Жил да был теремок

Любовь Шкерина
ЖИЛ ДА БЫЛ ТЕРЕМОК
 
 Как корабль назовешь,
 Так он и поплывет.

   Голос диктора из уличного репродуктора зачитывал последние новости с предприятия. В маленькой комнатке полуподвального помещения где размещалось наше импровизированное бюро рекламы его было хорошо слышно: «объявляем результаты проведенного конкурса на товарный знак предприятия: по результатам независимой комиссии предприятия М победил предложенный товарный знак под псевдонимом  «ласточка». Мне показалось, что я ослышалась. Но сообщение повторили и это уже казалось правдой. Чувство гордости и грусти распирало меня. А на столе у начальника уже лежало заявление об увольнении...
Буквально на днях, в разговоре с директором школы, мне предложили перейти   на работу с учениками в качестве учителя ИЗО с предоставлением отдельного помещения (однокомнатной квартирки при школе) для изостудии. Предложение было настолько заманчивым что я сразу согласилась. Тем более в этой школе учился младший сын-подросток и предложение было как нельзя вовремя.
Так началась моя школьная «карьера».
Не имея педагогического опыта, опираясь лишь на свой семейный опыт, начала работать в школе  по  8 разряду. Это при высшем-то инженерно-техническом  образовании…(чему удивились в области на курсах подготовки учителей) Но меня это не смущало ни капельки. Через год у меня уже была вторая категория...
 Иду по коридору и чувствую как пол качается под ногами, навстречу директор. Внимательный взгляд...
-Любовь Александровна Вы в каком классе были?
- В 3Г.. А Вас не предупредили что это класс ЗПР? 
- Нет . А что это?
И тут я понимаю: почему на меня так странно смотрели дети, почему мне пришлось спуститься до самого упрощенного объяснения темы и почему только  лишь у некоторых, наконец, появилось понимание в глазах.
Через полгода: Захожу к секретарю и сквозь  закрытую дверь слышу: 
- Что Все Ш да Ш. Почему Вы считаете что она права?..
- А вы присмотритесь как дети к ней тянутся. Как она с ними общается… Как виснут на ней на переменах… Учитесь...
Шло совещание у директора. Мне стало не по себе. Я молча вышла.
 Это было начало конца моей карьеры. Всю мощь женской зависти я вынесла в течении следующих 8 лет.
    Очень хотелось заниматься только изостудией. Я интуитивно чувствовала: что где-то именно здесь, в изостудии, закладываются первые уроки нравственности, познания природы и самого себя. Что именно здесь ребенок получает путевку в жизнь, открывает тайны природы, ее красоту и тем самым готовит себя к, такой не простой, взрослой жизни. И не важно кем он станет… Главное он станет человеком!..Человеком,уважающим окружающий мир и себя.
Но этому не суждено было случиться.
 Второй набор учеников мне предложили объединить в один класс и взять классное руководство. Я не очень охотно согласилась и все мы ушли на летние каникулы. А осенью узнаю что моих учеников отдали в театральный класс с приходом нового педагога — режиссера по образованию. При этом классное руководство планировали оставить за мной.  Удар был сильный. От классного руководства мне пришлось отказаться, ссылаясь что студия приравнивается к работе классного руководителя по нагрузке на преподавателя. Не знаю поняли ли меня преподаватели и дети, но поступить иначе я не могла, так- как быть хозяйкой в теперь уже в другом направлении (театральном) и хозяйкой в изостудии - это было выше моих сил.
Тем не менее учебный год начался, и, естественно, дети, теперь уже увлеченные театральным направлением, покинули изостудию. Что это было как не результат начавшегося отторжения меня из школы новым директором.  Не смотря на потери учеников мне хватало.
-А вы здесь живете? - спрашивали меня входящие утром в класс ученики.
- Нет я живу не очень далеко вот и прихожу рано, чтобы встретить вас…
- А… а я думала что вы здесь живете… - разочарованно бубнила малышка, усаживаясь за стол и раскладывая альбом.
Постепенно зарастала первая ранка от завистников, как вскоре появилась новая.
-А не могли бы Вы изготовить декорации к спектаклю?  Заявила однажды вновь принятая начальница — заведующая эстетическим отделением школы.
- Какие?
- Глиняную посуду с перламутровым отливом..., расписать занавес…
У меня волосы стали дыбом, собеседник не имел ни малейшего представления о трудоемкости данного предложения, либо просто издевался надо мной.
Я попыталась что-то объяснить , но поняла что это не имеет смысла. Просто отказалась ссылаясь на занятость.
Но вскоре нам все-таки пришлось решать сценические проблемы, несколько на другом направлении:
нужно решить три картинки к спектаклю Маленький принц (моя любимая сказка) через несколько больших кубов. За эту сложную задачу я взялась молча и через неделю мы с учениками изостудии уже расписывали стороны куба. Все получилось замечательно. Дети ликовали! Нам принесли еще фанеру из нее вырезали на уроках труда деревья и мы опять расписывали теперь уже березы и елки. Когда все унесли, мои ученики погрустнели. Тут еще нагрянули суровые холода и мы не могли заниматься:от холода коченели руки. В классе температура доходила до 5 — 6 градусов.
Для поддержания тепла в школе горячую воду сливали прямо под школу. Запах гнили и нечистот стал появляться в помещении. На мои слова о положении в нашей маленькой комнате реакции со стороны руководства не было. Я просила схему расположения тепловых труб в школе, но ее не было. Хотелось плакать от бессилия… Пригласила ТВ. Сделали репортаж. Директор пришла в ярость. Долго оправдывалась перед экраном.
- Это моя школа,- говорила я -она была теплая!.. Я в ней училась не один год, верните тепло в школу...
- Завтра - 40 ...трубы разорвет! -  Кричала я завхозу.
- Ну и пусть … Может хоть что-то начнут делать заявила мне хозяйка школы.
 На утро мы пришли к закрытой школе. Трубы действительно разорвало.
 А потом был ремонт школы и кто-то очень « умный» заменил радиаторы на гладкие трубы. На мое возмущение было сказано что работают профессионалы и они знают что делают. Для меня это было новостью поскольку мое техническое образование и опыт говорили мне об обратном. Но меня никто не слышал в моей родной школе. Лишь однажды один из рабочих с сочувствием посмотрел на меня и сказал: будет хуже, будет холодно.
- Зачем же тогда так делать ?
В ответ он только пожал плечами: начальству виднее.
Не знаю что видело начальство и где. Но мы после ремонта совсем стали замерзать во время занятий. Грелись как могли. Работали в верхней одежде, пили чай. Нас не спасала уже бетонная плита с нагревателем внутри, что я выпросила у директора одного из предприятий города. Были и перебои с водой иногда приходилось носить ее в ведре из основного здания школы. И все-таки наш маленькая студия состоящая из нескольких групп продолжала работать.
Наши декорации уже сломали, о чем с горечью сообщили дети. А однажды они пришли совсем грустные:
- Наши кубы закрасили черной краской…- (спектакль «Маленький принц» перестал существовать).
Не скажу что мне это было безразлично. 
- Ну... наверное так нужно было…- отвечала детям.
Только во время занятий Таня сказала:
- А давайте свой спектакль поставим!… И вопросительно глянув на меня, тихо спросила -  можно?
Что мне оставалось?..
- Конечно же можно!!! (А в душе я уже видела во что выльется это «можно»: опять бессонные ночи. Сценарий, репетиции, костюмы, декорации и лишь потом праздник- спектакль).- только у меня есть условие. Тему выбираете сами и сценарий пишем вместе.
- Ура!!!Мы придумаем, придумаем... - раздалось в маленькой комнатке.
 Дети прыгали от радости, забыв о холоде.   
На следующем занятии мы узнали что это будет Приключение Пиннокио (предложила опять же Танечка.
- Пока мы его ставим будет Новый год…
-  А пусть это будут новогодние приключения… тут же раздался голосок.
- Хорошо…
Мы набросали план сценария. Равнодушных не было. Я только успевала выбирать из предложенного и приводила к логическому завершению предлагаемые идеи. Ну а сам сценарий пришлось мне писать опять ночью.
Когда дело дошло до распределения ролей, то роль папы Карло дети предложили мне. Так я стала папой Карло… О нашей задумке узнала директор и реакция ее была для меня неожиданной: у нас есть профессионал, она лучше бы поставила, чем вы. Вы почему занимаетесь не своей работой…
 - Но мы выполнили всю работу по плану, а это была инициатива учеников и я не могла ее не поддержать.
Спектакль получился на славу! Вместо одного прогона мы играли его 9 раз!!! Это были не только школьные выступления, но и городские. И каждый раз с большим успехом. Радости детей не было предела.
Однажды нас пригласили выступить на открытии выставки в ДНТ (дом народного творчества).
Зима. Снегопад. Ветер сбивает с ног. Рейсовый автобус сломался. И мы шли против ветра с костюмами и декорациями. Выступление понравилось всем. Дети были счастливы и я вместе с ними.
Глиняные игрушки, которые мы изготавливали на занятиях, прошли на всероссийскую выставку «Гончары России». Нас приглашают как лучшее детское объединение области на областной слет . Опять подготовка и участие. Жизнь кипит. К нам начинают приезжать дети из других школ города. Я радуюсь и надеюсь что еще вот — вот и нам предложат стать городским детским объединением официально.
Но тучи уже все сильнее сгущались над нашим маленьким «Теремком». Директор сильно нервничала и передала нас в объединение дополнительного образование «Надежда».
Так ученики в своей родной школе оказались на чужой территории. Нам предлагают покинуть помещение, но директор «Надежды» не спешит предоставлять нам помещение. И даже письмо из Министерства Дополнительного образования Российской Федерации после всероссийской выставки не решило эту проблему. Письмо просто исчезло после того как его открыли. И вот однажды прихожу на занятия, а в нашей комнате занимается группа продленного дня. Прекрасный преподаватель и замечательный человек уже пенсионного возраста извиняясь встречает нас:
- Извините, пожалуйста, но это приказ директора...»
 Сначала я опешила, а потом рассмеялась.
-А Вы не замерзнете здесь?
- Да...тут как-то не уютно…
- Одевайтесь теплее…, а о нас не беспокойтесь… Мы только свое заберем, иначе нам не с чем будет работать.
Так мы оказались в обществе инвалидов, в зале диабетического общества, где нас приютили и отогрели. Большой, теплый, светлый зал! Как мы радовались ему! Но все неприятности уже начали давали о себе знать...    Тем не менее мы еще встречались с учениками 3 года. «Теремок» работал как и раньше: учились, играли, ставили спектакли и радовались выставкам и спектаклям. Много интересных учеников занималось в нем.  Пока не построили новое здание ДШИ   С моим переходом на новую работу наш  любимый «Теремок» перестал существовать., а часть детей стали учениками первого набора эстетического отделения ДШИ. 
К несчастью той самой замечательной учительницы, которую так подставила  директор, которую так любили дети, вскоре  не стало.

2004 г.