Дед Федя

Алексей Ковриков 6
Я дедов своих помню,а вот прадедов не застал.Но кое-что о них узнал из рассказов деда Феди,что по линии матери.Со стороны матери был ещё прадед Алёха.В честь его меня и назвали.Со стороны отца:дед Илья и прадед Егор.Бывало твои прадеды встретятся на мосту,рассказывал дед Федя,выпив грамульку,-и давай за жизнь базарить. Надо сказать, что полсела были Ковряковы.Это Екатерина II подарила хану Ковряку наше село.Ну и пошли отсюда Ковряковы. Потом по-московски стали Ковриковы.Так что деды были однофамильцами.У нас и метрик не было.Твои отец и мать даже не расписывались,хотя у тебя были метрики.После войны расписались. Так вот слово за слово дед Егор и дед Алёха поругались.Не отдам-кричит дед Алёха,свою Любку за вашего Ваньку кривоногова!-Ну и чёрт с тобой!-вторит дед Егор.Нужна нам ваша Любка-толстопятая.Схватились и полетели через перила в речку.Только лягушек развеселили.Потом помирились после литра самогонки.Дед Алёха, конечно, покрепче,ну,а дед Егор был жилистым,но похлипче деда Алёхи.Вот случай был. Церковь построили.У нас же кирпич сами делали,леса-то нет. Вот и на церковь наскребли.Это уже при Хрущёве председатель Иванеев-придурок разрушил.Кирпич,видишь ты,дармовой понадобился.Колокольню двумя тракторами стали растаскивать. А это же монолит!Там цементу мало, зато в известь добавляли яйцы.Короче, построили церковь,а на звонницу нужно было затащить шестипудовый крест.Сама церковь ниже и ширше,а на колокольне лишь один человек и может управиться,как дед Алёха.Ну он и установил крест в гнездо за ведро самогонки.Как он там извернулся,бог его знает.Только до самого вечера песни распевал.Насилу его оттеда сняли.А когда колокольню разрушили,крест сбросили и погнули.Сейчас на погосте валяется.Дед помолчал. Да,весело жили.Народу много.И ребятни.Я-то даже не знал сколько у нас живности.С артелью шабашников бывало уйдёшь,то Выселки строить,то Коллектив возле Тысьи.Одно время в Константинове работал.Вот там были деревянные дома.Лес-то по Оке плотами тащили.Вот там и можно было заработать.У нас-то только стропила делали,да двери и окна вязали.Всё остальное из кирпича. Ну,дворы у кого с воротами.Эти побогаче. Меня тоже в кулаки записали.А я взял справку в сельсовете и в Москву махнул.Вот и квартиру получил от Ильюшинского завода.На заводе я и столярничать обучился.В столярной каких только станков не было!Так что столяр и плотник-разные профессии.Зря Задорнов над этим потешался.
-Да,помню какую ты мне клюшку сделал из авиационной фанеры.Как ни бил,так и не сломалась!.Где-то валяется. Помнишь,как ты чекушку разбил?Лучше бы,кричал,мне ноги отрезало.Тогда БДешка ходила мимо вашего завода. Там ещё на кучах песка пленные немцы ехали.Это от Строгино куда-то к Белорусскму вокзалу возили.Это когда на работу,а с работы ты спрыгивал у Скакового переулка.Я в детский сад тогда ходил и много чего почерпнул из Великого и могучего после разбитой чекушки.Ноги, говоришь,задрал,а чекушка вдребезги.
-Ладно.Не преувеличивай.В детском саду ты больше почерпнул.-Дед не любил приписывать себе чужие заслуги.-А помнишь какой чердак я вам оборудовал.Из окна первые салюты.А дом в деревне так и пропал.Луконец-чёрт слепой грозился раскулачить.Полномоченный хренов! Кузнец у нас был.Этот полномоченный согнал людей на собрание.Кирова убили.Это мужикам зимой отдых,а кузнецу самая работа.Он и брякни:"Нам что Кир,что сортир-один хрен." Полномоченный хоть и слепой,но слух был ого-го!Ну,кузнец и загремел.А ты не болтай чего ни попадя.Да,а убирались раз в год.На пасху. Помню, сковородку ведёрную потеряли.Туда-сюда,нет сковородки.На пасху начали полы драить и отковырнули.Вот сколько грязи за год набиралось!Зимой ведь под русской печкой телят держали.И бражку.
-Дед,а ты Есенина видел?
-Не,не довелось.Хотя он и мой ровесник.У нас тогда один топор был на всю бригаду.Вот один сидит на коньке в Константинове.Ему орут через Оку:-Эй, Ванька,топор кидай!Он размахивается и аккурат в Выселки.
-Ох,и загибаешь ты,дед!
-Чего загибаешь,-обижается дед.-Пойдём в домино сыграем.Может четвёртого будет не хватать.
Дед Илья был на двух войнах.На Первой Мировой,которую в Советское время называли-Империалистической.И на Отечественной.Помер от ран.Похоронен на Ваганьковском кладбище.Там же и дед Федя.Отец прошёл всю войну.Был на Ладоге.Дорога жизни.В кино не показывают,а он говорил,что левую дверцу снимали,чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае чего.Похоронен на сельском кладбище,на погосте.Здесь же бабка,мать и тётка. Я служил три года в химвойсках в Аральске и на островах в Аральском море.
Как-то я пришёл к могиле павшим
В 41-ом памятном году.
Лёг в траву,а издали,уставши,
Облака,как путники,бредут.

Слышен голосок пичужки милой,
Что и я когда-нибудь умру.
Будет так же над моей могилой
Шелестеть берёзка на ветру!