Литература раскрывает изменчивый внутренний мир человека, выраженный через его взаимоотношения с окружающим миром и другими людьми. Никакой другой вид искусства не способен отобразить внутренний мир человека в динамике, в развитии или деградации - только литература.
Писательство в своём высшем проявлении, несмотря на выдуманные обстоятельства сюжета, правдиво в отражении духовного мира человека. Личность автора раскрывается в его отношении к своим героям, к общественно-политическим событиям, через особенности восприятия явлений природы.
Недавно я читал мемуары гитлеровского танкиста. Заметьте - мемуары участника боёв с русскими танками. Этими бы мемуарами - да по его наглой роже! Там, на бумаге, они герои. Их поражение в войне - нелепая случайность. Наши танкисты им в подмётки не годились, и косили они наши танки, словно лес валили. Вот Вам и мемуары.
Мемуарная литература - один из видов беллетристики. Она несёт отпечаток личности мемуариста и потому субъективна, и никоим образом не является документальной.
Добавлю, что в мемуарном произведении перед читателем возникает лишь портрет мемуариста, а в художественном романе читатель наблюдает множество характеров в их столкновениях, конфликтах или взаимовыручке, что более сложно и интересно.
Если мемуары можно сравнить с сольным выступлением, то художественный роман - это полифоническое звучание симфонического оркестра, безусловно подчинённого автору-дирижёру.
Но в любом случае результат сочинительства лишь тогда имеет ценность, если автор искренен и откровенен. Сочинение - это внутренний портрет автора.
Документальная литература - это архивы, адреса, пароли, явки, карты, схемы и минимум авторской отсебятины. Её анализ — предмет отдельного исследования.
Художественная литература будет существовать до тех пор, пока у читателя не иссякнет интерес к внутреннему миру человека. Когда читатель, дочитав очередной роман до конца, ничего нового не увидит ни в своей, ни в чужой душе, художественная литература умрёт.