Возможно ли общение с душами умерших?

Евгений Терещенко
Возможность общения с душами умерших отрицается большинством религий, не говоря уже об атеизме, для которого душа есть какая-то абстракция. Пожалуй, только христианство с уверенностью говорит о такой возможности, не считая спиритизма и оккультизма, которые религиями не являются. (Это утверждение для меня непринципиально, и если я ошибаюсь, пусть меня поправят). Наличие разных точек зрения на поставленный вопрос говорит о том, что он является предметом веры, а не точного знания.

Наиболее фантастическое представление об общении с душами умерших существует, на мой взгляд, в спиритизме, допускающем возможность вызова духов великих людей прошлого. Такую возможность трудно обосновать с философской точки зрения, она также противоречит здравому смыслу. Контакты с «душами великих людей», хорошо нам известны "с чужих слов", из спиритической или художественной литературы. Но что представляют собой эти души? Христианство прямо называет эти души бесами, и такой взгляд христианства, на мой взгляд, не лишён оснований. Оккультисты также, определяя и классифицируя всевозможную "астральную нечисть", говорят о её опасности для здоровья и жизни человека. Неудивительно, что случаи общения с "душами умерших" часто оканчиваются печальными последствиями для медиума. В некоторых случаях, вступившие в контакт "души умерших" сообщают медиуму любопытные сведения или даже диктуют ему «умные» тексты, но насколько мы можем доверять их информации? Не считывают ли бесы (они, они!) информацию, когда-то прочитанную, услышанную и забытую человеком, из его подсознания, затем "втюхивая" ему её, под видом нового знания?

В статье об экспериментальной мистике, П.Д.Успенский писал о своём личном опыте общения с "потусторонним" миром:
«Очень скоро мне стало ясно, что ни в этих, ни в других переживаниях нет ничего реального. Все в них было отраженным, все приходило из памяти, из воображения. "Голоса" немедленно умолкали, когда я спрашивал о чем-нибудь знакомом и конкретном, доступном проверке. Это объяснило мне еще одно обстоятельство: почему авторы, которые охотно описывают Атлантиду, не могут, используя свое "ясновидение", решить какую-нибудь практическую проблему, относящуюся к настоящему времени".
В самом деле, что это за души, хорошо осведомленные о жизни в Атлантиде, но не имеющие представления о том, что происходит в соседней комнате?

Более обоснованной и более вероятной выглядит возможность общения с душами близких родственников, хотя и такую возможность доказать невозможно. Не однажды мне приходилось читать рассказы разных людей, о явлении им во сне умерших родителей, предупреждающих об опасности или дающих важные, практически ценные советы. Можем ли мы утверждать, что все эти люди лгут, вешают нам лапшу на уши? Уверен, что нет. Но можем ли мы, также, утверждать, что они встречались во сне именно со своими родителями? Тоже нет! Христианство говорит нам о наличии у каждого человека ангела-хранителя, и, вполне возможно, во сне, упомянутым людям, под видом родителей, являлся ангел-хранитель! Такое предположение столь же правдоподобно и, одновременно, столь же фантастично, как общение во сне со своими настоящими родителями.

Несомненно, могут быть самые разные соображения, как против, так и в пользу возможности общения с умершими близкими.

Когда человек умирает, он «выпадает» из времени и его душа начинает жить в другом измерении. (Кстати сказать, для нее, что 9 дней, что 40 дней, что 40 000 дней – одно и то же.) Ей открываются такие горизонты, такие перспективы, что все, случившееся с нею в прошедшей жизни, должно казаться ей сном. Когда умерла моя мать, через несколько часов на ее лице проступило выражение такого безмятежного покоя, такой торжественной умиротворенности, что я почувствовал глубочайшую пропасть, пролегшую между нами. Мне показалось, что она от меня далеко, далеко и ей нет до меня никакого дела. Но, может быть, это было только личное, субъективное ощущение? Может быть.

Н.Бердяев писал в «Самопознании», вспоминая смерть своей жены: «Смерть есть не только предельное зло, в смерти есть и свет. Любовь делается особенно жгучей и обращенной к вечности. Духовное общение не только продолжается, но оно делается особенно сильным и напряженным, оно даже сильнее, чем при жизни. Я сказал Лидии перед смертью, что она была огромной духовной поддержкой моей жизни. Она мне написала, что будет продолжать быть такой поддержкой. И это верно».
Верю, верю, что Николай Александрович не фантазировал, а говорил правду. Вполне возможно, что родственные связи, усиленные истинной духовной близостью, способны соединять людей, оказавшихся по разные стороны жизни и смерти.

В том же "Самопознании", Н.Бердяев сообщает также очень интересные сведения о своем брате, имеющие косвенное отношение к рассматриваемой теме. Н.А. пишет: "В семье брата я рано столкнулся с явлениями оккультизма, к которым был в решительной оппозиции. Мой брат иногда впадал в трансы, начинал говорить рифмованно, нередко на непонятном языке, делался медиумом, через которого происходило сообщение с миром индусских махатм. Однажды через брата, находившегося в состоянии транса, махатма сказал обо мне: «Он будет знаменит в Европе вашей старой».
Возникает вопрос: что это были за махатмы, такие знающие, такие прозорливые? Удивительно, что сам Бердяев не поставил этот вопрос, возможно, он считал его риторическим.

Добавлю, в заключение, что все вышеприведенные рассуждения и предположения носят теоретический характер. На практике же, у каждого человека может быть только личный опыт, и насколько он реален, судить может только он сам.