Резные образа

Роман Славацкий
 
рельефные иконы Старой Коломны

Любовь к объёмным иконам царственный Константинополь заимствовал из поздней Античности. С принятием Христианства художественная традиция Восточной Римской империи пришла и на Русь.

В основном рельефы поначалу распространились в мелкой пластике (литые образки, Распятия, складни, резьба по кости и т.д.) Позднее появились грандиозные резные белокаменные комплексы владимиро-суздальских церквей. Монгольское нашествие приостановило развитие храмостроения…
Но к XIV столетию каменное церковное зодчество возродилось, а вместе с ним ожил интерес и к рельефным украшениям. Правда, священных изваяний того времени не сохранилось. До нас дошли некоторые фрагменты резного декора: несколько плит с геометрическим и растительным орнаментом из древнего Успенского собора и знаменитый «Коломенский зверь» из храма Иоанна Предтечи-на-Городищах.

Совсем иное время наступает на рубеже XV-XVI столетий, когда стремление к монументальной пластике дополняется влиянием Итальянского Возрождения. Классическим образцом этой эпохи стала икона «Предстояние апостола Иоанна Богослова Богородице с Младенцем Христом» с Ивановских врат Коломенского кремля. Образ изваян из «коломенского мрамора» в 1520-х годах провинциальным итальянским мастером или его русским учеником, хорошо знакомым с приёмами работы по камню. Эта икона располагалась с внутренней стороны башни. Снаружи находился другой образ: «Апостол Иоанн диктующий Прохору». Но этот памятник не сохранился, возможно потому, что был сделан не из камня, а из дерева.
«Предстояние», перенесённое с утраченных ворот в 1830-е годы в Богословскую церковь, сильно пострадало в советское время. Однако фото, сделанное в начале ХХ века, позволяет представить себе мощь подлинника. Несмотря на внешнюю простоту и безыскусность работы, икона исполнена удивительной духовной силы и глубины. Апостол изображён старцем. Он сжимает в руках книгу – Апокалипсис, и созерцает «в духе» Богородицу с Младенцем. Иоанн Богослов – самый младший из учеников Спасителя, и при жизни, конечно же, не мог видеть Христа Младенцем. Перед нами – молитвенное видение.
«Предстояние апостола Иоанна» можно назвать ярчайшим примером русской религиозной мысли, когда иноземное искусство преображается Православием, приобретая духовную мощь и глубину.

Среди церковных изваяний на Руси особенно популярен был Никола Можайский с мечом и градом. Имелся такой образ и в Коломне (церковь Николы-на-Посаде). Иногда его называли Николой Коломенским.
Весьма распространены в торговых городах России были изображения св. вмчц. Параскевы Пятницы. В Коломне этой святой были посвящены две церкви. После их упразднения чтимые иконы поместили в две Пятницкие часовни: у Спасских (Пятницких) врат и в Грановитой башне кремля при Успенском Брусенском монастыре.
Особым почитанием пользовались иконы «Христос в темнице». Самое большое впечатление эти изображения производили в Страстной четверг, при чтении 12-ти Евангелий… Одна из таких статуй, к сожалению повреждённая, сохранилась в церкви Николы-в-Старках. Две подобных иконы из соседних благочиний можно видеть в экспозиции Древлехранилища Коломенской семинарии. Там же находится удивительно искусной работы рельефное Распятие и полихромная резная «Тайная вечеря» барочного стиля, некогда водружённая в храме над Царскими вратами.
Здесь уместно будет сказать несколько слов об иконостасах эпохи барокко, которые зачастую представляли собой целые комплексы вызолоченных рельефных изображений; например – в храме Воскресения Словущего, что в Крепости. К сожалению, этот ансамбль до нас не дошёл…

Чудом сохранился резной голубь под сводом Никитской церкви. И в храме Богоявления-в-Гончарах в главном иконостасе можно видеть рельефные изображения, ведь эта церковь единственная не закрывалась во время гонений.
Важно заметить, что в этом памятнике коломенской духовной истории сохраняется одно из самых чтимых изваяний Старого города. Это Страстная икона Богородицы из Ямской слободы. В этой слободе на Поповской улице находилась Страстная часовня с двумя резными иконами: «Богоматерь Плакущая» и Богородица с Младенцем. «Плакущая» изображала плач Богородицы над телом Сына. Этот образ был сделан, скорее всего, из камня. Вторая икона, резаная из дерева, пользовалась особой любовью жителей Ямщины. Бывало, с иконой обходили всю слободу, по желанию занося её по домам.
Когда Страстную часовню отняли у верующих, святитель Феодосий (Ганицкий) распорядился перенести Страстную икону в храм Троицы-на-Репне и каждый четверг лично совершал пред ней молебен с акафистом.
Когда же владыку арестовали, а храм закрыли, маститый протоиерей, отец Иоанн Розанов, перенёс образ в Богоявленскую церковь и тем сохранил для нас чтимую святыню.

Конечно, называть резные иконы скульптурами возможно лишь с некоторым допущением. Это, в сущности – отдельные рельефы, почти всегда – расписанные.
И почему-то сугубое почитание окружало в Коломне именно такие образа.
У церковноначалия отношение к подобного рода изображениям иногда менялось, в них виделось «западное влияние». Тогда выпускались распоряжения, предписывающие подобные иконы упразднить. В этом случае благочестивые коломенцы ставили рельеф в нишу и закрывали её большой плоской иконой. Когда «гроза» проходила, резную святыню вновь открывали для поклонения.
Со временем в городе появлялись новые небольшие изваяния и рельефы (Нил Столобенский, богородичные и никольские иконы и т.д.) Внимание привлекали, например, небольшие каменные образа с главой Иоанна Крестителя (Симеоновская церковь, храм в Городищах).

Большая часть этого духовного наследия погибла в атеистическое лихолетье. Сначала церковную скульптуру изъяли в Краеведческий музей и сложили в Маринкину башню. Во время войны башню передали «Электроотделу», образа уничтожили…

Но коломенская традиция не исчезла бесследно! Осталась память об утраченном, остались некоторые, пусть редкие, святыни. Появляются и новые памятники. Это, прежде всего, «Скорбящий ангел» на Петропавловском кладбище. А недавно, (созданную тем же мастером – Владимиром Потловым), бронзовую икону небесного покровителя нашего града, святителя Филарета, водрузили на Соборной площади Коломенского кремля, рядом с улицей, носящей имя святого Митрополита!


Роман СЛАВАЦКИЙ