1917 - война

Василий Чечель
  «5 января (23 декабря 1916 года по старому стилю) российская армия на­чала наступление на Северном фронте в районе Митавы (современная Елгава в Латвии). Неожиданный удар позволил прорвать линию укреплений герман­ской армии и отодвинуть фронт от Риги. Первоначальный успех Митавской операции закрепить не удалось: солдаты 2-го и 6-го Сибирских корпусов взбун­товались и отказались принимать участие в боевых действиях. Кроме того, ко­мандование Северного фронта отказалось предоставлять подкрепление. Опе­рация была прекращена 11 января (29 декабря)».

  «...солдаты 2-го и 6-го Сибирских корпусов взбун­товались и отказались принимать участие в боевых действиях».
  http://arzamas.academy/materials/1261

  Вот уж, трудно воспринимаемые слова о солдатах российской армии!  Что такое вдруг с ними случилось?  Да ещё с Сибирских корпусов.  Да ещё в военное время.    Да ещё такое массовое неповиновение солдат сразу двух корпусов.  Да и не могло такое случиться - вдруг.  Видно, к этому привели какие-то создавшиеся, или создаваемые специально, причины, действия, или, наоборот, - бездействия.

  Конечно, здесь можно говорить и об отношениях между солдатами и офицерами, о том, что в царской армии немало было таких офицеров, которые относились к солдатам, как к бесправным крепостным, в «воспитании» не брезговали мордобоем.  О бытовых условиях, таких как: «160-тысячный гарнизон был втиснут в казармы, рассчитанные на 20 тыс. чел».

  «Письма из армии (из дневника писателя Владимира Короленко): «Мучаются здесь ужасно. Стоим, несмотря на морозы декабря, в бараках, в грязи, тело близко к телу, и повернуться негде. Нашу роту называют дисциплинарным батальоном. Розги, пощечины, пинки, брань – обыденная вещь. Нечто страшное творится. Солдаты записываются в маршевые роты на позиции, лишь бы отсюда... Вот как мучаются, и сидеть дома нельзя. Надо быть здесь». «В последние дни праздника достали мы (нас кучка интеллигентных солдат) газеты. Нас все время окружают толпы по очереди. Физиономии, тела, все движения — олицетворение вопроса: а что? Мир? И вместо ответа на этот вопрос мы им рассказываем о Распутине, о Протопопове и т. д. Брови грозно сдвигаются, кулаки сжимаются». «Дедушка. В нашей роте 650 человек различных возрастов, начиная с 18 лет и кончая 42-43-мя. Ни один не знает задач войны; они им чужды. А в Думе кричат, что народ не хочет мира. Путаница... Уже 6 утра. Надо идти на занятия».

  Можно говорить и о таких случаях, как расправа над «взбун­товавшимися» солдатами двух Сибирских корпусов: 

  «25 декабря генерал-лейтенант И. Р. Довбор-Мусницкий доложил царю о расстрелах 13 солдат взбунтовавшихся полков, на рапорте Николай II написал резолюцию: «Правильный пример». В общей сложности было расстреляно около ста человек».

 А есть и другие характеристики того времени в части фактического поражения царской армии в Первой мировой войне.  А ведь, почти все военные историки называют армию России к началу войны самой сильной и боеспособной в мире.  И я  согласен с ними.  Остаётся добавить ещё два замечания, без комментариев:

  «Историк российской армии С. В. Волков действия большевистской партии в годы Первой мировой войны приравнивал к участию в этой войне на стороне противников России. Призывы большевиков к поражению России в войне и превращению империалистической войны в войну гражданскую не оставались только теоретическими разработками. На протяжении всей войны большевики вели практическую работу по разложению Русской армии, а сразу после Февральской революции действия большевиков были направлены на разжигание в армии социальной розни — на натравливание солдат на офицеров и физическое уничтожение последних».

  «То,что партию большевиков в Октябрьской революции финансировали из казны Германской империи сегодня мало кто оспаривает. По некоторым свидетельствам, в неформальной обстановке, Ленин с юмором говорил, что на немецкие деньги он устроил революцию в России, а на российские деньги устроит революцию в Германии. Естественно, что у кайзера с Лениным были какие-то общие цели, а именно: вывод России из войны, полная демобилизация российской армии, устранение от власти в России сил или людей, которые готовы сражаться с Германией и дальше, несмотря ни на что».
 
  На иллюстрации с интернета - Солдатский митинг на Аландских островах в Балтийском море, март 1917 года.  Армия с митингами в военное время, это уже не боеспособная армия.  Это моё мнение.  Возможно, решали вопрос: «воевать или разбегаться по домам».

   21.02.2017