11. Николай Григорьевич Загоруйко

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Николай Григорьевич Загоруйко


Николай Григорьевич Загоруйко начал работать в Институте математики в 1962 года. Он закончил Ленинградский институт киноинженеров и успел поработать в Ленинграде секретарем Фрунзенского райкома ВЛКСМ.

В первые годы жизни в Академгородке Загоруйко был весьма активен (Совет молодых ученых, следом ККК, затем кафе-клуб «Под интегралом» и даже НПО «Факел», где в 1969 -1971 гг. он был (по рекомендации райкома КПСС) Генеральным директором.

Загоруйко был также в разные годы секретарём партбюро матфака НГУ, секретарем парткома ИМ СО РАН, депутатом Новосибирского Городского Совета, председателем районного общества «Знание». То-есть, в отличие от И.Ф. Гинзбурга, письмо 46-и он бы не подписал никогда. Дискуссии на научные темы – с большим удовольствием, но в политических играх – он был, отнюдь, не на нашей стороне.

Кандидатскую диссертацию Николай Григорьевич защитил в 1962 году, докторскую – в 1969 году. С этого же года он профессор НГУ. В течение 8 лет Н.Г. Загоруйко был проректором НГУ по научной работе.

Научным направлением его деятельности была задача распознавания образов, которая переросла впоследствии в проблему искусственного интеллекта. Естественно, к нему было привлечено внимание журналистов, и он был в те годы очень популярной фигурой в Академгородке. Не случайно журналистка Т. Илатовская, познакомившись с ним, сразу вцепилась в него. Цитирую:

«На одном из творческих собраний молодых ученых я встретила Николая Загоруйко, заведующего отделом вычислительных машин.

Отдел Загоруйко занимается в основном усовершенствованием электронно-вычислительной машины. Ученые хотят со временем довести ее производительность до сотни тысяч операций в секунду. Но, создавая для машины более производительные ячейки памяти, инженеры уже думают о другом... На собрание Загоруйко пришел послушать, как теоретик-ядерщик Илья Гинзбург будет рассказывать о моделировании некоторых мозговых процессов.

– Писатели-фантасты, – сказал мне Загоруйко, – любят широкими, щедрыми мазками набрасывать картины будущего. Гигантские машины, гигантские заводы, сплошное изобилие и масса разных роботов, способных на все, кроме предвидения и творчества. Этими способностями наделен лишь человек, нажимающий кнопки и вершащий управление.

При этом фантасты не думают о том, что уж очень много таких «кнопочных повелителей» потребуется будущему миру – ведь аппарат управления растет вместе с производством. Так что настанет время, когда весь прирост человечества вынужден будет идти в управленческий аппарат. Не правда ли, довольно грустная картина?

Исправить эту нелепость могут только «думающие» автоматы – машины, которые способны предвидеть ход событий, воспроизводить себе подобные машины, разумно контролировать действия менее развитых машин и, конечно, самосовершенствоваться...».

Мне подсказали (alexander_loz), что Н.Г. Загоруйко был активен и в 80-е:

«Необходимо добавить, что Н.Г. Загоруйко был в 1980-е гг. одним из идеологов трезвеннического движения (не только в Новосибирске, но и в стране). А его соратник по «Факелу» Александр Казанцев стал руководителем общества «Память», родившегося из академгородковского ДОТ».

А я и забыл об этом. Спасибо, что напомнили. «Прославился» Загоруйко этим на всю оставшуюся жизнь. Сильна комсомольская закалка!

Александр Казанцев никак не понимал в 60-е (отказывается понимать и снйчас), что предлагаемая им система работы в «Факеле» представляет собой цепь незаконных и аморальных действий, хотя я лично потратил на объяснение ему этих простых истин несколько часов (он сначала хотел создать «Факел» при профсоюзном комитете и только потом, когда я отказался сделать это, он пошел в райком комсомола).

Вот и в 80-е он проявил себя на посту руководителя «Памяти», которая занималась не только трезвенничеством. Всем известны её «идейные» позиции. Теперь понятно, какой у Загоруйко и Казанцева была система жизненных ценностей.

Кстати, о трезвенниках. Еще в 1966 году ко мне пришел член-корреспондент АН Богдан Войцеховский и предложил создать бригаду из молодых людей, которые бы ходили по магазинам и палками били бы бутылки с алкоголем. Он предлагал своих сотрудников и говорил, что они согласны. Еле успокоил его.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/22/492