Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
Из трактата «Законы развития»
=============================================
Рассмотрим теперь мир идеальный.
Под идеальным я здесь понимаю
---------------------------------
субъективное восприятие материального. Это знание части о Целом. Ясно, что часть, какова бы она ни была, насколько бы не приближалась по своим масштабам и качествам к Целому, никогда не может абсолютно знать Целое.
Под знанием подразумеваю внутреннюю структурную информацию, содержащуюся в ИМ ИС (ИМ субъекта или любых так или иначе взаимосвязанных совокупностей субъектов).
Часть информации, содержащейся в ИМ, может отвечать внутренней структурной информации ММ, т.е. быть истинным знанием; другая часть - нет, т.е. быть заблуждением (ложное знание, ошибочное или избыточное - иллюзии и фантазии). Истинное знание ИМ всегда уже объективного ММ.
Но, в то же время, в развитых ИС, в которых имеются субъекты, достигшие определенного уровня развития, ИМ этих субъектов, а также общий ИМ общностей этих субъектов в некоторых аспектах могут быть шире объективного материального. Т.е. субъекты внутри своего ИМ могут осуществлять такие связи между понятиями, аналогами объектов ММ, которые объективно отсутствуют в материальном. И создавать такие понятия, объекты ИМ, которые также отсутствуют в объективном материальном.
Таким образом, с одной стороны, ИМ в ИС всегда уже ММ, но, с другой, может быть, - и в развитых ИС оно так и есть - по некоторым направлениям шире. Именно по объектам и связям ИМ, которые отсутствуют в ММ, осуществляется сознательное, разумное развитие ММ и ИС в целом. Осуществляется оно субъектом или субъектами, целенаправленно строящими связи и объекты в материальном по плану, разработанному в идеальном.
Каким образом мы можем количественно описать ИМ? Можно описывать его аналогично описанию ММ - по объектам и связям. Подходя опять-таки дискретно, считая, допуская, что ИМ состоит из объектов-понятий и связей между понятиями. На самом деле, возможно, границы между понятиями в какой-то мере размыты, и существует некоторое непрерывное (как и в случае ММ) понятийное поле, пространство. Возможно, также существует некая идеальная субстанция, аналог субстанции материальной, из которой и строятся все понятийные структуры. Об этом я говорю в других частях книги. Думаю, здесь дискретный подход вполне допустим. Он прост и очень удобен.
Итак, допустим, ИМ располагает определенным числом объектов - nоб и связей между ними - nсв. Следовательно, ИМ - функция от располагаемого количества понятий и связей:
ИМ = F(nоб , nсв ). (10)
Количество исчерпывающей информации в ММ (ИИММ) конкретной ИС вполне определенное. Количество истинной исчерпывающей информации в ИМ (ИИИМист) также вполне определенное. Ясно, что в любой ИС всегда выполняется следующее соотношение:
ИИИМист
0 < ------------ < 1 . (11)
ИИММ
Количество информации ИМ, объективно не существующей в ММ (ложной или отсутствующей), теоретически может быть произвольным. Однако для существования (выживания) субъекта или общности субъектов, т.е. для существования самой ИС необходимо, видимо, чтобы количество ложной или избыточной, не существующей в ММ информации (ИИИМизб), как минимум, было много меньше количества информации истинной.
ИИИМизб
(-------------- ) << 1 . (12)
ИИИМист
Под понятием (П) можно понимать
---------------------------------
некоторое интегральное значение, которое, как и значение любого определенного интеграла, имеет вполне конкретную величину. Под интегралом стоят функции и дифференциалы характеристик всех органов ощущений, собранные мозгом в некоторую целостную совокупность, отвечающую какому-либо объекту или явлению (группам объектов или явлений) ММ:
П = Опр.интегралы (F(f1(z),f2(s),f3(o),f4(v),f5(p)) d(z)d(s)d(o)d(v)d(p)) (13)
(ИМ)
Здесь: d(z) - дифференциал элементарной информации, воспринимаемой органом зрения;
f1(z) - диапазоны характеристик, собранных органом зрения и обработанных мозгом, отнесенных к данному понятию «П»;
d(s) и f2(s) - аналогично для органов слуха;
d(o) и f3(o) - аналогично для органов осязания;
d(v) и f4(v) - аналогично для органов вкуса;
d(p) и f5(p) - аналогично для органов обоняния.
Совершенно аналогично можно определить и весь ИМ субъекта, интегрируя его по всему полю понятий, возможно, добавив только некоторые функции от каких-то других параметров. Соответственно:
N
ИМ = Интегралы (F(f1(x1), ... fN(xN)) d(x1) ... d(xN)). (14)
(ИМ) i=1
Где х1, ... , хN- соответствуют органам ощущений и иным сенсорным возможностям ИС (организма или общностей организмов).
Ясно, что таким образом можно описать многие объекты ММ. Отталкиваясь от текущей информации, получаемой от своих органов ощущений и накладываемой на картину своего ИМ, которая постоянно пополняется, т.е. благодаря работе органов ощущений, памяти и аппарата анализа, мозга, ИС может в той или иной мере хорошо ориентироваться и действовать в ММ.
Обладая способностью подобным образом формировать понятия, объекты ИМ, мы можем точно таким же образом формировать и понятия, аналогов которых нет в ММ. Вообще говоря, это может быть абсолютно произвольная совокупность сторон. Но на практике, обычно, создаются объекты ИМ в большой степени по аналогии с уже существующими, по ассоциации.
Таким образом, ИМ постоянно расширяется, во-первых, за счет познания ММ и, во-вторых, за счет собственного внутреннего генерирования новых понятий.
В ИМ в отличие от ММ
---------------------------------
можно осуществлять связь между любыми его объектами. В этом преимущество ИМ, залог развития ММ.
Логично предположить, что уровень развития ИМ ИС определяется числом понятий - nпон и числом связей - nсв между ними.
Максимальное число связей nсвмах в ИС, располагающей конкретным числом понятий nпон :
nпон-1 (nпон - 1) nпон
nсвмах = Сумма (i) = ----------------- , (15)
i=1 2
ИМ ИС, имеющий максимально возможное для нее число связей, назовем полным.
---------------------------------
В ИИС, у индивида, nпон определяется как общее число всех понятий. Если же говорить о долговременной памяти (ДП), общем ИМ в ОИС, то, из-за отсутствия материального единства носителей информации, а также единого контроля и организации информационных связей в ОИС, происходит многократное дублирование информации, т.е. дублирование понятий и, соответственно, связей между ними.
При этом общее число понятий в ОИС с учетом дублирования:
nпон
nпонд = Сумма (Kiд) (16)
i=1
Где Kiд - коэффициент дублирования i-ого понятия. Kiд ; 1.
Под дублированием понятий будем понимать наличие в ОИС понятий-аналогов у различных ИИС. Например, понятий, отвечающих одним и тем же объектам ММ, понятий, отличающихся друг от друга несущественно, с некоторой определенной степенью точности. Так, понятие «хлеб» у всех одно, и, в то же время, возможны нюансы.
Между дублированными понятиями, соответственно, дублируются и связи.
Ясно, что такое увеличение числа понятий является мнимым и не только не говорит о повышении уровня развития ОИС, а, наоборот, говорит о ее размывании.
Назовем коэффициентом дублирования понятий в ОИС:
---------------------------------
nпонд
Кд = ------ - . (17)
nпон
Ясно, что численно в ОИС всегда Кд > 1, и даже Кд >> 1.
Нельзя, конечно же, не отметить и то, что многократное дублирование в ОИС понятий можно рассматривать и как многократное их варьирование с небольшими нюансами, что позволяет в условиях множественности «я» Разума разными (с небольшими нюансами) путями искать и находить все более полное соответствие структур идеального и материального.
В условиях развития ИС такая множественность, дублирование, конечно же, необходимы. Только - до какой степени? Такая множественность говорит и об объективно непрерывном поле, пространстве понятий не только у ИИС, но и в ОИС.
Далее будем рассматривать nпон без дублирования.
Однако отметим, что величина Кд говорит о совершенстве организации долговременной памяти в ОИС. Коэффициент дублирования должен быть:
1 < Кд < ?
Степень развития идеального мира в ИС характеризуется суммарным числом входящих в нее понятий nпон и степенью ее полноты Кполн :
nсв
0 < Кполн = ------- ; 1 . (18)
nсвмах
Назовем коэффициентом развития идеального мира в ИС:
---------------------------------
nсв
Кр = ------- . (19)
nпон
Максимальный коэффициент развития ИС с числом понятий nпон:
nсвмах nпон - 1
Крмах = ------- = --------- . (20)
nпон 2
В конкретной ИС всегда: Кр < Крмах.
Уровень развития идеального мира в ИС характеризуется числом понятий или Кр . Ее совершенство – Кполн и Кд . С увеличением числа понятий в идеальном мире увеличивается Крмах.
Психика, сознание требуют
---------------------------------
вполне определенных уровней Кполн и Кд , меньше которых они просто невозможны, а также определенного структурного уровня носителя ИМ (определенного количества исчерпывающей информации в ММ ИС). В рамках достаточно сложных ИС (на уровне сознания) с приближением к. ???? возможным, а затем все более полным и достоверным становится предвидение.
Долговременную память в ИС (начиная с ОИС) можно определить как:
---------------------------------
ДП = (nпон + nсв)k , (21)
где k > 1.
В свое время Ф.Энгельс выдвинул гипотезу, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний.
Будем понимать под знаниями сумму:
Z = (nпон + nсв)k , (22)
где 1 < k < Кд .
Знания –
---------------------------------
это минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в оперативной или долговременной памяти сведений об объектах ИМ. Отметим, что если для любой информации Кд > 1, то у знаний Кд должен быть равен единице, т.е. должно отсутствовать дублирование понятий и связей!
Знания - это исчерпывающая информация о содержании ИМ - всего или каких-то его частей.
Существует объективный закон положительного градиента долговременной памяти, т.е.
d(ДП)
--------- > 0 (23)
dt
Этот закон утверждает объективную закономерность роста объема информации материи о себе в рамках развивающейся ИС. Необходимо отметить, что абсолютный прирост
d(ДП) = ДПt2 – ДПt1
за равные промежутки времени возрастает. Именно поэтому в формуле (21) k > 1. Это же объясняет (или же этим подтверждается) ускорение темпов накопления информации в ОИС.
Определим идеальный мир в ОИС как
N
ИМ = ДП + Сумма(ОП)i , (24)
i=1
где N - число ИИС в ОИС.
Как уже было сказано, уровень развития ИМ и, соответственно, оперативной и долговременной памяти определяется располагаемым количеством понятий и связей между ними, т.е.
ОП = F(nпон , nсв )
ДП = F(nпон , nсв ) . (25)
В развивающейся ИС (при условии отсутствия воздействий извне или же изнутри, превышающих прочность внутренних связей системы) растет число понятий и связей, и в целом всегда:
d(ИМ)
-------- > 0 . (26)
dt
Отметим два закона сохранения ИМ в ИС (ИИС или же ОИС).
---------------------------------
1. Для каждого nпон :
Кполн ; Кполнmin
или же:
Кр nсв
------- = ------- ; Кполнmin , (27)
Крmax nсвmax
где Кполнmin - некоторая минимальная для данного n величина.
(Может быть, Кполнmin = Const - общая для любого nпон ?)
Имеется в виду, что росту числа понятий должен отвечать соответствующий рост числа связей.
---------------------------------
Т.е. новые понятия должны встраиваться в некоторую единую систему, создавать из себя некоторую общую картину. Сознание невозможно в виде свалки понятий. Новые понятия должны увязываться с имеющимися ранее.
2.
1 d(ДП)
---- --------- ; Ymax (28)
ДП dt
Или
ДПt2 – ДПt1
----------------- ; Ymax . (29)
ДПt2 (t2 – t1 )
Здесь Ymax - некоторая максимальная величина темпов развития ИС.
В каждый момент времени у ИС (ОИС или ИИС, для ИИС в (28), (29) вместо «ДП» надо ставить «ОП» ) существуют некоторые предельные темпы развития. Их превышение грозит разрушением данной ИС или ее поглощением другой, более мощной ИС. Известно, что существуют минимум и максимум скорости приема и переработки информации человеком. То же самое можно сказать и об обществе.
Примеры.
1. При восприятии чрезмерного объема новой информации - разрушение круга жизненных ценностей, связей между понятиями, вырабатываемых у человека годами. В результате - сумасшествие, самоубийство.
2. Перескакивание страны через ступени исторического развития (быстрое получение большого количества информации извне данной ОИС) приводит к нарушению национальной самостоятельности, к разрушению культуры народа - распаду старой ОИС.