное восприятие материального. Это знание части о Целом. Ясно, что часть, какова бы она ни была, насколько бы не приближалась по своим масштабам и качествам к Целому, никогда не может абсолютно знать Целое.
Под знанием подразумеваю внутреннюю структурную информацию, содержащуюся в ИМ ИС (ИМ субъекта или любых так или иначе взаимосвязанных совокупностей субъектов).
Часть информации, содержащейся в ИМ, может отвечать внутренней структурной информации ММ, т.е. быть истинным знанием; другая часть - нет, т.е. быть заблуждением (ложное знание, ошибочное или избыточное - иллюзии и фантазии). Истинное знание ИМ всегда уже объективного ММ.
Но, в то же время, в развитых ИС, в которых имеются субъекты, достигшие определенного уровня развития, ИМ этих субъектов, а также общий ИМ общностей этих субъектов в некоторых аспектах могут быть шире объективного материального. Т.е. субъекты внутри своего ИМ могут осуществлять такие связи между понятиями, аналогами объектов ММ, которые объективно отсутствуют в материальном. И создавать такие понятия, объекты ИМ, которые также отсутствуют в объективном материальном.
Таким образом, с одной стороны, ИМ в ИС всегда уже ММ, но, с другой, может быть, - и в развитых ИС оно так и есть - по некоторым направлениям шире. Именно по объектам и связям ИМ, которые отсутствуют в ММ, осуществляется сознательное, разумное развитие ММ и ИС в целом. Осуществляется оно субъектом или субъектами, целенаправленно строящими связи и объекты в материальном по плану, разработанному в идеальном.

Каким образом мы можем количественно описать ИМ? Можно описывать его аналогично описанию ММ - по объектам и связям. Подходя опять-таки дискретно, считая, допуская, что ИМ состоит из объектов-понятий и связей между понятиями. На самом деле, возможно, границы между понятиями в какой-то мере размыты, и существует некоторое непрерывное (как и в случае ММ) понятийное поле, пространство. Возможно, также существует некая идеальная субстанция, аналог субстанции материальной, из которой и строятся все понятийные структуры. Об этом я говорю в других частях книги. Думаю, здесь дискретный подход вполне допустим. Он прост и очень удобен.

Итак, допустим, ИМ располагает определенным числом объектов - nоб и связей между ними - nсв. Следовательно, ИМ - функция от располагаемого количества понятий и связей:

ИМ = F(nоб , nсв ).                (10)

Количество исчерпывающей информации в ММ (ИИММ) конкретной ИС вполне определенное. Количество истинной исчерпывающей информации в ИМ (ИИИМист) также вполне определенное. Ясно, что в любой ИС всегда выполняется следующее соотношение:

        ИИИМист
0 <  ------------  < 1 .                (11)
         ИИММ

Количество информации ИМ, объективно не существующей в ММ (ложной или отсутствующей), теоретически может быть произвольным. Однако для существования (выживания) субъекта или общности субъектов, т.е. для существования самой ИС необходимо, видимо, чтобы количество ложной или избыточной, не существующей в ММ информации (ИИИМизб), как минимум, было много меньше количества информации истинной.

     ИИИМизб
  (-------------- ) << 1 .                (12)
     ИИИМист

Под понятием (П) можно понимать
---------------------------------
 некоторое интегральное значение, которое, как и значение любого определенного интеграла, имеет вполне конкретную величину. Под интегралом стоят функции и дифференциалы характеристик всех органов ощущений, собранные мозгом в некоторую целостную совокупность, отвечающую какому-либо объекту или явлению (группам объектов или явлений) ММ:

П = Опр.интегралы (F(f1(z),f2(s),f3(o),f4(v),f5(p)) d(z)d(s)d(o)d(v)d(p))                (13)
                (ИМ)

Здесь: d(z) - дифференциал элементарной информации, воспринимаемой органом зрения;
f1(z) - диапазоны характеристик, собранных органом зрения и обработанных мозгом, отнесенных к данному понятию «П»;
d(s) и f2(s) - аналогично для органов слуха;
d(o) и f3(o) - аналогично для органов осязания;
d(v) и f4(v) - аналогично для органов вкуса;
d(p) и f5(p) - аналогично для органов обоняния.

Совершенно аналогично можно определить и весь ИМ субъекта, интегрируя его по всему полю понятий, возможно, добавив только некоторые функции от каких-то других параметров. Соответственно:

                N
ИМ = Интегралы (F(f1(x1), ... fN(xN)) d(x1) ... d(xN)).                (14)
                (ИМ)  i=1

Где х1, ... , хN- соответствуют органам ощущений и иным сенсорным возможностям ИС (организма или общностей организмов).

Ясно, что таким образом можно описать многие объекты ММ. Отталкиваясь от текущей информации, получаемой от своих органов ощущений и накладываемой на картину своего ИМ, которая постоянно пополняется, т.е. благодаря работе органов ощущений, памяти и аппарата анализа, мозга, ИС может в той или иной мере хорошо ориентироваться и действовать в ММ.

Обладая способностью подобным образом формировать понятия, объекты ИМ, мы можем точно таким же образом формировать и понятия, аналогов которых нет в ММ. Вообще говоря, это может быть абсолютно произвольная совокупность сторон. Но на практике, обычно, создаются объекты ИМ в большой степени по аналогии с уже существующими, по ассоциации.

Таким образом, ИМ постоянно расширяется, во-первых, за счет познания ММ и, во-вторых, за счет собственного внутреннего генерирования новых понятий.
В ИМ в отличие от ММ
---------------------------------
можно осуществлять связь между любыми его объектами. В этом преимущество ИМ, залог развития ММ.

Логично предположить, что уровень развития ИМ ИС определяется числом понятий - nпон и числом связей - nсв между ними.
Максимальное число связей  nсвмах  в ИС, располагающей конкретным числом понятий nпон :


                nпон-1          (nпон - 1) nпон 
nсвмах   =  Сумма (i) = -----------------  ,              (15)
                i=1                2

ИМ ИС, имеющий максимально возможное для нее число связей, назовем полным.
---------------------------------


В ИИС, у индивида, nпон определяется как общее число всех понятий. Если же говорить о долговременной памяти (ДП), общем ИМ в ОИС, то, из-за отсутствия материального единства носителей информации, а также единого контроля и организации информационных связей в ОИС, происходит многократное дублирование информации, т.е. дублирование понятий и, соответственно, связей между ними.
При этом общее число понятий в ОИС с учетом дублирования:

                nпон
  nпонд  =  Сумма (Kiд)                (16)
                i=1

Где  Kiд - коэффициент дублирования i-ого понятия.  Kiд ; 1.

Под дублированием понятий будем понимать наличие в ОИС понятий-аналогов у различных ИИС. Например, понятий, отвечающих одним и тем же объектам ММ, понятий, отличающихся друг от друга несущественно, с некоторой определенной степенью точности. Так, понятие «хлеб» у всех одно, и, в то же время, возможны нюансы.
Между дублированными понятиями, соответственно, дублируются и связи.
Ясно, что такое увеличение числа понятий является мнимым и не только не говорит о повышении уровня развития ОИС, а, наоборот, говорит о ее размывании.

Назовем коэффициентом дублирования понятий в ОИС:
---------------------------------

          nпонд 
    Кд = ------ - .                (17)
          nпон

Ясно, что численно в ОИС всегда Кд > 1, и даже Кд >> 1.

Нельзя, конечно же, не отметить и то, что многократное дублирование в ОИС понятий можно рассматривать и как многократное их варьирование с небольшими нюансами, что позволяет в условиях множественности «я» Разума разными (с небольшими нюансами) путями искать и находить все более полное соответствие структур идеального и материального.
В условиях развития ИС такая множественность, дублирование, конечно же, необходимы. Только - до какой степени? Такая множественность говорит и об объективно непрерывном поле, пространстве понятий не только у ИИС, но и в ОИС.

Далее будем рассматривать nпон   без дублирования.
Однако отметим, что величина Кд говорит о совершенстве организации долговременной памяти в ОИС. Коэффициент дублирования должен быть:

 1 < Кд < ?

Степень развития идеального мира в ИС характеризуется суммарным числом входящих в нее понятий nпон и степенью ее полноты Кполн :

                nсв
  0 < Кполн  = -------  ; 1 .              (18)
                nсвмах

 Назовем коэффициентом развития идеального мира в ИС:
---------------------------------

            nсв
 Кр   = -------  .                (19)
             nпон

Максимальный коэффициент развития ИС с числом понятий nпон:

             nсвмах         nпон - 1
 Крмах = -------   =   --------- .                (20)
               nпон                2

В конкретной ИС всегда:  Кр < Крмах.

Уровень развития идеального мира в ИС характеризуется числом понятий или Кр . Ее совершенство – Кполн и Кд . С увеличением числа понятий в идеальном мире увеличивается  Крмах.
Психика, сознание требуют
---------------------------------
 вполне определенных уровней  Кполн и Кд , меньше которых они просто невозможны, а также определенного структурного уровня носителя ИМ (определенного количества исчерпывающей информации в ММ ИС). В рамках достаточно сложных ИС (на уровне сознания) с приближением к.   ???? возможным, а затем все более полным и достоверным становится предвидение.

Долговременную память в ИС (начиная с ОИС) можно определить как:
---------------------------------

ДП = (nпон + nсв)k ,                (21)

 где k > 1.

В свое время Ф.Энгельс выдвинул гипотезу, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний.

Будем понимать под знаниями сумму:

Z = (nпон + nсв)k ,                (22)

где 1 < k < Кд .

Знания –
---------------------------------
 это минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в оперативной или долговременной памяти сведений об объектах ИМ. Отметим, что если для любой информации  Кд > 1,  то у знаний Кд должен быть равен единице, т.е. должно отсутствовать дублирование понятий и связей!
Знания - это исчерпывающая информация о содержании ИМ - всего или каких-то его частей.

Существует объективный закон положительного градиента долговременной памяти, т.е.

d(ДП)
---------  >  0                (23)
   dt

Этот закон утверждает объективную закономерность роста объема информации материи о себе в рамках развивающейся ИС. Необходимо отметить, что абсолютный прирост

d(ДП) = ДПt2 – ДПt1

за равные промежутки времени возрастает. Именно поэтому в формуле (21) k > 1. Это же объясняет (или же этим подтверждается) ускорение темпов накопления информации в ОИС.

Определим идеальный мир в ОИС как

                N
ИМ = ДП + Сумма(ОП)i ,               (24)
                i=1

где N - число ИИС в ОИС.

Как уже было сказано, уровень развития ИМ и, соответственно, оперативной и долговременной памяти определяется располагаемым количеством понятий и связей между ними, т.е.

ОП = F(nпон , nсв )      

ДП = F(nпон , nсв ) .                (25)

В развивающейся ИС (при условии отсутствия воздействий извне или же изнутри, превышающих прочность внутренних связей системы) растет число понятий и связей, и в целом всегда:

d(ИМ)
--------  >  0 .                (26)
   dt

Отметим два закона сохранения ИМ в ИС (ИИС или же ОИС).
---------------------------------

1. Для каждого nпон  :

Кполн ;   Кполнmin    

или же:

Кр               nсв
-------  =  -------  ; Кполнmin     ,              (27)
Крmax       nсвmax

где  Кполнmin  - некоторая минимальная для данного n величина.

(Может быть,  Кполнmin  = Const - общая для любого nпон ?)

Имеется в виду, что росту числа понятий должен отвечать соответствующий рост числа связей.
---------------------------------
Т.е. новые понятия должны встраиваться в некоторую единую систему, создавать из себя некоторую общую картину. Сознание невозможно в виде свалки понятий. Новые понятия должны увязываться с имеющимися ранее.

2. 

      1      d(ДП)
     ----   ---------  ; Ymax                (28)
     ДП      dt

Или

  ДПt2 – ДПt1
 -----------------  ; Ymax .                (29)
 ДПt2 (t2 – t1 )

Здесь Ymax - некоторая максимальная величина темпов развития ИС.

В каждый момент времени у ИС (ОИС или ИИС, для ИИС в (28), (29) вместо «ДП» надо ставить «ОП» ) существуют некоторые предельные темпы развития. Их превышение грозит разрушением данной ИС или ее поглощением другой, более мощной ИС. Известно, что существуют минимум и максимум скорости приема и переработки информации человеком. То же самое можно сказать и об обществе.

Примеры.
1. При восприятии чрезмерного объема новой информации - разрушение круга жизненных ценностей, связей между понятиями, вырабатываемых у человека годами. В результате - сумасшествие, самоубийство.
2. Перескакивание страны через ступени исторического развития (быстрое получение большого количества информации извне данной ОИС) приводит к нарушению национальной самостоятельности, к разрушению культуры народа - распаду старой ОИС.