Кто такой Шукшин?

Людмила Козлова Кузнецова
Наверное, многим покажется странным вопрос, обозначенный в заголовке. Кто же не знает Шукшина?  Василий Шукшин – имя, известное не только в России, но и во всём мире. Знаменитый режиссёр и актёр, писатель, прошедший через горнило Красной эпохи, когда даже на его родине, в Алтайском крае, в газете «Алтайская правда» и других периодических изданиях публиковались «Письма трудящихся», возмущённых его фильмами, и особенно доставалось  «деревенским» «Печкам-лавочкам». Какой только ахинеи не изливалось из уст блюстителей социалистической идеологии – дескать, извратил, опошлил, осмеял, умалил культурные и прочие достижения  социалистического сельского быта, свершившиеся под руководством мудрой Партии и её руководителей!

Сейчас смешно вспоминать всю эту вакханалию, но в те времена, в начале семидесятых, вот такие  «Письма трудящихся» весьма трагически отражались на судьбах творцов – писателей, режиссёров, актёров, художников.

Как оказалось, Красная эпоха догоняет Шукшина и сейчас – когда прошло  более сорока лет после его смерти.  Недавно на странице сайта «Русский переплёт», где расположена статья А.Заболоцкого – приложение к его книге «Шукшин в жизни и на экране» («Роман-газета», №10-1999 г.) я обнаружила ссылку на текст писателя Фридриха Горенштейна, который озаглавлен  «Вместо некролога на смерть Василия Шукшина». Этот небольшой текст, в котором Шукшин представлен чёрным демоном зла, этаким новым Распутиным, в мозгу которого «... искренняя ненависть к своим отцам... преобразовалась в искренность вообще», вот этот текст дышит таким же патологическим неприятием Шукшина, каким отличались и пресловутые «Письма трудящихся».

И не надо списывать чёрный негатив Фридриха Горенштейна по отношению к Шукшину, типа фраз «Что же представлял из себя этот рано усопший идол?» на то, что  Горенштейн  перенёс своё негативное отношение к стране (СССР) и на того, кто был  частью её народа, носителем народного характера. Нет!  В статье Горенштейна, как раз  слышен  голос тех самых «трудящихся», которые и были – плоть от плоти  страны советов. Его голос –  полностью, до последней буквы совпадает с  мнением официоза, господствовавшего  в то время по отношению к Шукшину.

Горенштейн, считавший себя  истинным интеллигентом, стоявшим НАД теми, кого он называл «низами», в  действительности был продуктом страны, в которой жил и из которой эмигрировал в Австрию в 1980 году,  и патологическое неприятие Шукшина, как мне кажется,  как раз и кроется в  его полюбовном слиянии с  официозом.

Кто он, этот Фридрих Горенштейн?  Он писатель, не лишённый таланта,  признанный в узких кругах литературной элиты, но не достигший  славы Шукшина – пусть эта слава  шла через преграды официоза, но для народа Шукшин  стал заметен с первого его появления на экране, например, в фильмах «Золотой эшелон», «Простая история», «Когда деревья были большими». А  после первых его режиссёрских работ «Ваш сын и брат» и «Живёт такой парень»  люди почувствовали  родство с характером  сибиряка-режиссёра и его героями, которое только крепло от фильма к фильму.

Вот это родство душ –  явление нерушимой корневой связи, глубинной мечты о вольной жизни, независимости, и в то же время подвига во имя кровного народного братства – всё это, бродившее  в народе со времён  крестьянских бунтов, почувствовали те самые «низы», над которыми воздвигал себя  Горенштейн, и с которыми  кровными узами был связан Шукшин. Горенштейн – чужой, а Шукшин – свой!  И Горенштейн, неглупый человек, прекрасно  понимал это, как и   службисты партийной идеологии!  Именно от них и шло патологическое неприятие  Шукшина, как  носителя народной неиссякаемой силы, векового  Духа Свободы!

Сам же Горенштейн, судя по его опусу, мыслил как раз в  рамках официоза, то есть в парадигме низкосортности всего народного. Да, народное творчество есть, но оно допустимо только в рамках самодеятельности. Если же некто, тот же Шукшин,  прорывается  в профессионалы, требуется держать его в ежовых рукавицах. Тут и возникают «письма трудящихся» и сочинители горенштейны. Так что словесная  пуля, посланная вдогонку ушедшему Шукшину, скорее всего,  политический заказ, который  добросовестно выполнил старательный Горенштейн, зарабатывая  баллы для собственного рейтинга в глазах  хозяев страны. Как говорится, ничего личного – работа такая! Вполне возможно, что таким образом и  была  заработана возможность перебраться на жительство в благополучную Австрию.

Прошло время, и  официоз, ненавидевший  в Шукшине его глубинного Степана Разина, канул в небытие. А Шукшин с его  внутренней силой,  энергией сибирских предков – энергией жизни, победил  и подлое время, и  горенштейнов, и  собственную смерть!


***