Помощь Америки Израилю

Владимир Шенк
Валовой национальный продукт Израиля в 2011 году, по оценке ЦРУ, составил свыше 239,8 миллиардов долларов США (206 миллиардов в 2008 году, 198 миллиардов в 2007 году.Израиль считается одной из самых развитых стран в Юго-Западной Азии по экономическому и индустриальному развитию. По состоянию на июнь 2015 года страна занимает 53-ю позицию в рейтинге Всемирного банка «Лёгкость ведения бизнес и в рейтинге Всемирного экономического форума «Мировая конкурентоспособность». В опубликованном в декабре 2014 года рейтинге «лучших стран для ведения бизнеса», составленным журналом Forbes, Израиль был помещён на 30-е место в мире.Израиль является второй страной в мире после США по количеству вновь образуемых компаний и имеет наибольшее представительство в списке компаний NASDAQ за пределами Северной Америки. Кроме того, это единственное государство на Ближнем Востоке представленное в листинге NASDAQ: 61 компания из 61-й — израильские (по состоянию на 2011 год).Израиль является мировым лидером в технологиях охраны водных ресурсов и геотермальной энергетики.Его передовые технологии в программном обеспечении, телекоммуникациях, естественных науках делают его аналогом Кремниевой долины в США.Компании Интел, Майкрософт, Apple построили свои первые иностранные центры исследований и разработок именно в Израиле. Также, в Израиле открыты центры других ТНК сферы хай-тек — SAP, IBM, Microsoft, Oracle, Dell, Google, Cisco Systems и Motorola. В июле 2007 года американский миллиардер Уоррен Баффет купил израильскую компанию Iscar, его первое приобретение за пределами США, за 4 млрд $.В то же время, по мнению аналитика Клайда Марка, израильская экономика не является самодостаточной и зависит от субсидий и помощи из-за рубежа в военной сфере, в первую очередь из США. Израиль лидирует по общей сумме помощи, полученной от США после Второй мировой войны. В 2011 году Израиль получил от США 3,029 млрд долларов, 3,0 млрд из этого — на оборонные расходы.Американская помощь составляет 4,4 % бюджета и 1,2 % ВНП Израиля. В общей сложности с 1949 года Израиль получил более $151 миллиарда (без учета инфляции) только от США и Германии.По данным Центрального статистического бюро, уровень безработицы в Израиле в ноябре 2012 года составил 6,7 %.https://ru.wikipedia.org/wiki/.Новое соглашение о военной помощи США Израилю достигнуто представителями сторон по итогам многомесячных переговоров, не раз сопровождавшихся кризисными ситуациями. Подписание меморандума по достигнутому соглашению состоялось 14 сентября в Вашингтоне, около десяти часов вечера по израильскому времени. Новое соглашение предусматривает выделение Израилю в 2019-2028 годах американской военной помощи на общую сумму 38 млрд долларов, и, таким образом, годовой объем американской военной помощи Израилю возрастет с 3,1 млрд до 3,8 млрд долларов.В ходе церемонии в государственном департаменте США меморандум должен подписать с израильской стороны и. о. председателя Совета национальной безопасности Яаков Нагель, с американской - советник президента по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс.Стороны подчеркивают, что это крупнейшее по финансовому объему соглашение подобного рода, заключенное Соединенными Штатами с какой-либо страной. И администрация Белого дома, и правительство Биньямина Нетаниягу пытаются представить достигнутое соглашение в самом положительном свете, причем каждая из сторон руководствуется своими резонами.Бараку Обаме важно помочь Хилари Клинтон в предвыборной гонке, продемонстрировав, что именно Демократическая партия США довела американскую военную помощь Израилю до беспрецедентно высокого уровня. В то же время Нетаниягу, решив подписать соглашение с администрацией Обамы и не дожидаться прихода в Овальный кабинет нового американского президента, вынужден доказывать, что он и в этих условиях добился наилучшего результата.Тем не менее обозревателям, знакомым с историей и проблематикой переговоров, которые велись Израилем с США на протяжении последнего года, очевидно, что израильская сторона надеялась на более существенную компенсацию тех рисков, с которыми столкнулся Израиль в результате заключения соглашения по ядерному вопросу между шестеркой международных посредников и Ираном. В свете торжественных обещаний Обамы полностью компенсировать Израилю указанные риски Биньямин Нетаниягу рассчитывал, что объем нового десятилетнего соглашения с США составит около 45 млрд долларов (до 4,5 млрд в год). Кроме того, по условиям достигнутого соглашения Израиль обязуется в период его действия не обращаться к конгрессу США с просьбами об отдельном финансировании особых военных программ, как это имело место в случае с израильскими системами противоракетной обороны в минувшее десятилетие. На разработку и производство израильских систем ПРО конгресс ежегодно переводил в последние годы около 600 млн долларов, так что фактический годовой объем американской военной помощи Израилю составлял в последний период 3,7 млрд долларов, то есть почти ту же сумму, которая предусмотрена новым десятилетним соглашением. Новая сумма 3,8 млрд уже включает в себя ассигнования на нужды израильской ПРО. Далее, новое соглашение требует от Израиля полностью отказаться от использования средств американской помощи на реализацию его собственных военно-технических проектов: с 2024 года (шестой год действия нового соглашения) Израиль будет обязан использовать весь объем американской помощи на закупку военной техники в США, тогда как в настоящее время он имеет возможность использовать 26 процентов выделяемой ему суммы на размещение военных заказов в самом Израиле. Это относится к средствам регулярной военной помощи, а при использовании специальных ассигнований конгресса на нужды израильской ПРО доля используемых в Израиле средств существенно больше. Как было отмечено выше, новое соглашение объединяет эти средства и требует от Израиля постепенного перехода к такому положению вещей, при котором вся сумма военной помощи США будет использоваться им для закупки американской продукции.Данное изменение неизбежно усугубит проблему «дешевых долларов и дорогих шекелей» в израильском оборонном бюджете и с большой вероятностью вынудит правительство Израиля сократить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в местном военном секторе.То, что Нетаниягу решил заключить на этих условиях новое десятилетнее соглашение с США, не дожидаясь смены американского президента, объясняется следующими причинами. Во-первых, непредсказуемость Дональда Трампа заставляет израильского премьера опасаться неожиданных решений с его стороны, если он будет избран президентом Соединенных Штатов. Политическая платформа Республиканской партии США носит в настоящее время чрезвычайно дружественный по отношению к Израилю характер, и сам Трамп достаточно убедительно выступает с произраильскими заявлениями, благодаря чему он является, по данным опросов общественного мнения, фаворитом большинства израильтян, следящих за американскими выборами. Но в то же время изоляционистские мотивы, звучащие во многих выступлениях Дональда Трампа, делают этого кандидата весьма энигматичной фигурой, и данное обстоятельство могло побудить Нетаниягу выбрать «синицу в руке».Во-вторых, Биньямин Нетаниягу несомненно опасается враждебных действий Барака Обамы в период между президентскими выборами и датой инаугурации нового президента США, когда нынешний хозяин Белого дома при любом исходе голосования уже будет свободен от необходимости учитывать электоральные интересы Хилари Клинтон. В силу ряда причин можно предположить, что данный фактор имеет большее значение, чем риски, обусловленные непредсказуемостью Трампа, и Нетаниягу, уступая Обаме в вопросе о новом десятилетнем соглашении, мог руководствоваться желанием не провоцировать его раздражение и месть. Подробности: http://izrus.co.il/strana_i_mir/article

Ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное в Ев­рей­ском уни­вер­си­те­те, по­ка­зы­ва­ет, что из­ра­иль­ские евреи ра­зи­тель­но от­ли­ча­ют­ся от ев­ре­ев диас­по­ры сво­им пол­ным без­раз­ли­чи­ем к бе­дам окру­жа­ю­ще­го ми­ра, пишет сайт israelinfo.ru. Это без­раз­ли­чие про­яв­ля­ет­ся в том, что из­ра­иль­ские бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции на­прав­ля­ют на по­мощь жи­те­лям дру­гих стран лишь 0,1% со­би­ра­е­мых ими средств – и в этом от­но­ше­нии из­ра­иль­тяне рез­ко от­ли­ча­ют­ся как от жи­те­лей дру­гих раз­ви­тых стран, так и от ев­ре­ев диас­по­ры, из­вест­ных сво­ей щед­рой гло­баль­ной бла­го­тво­ри­тель­но­стью. В ис­сле­до­ва­нии, опуб­ли­ко­ван­ном Haaretz, при­во­дит­ся срав­ни­тель­ная ста­ти­сти­ка по раз­ным стра­нам. Су­дя по этим дан­ным, ре­корд­сме­ном все­мир­ной от­зыв­чи­во­сти яв­ля­ет­ся Бель­гия: 48% средств, со­би­ра­е­мых в этой стране бла­го­тво­ри­тель­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, идет за гра­ни­цу. В Ни­дер­лан­дах эта до­ля со­став­ля­ет 38%, в Ита­лии – 13%, в Ве­ли­ко­бри­та­нии – 9%, в США – 5%. Да­же от­но­си­тель­но неболь­шой по за­пад­ным мер­кам аме­ри­кан­ский по­ка­за­тель вы­ше из­ра­иль­ско­го в 50 раз. В 2010 го­ду об­щий объ­ем бла­го­тво­ри­тель­ных средств, рас­пре­де­лен­ных в раз­ных стра­нах ми­ра, со­ста­вил 576 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, при­чем 329 мил­ли­ар­дов из этой сум­мы по­жерт­во­ва­ли част­ные ли­ца. Из­ра­иль дал лишь 11 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, т.е. 0,002%, – при том, что до­ля на­шей стра­ны в на­се­ле­нии пла­не­ты со­став­ля­ет при­мер­но 0,%. В 2009 го­ду Из­ра­иль по­лу­чил от за­гра­нич­ных бла­го­тво­ри­те­лей бо­лее 9 мил­ли­ар­дов ше­ке­лей, и льви­ная до­ля этой по­мо­щи при­шла от неев­рей­ских ор­га­ни­за­ций. Мест­ные же бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции в том же 2009 го­ду ока­за­ли по­мощь за­гра­нич­ным по­лу­ча­те­лям на об­щую сум­му 107 ты­сяч ше­ке­лей. 99.9% со­бран­ных ими средств бы­ли из­рас­хо­до­ва­ны внут­ри стра­ны. В диас­по­ре ев­рей­ские филан­тро­пы ве­дут се­бя со­вер­шен­но по-дру­го­му. По дан­ным, опуб­ли­ко­ван­ным в 2007 го­ду Jewish Journal of Los Angeles, 80% по­мо­щи, рас­пре­де­лен­ной в пред­ше­ству­ю­щие го­ды пя­тью­де­ся­тью круп­ней­ши­ми ев­рей­ски­ми бла­го­тво­ри­тель­ны­ми фон­да­ми, пред­на­зна­ча­лись на «об­щее бла­го», и лишь 20% пошло на по­мощь ев­рей­ским ор­га­ни­за­ци­ям (в том чис­ле 7% до­ста­лось Из­ра­и­лю), – от­ме­ча­ет жур­на­лист Лар­ри Дерф­нер. Ме­нее 1% из­ра­иль­тян жерт­ву­ют день­ги ор­га­ни­за­ци­ям, ока­зы­ва­ю­щим по­мощь за гра­ни­цей. Сред­ний из­ра­иль­тя­нин тра­тит на по­мощь жи­те­лям дру­гих стран 10 цен­тов в год – то­гда как сред­ний дат­ча­нин рас­хо­ду­ет на это 20 дол­ла­ров, а сред­ний нор­ве­жец – 200 дол­ла­ров.В Из­ра­и­ле есть це­лый ряд ор­га­ни­за­ций, ока­зы­ва­ю­щих по­мощь жи­те­лям дру­гих стран, вклю­чая «Ма­ген Да­вид Адом», «Яд Са­ра», «Ис­ра­эйд», ки­буц­ный гу­ма­ни­тар­ный фонд и др. Од­на­ко ор­га­ни­за­ции, ра­бо­та­ю­щие за гра­ни­цей, на 79% финан­си­ру­ют­ся за счет ино­стран­ных по­жерт­во­ва­ний и лишь 6% сво­их средств по­лу­ча­ют от мест­ных филан­тро­пов. Осталь­ное они за­ра­ба­ты­ва­ют са­ми про­да­жей сво­их услуг. Ав­то­ры ис­сле­до­ва­ния, про­фес­сор Ги­лель Шмидт и Ан­на Ша­уль Бар-Ни­сим пи­шут, что из­ра­иль­ские филан­тро­пы не счи­та­ют при­о­ри­те­том да­вать день­ги за гра­ни­цу, счи­тая, что «бла­го­тво­ри­тель­ность на­чи­на­ет­ся до­ма». Од­на­ко дру­гие ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что и на мест­ные бла­го­тво­ри­тель­ные це­ли из­ра­иль­тяне жерт­ву­ют неохот­но, и здеш­ние неком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции в го­раз­до боль­шей ме­ре за­ви­сят от го­судар­ствен­ной под­держ­ки, от­ме­ча­ет кор­ре­спон­дент Haaretz Ли­ор Да­тель.

Все больше израильтян в последнее время задают вопросы: нужна ли американская помощь Израилю? http://russian-bazaar.com/ru/content/2039.htmНе становится ли она удавкой для еврейского государства?Поначалу Америка оказывала Израилю действенную помощь. После шестидневной войны связи Израиля с Францией в области поставок оружия оказались разорванными из-за эмбарго де Голля. США увидели в поражении арабских стран шанс подорвать влияние СССР на Ближнем Востоке и, выступив в роли патрона победителей, усилить свое. Вскоре США стали основным поставщиком оружия Израилю.До 1985 года подавляющее большинство поставок оплачивалось путем предоставления Израилю американских долгосрочных займов. Именно таким образом Израиль финансировал огромные расходы, вызванные перевооружением ЦАХАЛа вслед за войной Судного дня, передислокацией войск из Синая после подписания мирного договора с Египтом и строительством новых военно-воздушных баз. Это привело к непомерному росту внешней задолженности и создало угрозу стабильности экономики Израиля. Встал вопрос о способности Израиля приобретать оружие в США.Не желая терять заказы на вооружение и снаряжение израильской армии, американский ВПК, оказав давление на Конгресс, долгосрочные займы заменил безвозмездной военной помощью, оплачиваемой из бюджета Соединенных Штатов.Нет никакого сомнения, что поставки американского оружия в конце шестидесятых - начале семидесятых годов сыграли огромную роль в укреплении обороноспособности еврейского государства, а получаемая с середины восьмидесятых военная и обычная помощь (три миллиарда долларов ежегодно) оказала весьма положительное влияние на развивающуюся экономику страны.Получение американской помощи было, бесспорно, в интересах Израиля.Какие интересы преследовали американцы, многие не понимали, особенно поначалу. Но постепенно в сознание людей начал проникать неоспоримый факт: американская помощь Израилю - средство субсидирования тех сфер американской экономики, которые администрация США не может поддерживать открыто. Американская демократия не позволяет правительству оказывать финансовую помощь частным предприятиям и компаниям. Роль правительства сводится к прямым закупкам продукции - будь то атомные авианосцы или туалетная бумага для нужд армии. В то же время цена, которую платит иностранный покупатель, выше, чем та, по которой производятся закупки американским правительством.Таким образом, «зарубежная помощь», оказываемая американским правительством некоторым государствам, в том числе и Израилю, одновременно является и существенной помощью американской промышленности, средством борьбы с безработицей. Эти «подарки» - важнейший инструмент американского влияния на государства, получающие эту помощь. Израиль постоянно чувствует давление США в отношениях с палестинцами. Это они требуют, чтоб Арафат не был выслан из автономии. Со временем технологический разрыв между США и Израилем значительно сократился. Израиль создал свой ВПК, где разрабатываются собственные передовые технологии. За счет качества израильской рабочей силы технологический разрыв сокращался быстрыми темпами в самых различных сферах. Были найдены оригинальные, а самое главное более дешевые, чем у американцев, решения многих технических задач. Ряд отраслей израильской промышленности стал конкурентами американских.В последние 20 лет нарастают противоречия интересов между американской и израильской экономикой. Так, американцы ввели ограничения на продажу израильских вооружений, услуг по обучению и ноу-хау на мировых рынках. Параллельно были выставлены требования закупать американские изделия, даже в том случае, когда финансирование производится из израильских внутренних источников. Так, был отменен заказ «Эль-Аль» на самолеты «Эйрбас», которые значительно дешевле американских, заставив израильтян закупать «Боинги». Американская помощь, порой, становится, фактором, ограничивающим создание самобытных израильских технологий и развитие экономики, хотя во многих сферах еще ощущается нужда в получении современных заграничных технологий, разработка которых в Израиле обходится дороже. Израиль - страна с высоким уровнем экспорта продукции. Каждый четвертый доллар произведенного ВВП продается за границу (в США - только каждый десятый). Увеличение объемов экспорта, особенно военно-промышленного, - непреложное условие дальнейшего развития экономики Израиля. В противоположность своим арабским противникам Израиль сумел превратить оборонные нужды в рычаг экономического и технического развития страны. В процентном отношении израильский оборонный бюджет за последние 15 лет неуклонно сокращался - с 16 до 8 процентов. Но абсолютные его суммы росли, так как еще более высокими темпами увеличивался валовой внутренний продукт, выросший до 110 млрд. долларов в год, или 17 тыс. долл. на одного жителя, догнав по этому показателю Испанию и Англию.Чтобы обеспечить стабильное продолжение развития экономики, Израиль должен сам производить большинство необходимых ему для обороны систем оружия. Например, отказ Англии поставить запасные части к 150 израильским самолетам, привел к их вынужденному простою аэродромах. И здесь израильтяне наталкиваются на весьма серьезное препятствие. Несмотря на малый объем израильского экспорта оружия и огромную разницу в размерах экономики США и Израиля, американцы требуют прекращения израильского экспорта вооружений в Южную Америку, Китай, в другие страны.Американская администрация использует военную помощь и зависимость Израиля от поставок американского оружия в качестве тормоза израильского военного экспорта. Вето США на продажу Китаю израильских самолетов «Фалкон», летающих платформ для электронной разведки и управления событиями на поле боя, нанесло еврейскому государству не только экономический, но и политический урон. Зависимость Израиля от Соединенных Штатов приняла такие размеры, что премьер-министр Ариэль Шарон вынужден был заявить, что соблюдение Израилем американских интересов на Ближнем Востоке важнее своих собственных. В связи с постоянными сокращениями в Израиле оборонного бюджета начался процесс перевода армейских заказов с местного рынка на американский. Урон, наносимый израильской промышленности, весьма велик: каждый миллиард затраченных за границей долларов равняется ликвидации в Израиле 20-30 тысяч рабочих мест. Примером может служить закрытие швейной фабрики в Офакиме, которая потеряла заказ армии на обмундирование, закупленное Министерством обороны США. Закрываются и крупные наукоемкие предприятия и компании, существование которых необходимо Израилю. Убытки составляют два-три миллиарда долларов в год. В 2002 году, несмотря на рост ВВП на 0,9%, уровень безработицы подскочил до 10%.Американская помощь Израилю продолжается уже много лет. Несмотря на то, что она составляет всего лишь 3-4% годового ВВП страны, часть израильтян уверена, что без нее еврейское государство просто перестанет существовать. Другие израильтяне, наоборот, уверены, что американская помощь стала тормозом для израильской экономики. Все эти годы политическое руководство страны не сумело отлучить израильское общество от американской помощи, не смогло поставить перед ним четкую цель - достижение собственной экономической независимости.

Итак.

Соединенные Штаты неоднократно на мировой политической арене, в ООН доказывали свою преданность Израилю, защищая его от нападок многочисленных недругов. Экономические мотивы содружества маленького Израиля и самой могучей мировой державы тесно переплелись политически, что и определяет дальнейшую экономическую и политическую зависимость еврейского государства от Соединенных Штатов Америки. В чем США зависят от Израиля, что так его опекают. Ясно, что Америка не имеет друзей, а имеет интересы, как и все нормальные страны. Так , в чем этот интерес.- Интересно было бы знать. Кто знает-черкани.