Дед

Ирина Тарасенко
    Бывают ситуации, когда человеку трудно принять решение. Не хватает какого-то толчка, намека, какого-то посыла. И посылом этим может быть все, что угодно- случайно услышанное слово, надпись на стене дома, название книги, на которую упал взгляд, запомнившийся сон. Это- знаки, подсказки, которые дает нам жизнь. Надо только уметь их увидеть и понять.
*** 
    Последнее время Семен плохо спал. Измученный ночной бессонницей и раздумьями, он забывался под утро и ему снился один и тот же сон.
Незнакомый, чуть сгорбленный старик, брал его за руку, как ребенка, и вводил в огромный светлый зал. На стенах висели картины, очень много картин.  Он видел их в первый раз, но твердо знал, что это были его картины.  Этот сон буквально зачаровывал.  Ему не хотелось просыпаться. Кто же этот старик? Семен никак не мог понять.
Таких необычных снов он не видел никогда в жизни.
***
    Тишину пустой квартиры нарушил телефон.  Семен не ожидал услышать на другом конце провода Ваню.
    Друзья расстались десять лет назад. Ваня с мамой уехал за границу, ему должны были сделать операцию и поставить на ноги. Ваня с детства был инвалидом, не мог ходить. До седьмого класса он был на домашнем обучении, позже в школу на некоторые уроки его возила мама на коляске. Уроки проходили на разных этажах, перетаскивать сына по кабинетам помогали ребята.
    Семен был дежурным в тот день. Он бежал из учительской с журналом в руках.  Начинался урок, но на этот раз никто не поднял коляску наверх. Так получилось. Увидев поникшего Ваню и его маму, он остановился. Он вдруг почувствовал, каким одиноким и беспомощным был этот паренек в коляске, как ему хотелось попасть домой в ту минуту.
    Семен помог поднять коляску по лестничному маршу, аккуратно поставил ее на пол и покатил в класс.
    Вскоре мальчики подружились. 
    В то время Семен серьезно увлекался живописью, занимался в студии, мечтал стать художником. Никому из приятелей он не показывал своих рисунков, а Ване показал.
    Жизнь на коляске оставила Ване не много развлечений. Он постоянно читал, много знал, был рассудителен и немногословен. Самым близким человеком для Вани всегда был его дед-искусствовед и коллекционер. Год назад его не стало.
    Когда в городке открывали краеведческий музей, Дед принимал в этом самое живое участие, а потом передал в постоянную экспозицию часть своей коллекции.  Ваня этим очень гордился. Он бережно хранил его статьи в журналах, его любимые книги и дневники. Он надеялся их прочитать позже, когда вырастет.
- А знаешь, у меня с Дедом установилась какая-то особая связь,- сказал как-то Ваня таинственным голосом.- Он приходит ко мне во сне, и мы разговариваем.
- О чем?
- Да, о разном. Мне иногда так тоскливо становится, хоть вой. Он мне говорит, что на тоску времени жалко. Надо делом заниматься.
- Каким делом?
- Любимым. Он говорит, что жизнь впустую пройдет, если не будет у меня такого дела.
 Семен посмотрел на него тогда недоверчиво, но промолчал.
***
    Когда друзья закончили школу, их пути разошлись. Ване все-таки сумели найти врача заграницей, который брался сделать операцию. Реабилитация предстояла очень длительная и ехать пришлось на долго. 
    Прошло больше десяти лет. Ваню вылечили, ему больше не нужна была коляска. Это все, что знал Семен о друге. Он был рад за него.
    И тут раздался  звонок.
***
    Жизнь у друзей сложилась по- разному. Ваня, как и его Дед, серьезно занялся изобразительным искусством, пока находился на реабилитации закончил университет. Его статьи уже печатали журналы.
    Семен оставил занятия живописью, ему не удалось попасть в Академию ни с первой, ни со второй попытки. Он не стал бороться, закончил технический ВУЗ и работал инженером на предприятии. Все, вроде, сложилось неплохо. Однако, в его глазах  читалась тоска, когда Ваня рассказывал о художниках.  Это было трудно не заметить.
- А знаешь, я в последнее время занимался Гогеном. Можешь себе представить, когда ему было строго за сорок и жизнь сложилась, он бросил свое дело, дом в Лондоне и уехал заниматься живописью.  Не побоялся нищеты и насмешек.
Через несколько дней, когда они снова встретились, Ваня принес Семену что-то завернутое в газету, вроде книги.
-Я должен передать тебе вот это.
-А что это? На книгу похоже.
-Не книга. Дома посмотришь.
-А почему ты должен? Тебя просил кто-нибудь?
Ваня не ответил и перевел разговор на другую тему.
    Когда Семен вернулся домой и снял обертку, он увидел небольшую картину. Она была старой, несколько темноватой и совсем невзрачной.  На ней была изображена приоткрытая дверь.  Из-за двери едва пробивался свет. Больше на картине ничего не было.  Но чем дольше Семен всматривался, тем сложнее было оторвать от нее взгляд, он как будто погрузился в полотно.  Откуда этот свет? Он вдруг ясно почувствовал, что там - зал, тот самый, из его снов, а в зале- картины, его картины!
«Вот это да! Ведь если расскажу Ване- не поверит».  Семену уже начало казаться, что он придумал какую-то чепуху.
    Прошло еще несколько дней. Как-то в воскресенье Ваня позвонил и предложил сходить на кладбище, навестить могилу Деда.
    Кладбище сильно разрослось и могилу быстро найти не удавалось. Семен ходил рядом с Ваней, читал имена и памятные эпитафии. Неожиданно на одном из обелисков, Семен увидел лицо своего незнакомца. 
- Смотри-ка, что я нашел,- позвал он Ваню.
- Так вот же мой Дед!
Тут Семен рот открыл от удивления. Вот кто приходит к нему в снах!  Семен рассказывал об этом Ване. И про дверь на картине, и про зал. Он был почти уверен, что приятель поднимет его на смех или, в лучшем случае, просто не поверит.
-Помнишь, я тебе говорил, что Дед всегда приходит ко мне, когда нужна помощь. Вот и к тебе пришел.
Семен задумался.
Ребята еще постояли недолго около могилы и покинули кладбище.
***
    Прошло шесть лет. Семен закончил художественную Академию. Он и его товарищи готовились к большой выставке. Перед ее открытием Семен поехал на кладбище навестить Ваниного Деда и положить цветы на его могилу.