Череповец - город Египетский!

Борис Алексеев -Послушайте
Северная Фиваида, Русский заснеженный Египет…

Такими увидел бескрайние Вологодские и Белозерские земли известный российский духовный писатель и историк Церкви А.Н. Муравьёв во время паломничества на Русский север в 1855 году.

С того памятного путешествия  прошло немало лет и много талой воды утекло!
Как только ни бежала вперёд, отсчитывая время, стрелка Русских часов: то не торопясь, «с расстановкой», то бездумно, спотыкаясь на каждой цифре, а то собирая по сусекам циферблата разбросанные камни-крохи собственной Истории, будто возвращаясь назад…
Наступил год 2012.
Высокопреосвященнейший Владыка Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, освятил на окраине города Череповца новый, огромный, лучистый кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.
Наступил год 2016.
Правящий архиерей Череповецкой епархии Преосвященнейший Владыка Флавиан, епископ Череповецкий и Белозерский, поручил стенописной артели «Радость» благоукрасить канонической росписью дивное подпружное пространство новенького «Богова крылечка».
Так московские изографы оказались на русском севере, в заснеженном  Египетском городе Череповец…

Я перебираю в памяти свои прежние путешествия на Вологодчину. Строгий, монументальный Кирилло-Белозерский монастырь, дивное собрание древнерусской живописи. И конечно, в 20-ти километрах от г. Кириллов село-сокровище Ферапонтово: двуглавая надвратная церковь знаменитого Ферапонтова монастыря и гулкие своды собора Рождества Пресвятой Богородицы, украшенные великим русским мастером Дионисием со чадами.  Ловлю себя на мысли - невольно хочется улыбнуться. Тёплая голубая палитра красок Ферапонтовой стенописи уж более пятисот лет посверкивает, как лампадка, на просторах Вологодской «пустыньки». И кажется, где бы ты ни стоял: среди соборных колонн, или в сугробах заснеженной Шексны на окраине Череповца, ощущение тёплого Богородичного света, струящегося от той лампадки над бархатной хлябью Русского севера - одинаково!

Однако, соседство с великим образцом русской канонической живописи явилось, как это ни покажется странно, наибольшей художественной «трудностью» в артельной работе над росписью собора!
Вопрос: как следует трудиться современному стенописцу вблизи Великих образцов?  Посильно копировать? – Значит, заведомо делать хуже. Стараться не замечать грандиозное соседство и просто делать, то, что умеешь? – Значит, превратиться в чужака-страуса и писать святые образы, пряча оба полушария, как в песок, в налаженное рукоделие. Тоже не выход.

Но зиждить Церковное «умозрение в красках» в веке XXI-м, как то делали наши славные предки - надо! А потому, помолясь усердно Богу, да с оглядкой на великие образцы духа и мастерства, артель «Радость» приступила к росписи собора.
О некоторых итогах уже совершённой работы рассказывают представленные фотографии. Осенью 2017-ого года артель планирует завершить роспись.

Тогда-то и окажется: обрела земля Череповецкая ещё одну цветную стенописную лампадку, или нет. Удалось артельным изографам заглянуть в пятисотлетнюю глубину русской канонической культуры, или заснеженная Русская Фиваида так и не открыла за год праведных трудов свою Главную Северную тайну?..

Завершая статью, уместно привести отрывок из книги Андрея Николаевича Муравьёва «Русская Фиваида на Севере», изданной им после памятного путешествия в 1855 году:
«…кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился,
в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри
и лесистые болота родного Севера?»


сайт артели "Радость" - www.artel-radost.ru