Мяса меньше, макарон едят больше

Игорь Кутузов
Совокупность экономических факторов, таких как продовольственное эмбарго, рост курса валют и снижение реальных доходов, привела к росту цен и переключению россиян на самые дешевые продукты — хлеб, крупы и овощи. Это привело к тому, что, как сообщил на прошлой неделе президент Владимир Путин, инфляция в России в феврале установила рекорд — 4,7%.
Например, в 2016 году россияне могли купить на 25–28% больше картофеля, капусты, лука, моркови, чем в 2015-м. На 7% больше можно было приобрести свинины, на 4% — курятины. Обратный эффект затронул масло подсолнечное, маргарин, чай, масло сливочное (от -7 до -12%).

Снизилась покупательная способность населения относительно рыбы, хлеба, молочных продуктов (от -4 до -6%).Начиная с осени 2014 года все, кто связан с розничной торговлей, особенно в продовольствии, отмечают перекос потребительского спроса в сторону самых дешевых товаров.Индикатор потребительской активности в 2016 году показал спад в минус 5%. Это довольно большой показатель, то есть, с точки зрения граждан, спад продолжается.

Общаясь с представителями торговых сетей, можно сказать, что резко возросло количество людей, которые покупают чуть ли не всю свою продовольственную корзину, ориентируясь только на специальные цены и акции.Лидером рейтинга европейских стран по минимальной доле расходов на продукты питания (подготовленном РИА «Рейтинг») является Люксембург. Там жители тратят на покупку продуктов питания лишь 8,6% своих расходов. Далее следуют Нидерланды с 10% совокупных расходов и Великобритания с 11%. Менее 12% расходов тратят на продукты жители Дании, Австрии, Норвегии и Швейцарии.

Страны Восточной Европы вынуждены отдавать наибольшую долю своих расходов на продукты. Украина находится на последнем месте в рейтинге — 54%. Высокая доля расходов на питание также отмечается в Казахстане (43,8%), Молдавии (42,1%) и Белоруссии (39,1%).Россия находится на 32-м месте в рейтинге — по итогам 2015 года жители России тратили на еду 32% своих потребительских расходов (30,6% у РАНХиГС).Однако в разных регионах в силу экономических и ментальных особенностей доля продовольствия в структуре потребительских расходов варьируется.

Лидерами по доле потребительских расходов на продукты являются жители Дагестана (58,7%), Крыма (48,5%), Ингушетии (44,7%) и Бурятии (43,7%). Всего регионов, где на еду тратят более 40% своих потребительских расходов, в России девять.Наименьшую долю в потребительских расходах продукты составляют в ХМАО (24,1%), в Ямало-Ненецком автономном округе (25,1%), в Татарстане и в Московской области (по 25,9%).

Богатые сырьевые ресурсы обуславливают высокий уровень доходов, особенно в тяжелых климатических условиях. Кроме доходов населения также оказывают влияние и непосредственно цены на продукты: например, на Дальнем Востоке и на Севере многие продукты (особенно овощи) дороже, чем в центральных и южных регионах.