Сталин и его сыновья. Василий

Николай Иванович Кирсанов
             В «лихие» перестроечные годы на Сталина и его детей обрушилось столько всяких гадостей и вранья -  Геббельс бы позавидовал.  Шло невероятное соревнование в подлости, в стремлении разного либерального «двуногого хлама» зафиксировать любой ценой свои имена на обломках разрушенной империи. Один за другим выходили фильмы о «монстре» Сталине, ставились спектакли, издавались книги.

               Образ Сталина лживо был представлен в произведениях А. Рыбакова «Дети Арбата», Ф.Искандера «Пиры Валтасара», А.Синявского «Спокойной ночи», Вл. Сорокина «Голубое сало», В.Аксенова «Московская сага»,  А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и ряда других авторов. Не отставали от этих борзописцев и либеральные деятели кино. Был снят не один клеветнический фильм о Сталине, о войне, о советском прошлом. Все это походило на организованное соревнование -  кто больше выльет на Сталина грязи.
 
               Особенно усердствовал в распространении гадостей на Сталина,  его детей и на все советское прошлое журнал «Огонек» (гл. редактор В.Коротич, удравший позже в США). В начале 90-х в этом журнале появилась статья некой Уваровой о сыне Сталина Василии. Она выдала себя за  учительницу в школе, где учился Василий.  Уварова писала, как Василий издевался над ней и над учениками. Одежду Василий носил иностранную, а в школу его возили на двух машинах: на одной Василий с охраной, а на другой еще охрана.
 
               Тогда еще живы были одноклассники Василия. Когда они прочитали эту статью, их возмущению не было предела. Оказалось, что учительницы с фамилией Уварова у них в школе не было, это самозванка. В иностранной одежде Василий не мог ходить, потому что отец его не терпел в доме ничего иностранного, только свое, советское. Однажды на день рождения дочери Сталина Светланы (ей исполнилось семь лет) родственник, работавший торгпредом в Германии, привез ей немецкие подарки, в том числе куклы. Сталин очень возмутился: «Что ты привез?! Зачем это? Надо свои игрушки производить и покупать, на чужих игрушках не надо воспитывать детей». Светлана эти иностранные игрушки не увидела.
               И на машине Василия в школу никто не возил!  «Ездили на дачу на паровике, а в школу на трамвае или автобусе, - вспоминал уже в наше время приемный сын Сталина Артем Сергеев. - Я насчитал в той статье 27 абзацев гадостей о Василии».
 
               Далее Артем рассказал, как ребята, учившиеся с Василием в одном классе, решили написать статью с опровержением этой лжи, но эту статью у них ни в одном издательстве не брали. Тогда они решили подать в суд. «Заводилой был Вася Алёшин, одноклассник Василия, который не мог стерпеть такой лжи, - вспоминал Артем. - Но в суде сказали: «А есть у вас заверенная доверенность от пострадавшего? Ах, он умер 30 лет назад! Тем более заявление мы у вас не возьмём".
               Тогда к Уваровой пошел военрук школы, который и до войны, и, демобилизовавшись, работал в школе.  Придя к Уваровой, он сказал: «Что же вы пишете, что вы были учительницей? Вас же не было в нашей школе никогда!»
– А, может, я туда заходила!
– Но ведь в статье нет ни слова правды!
– Ничего, я ещё книгу выпущу.
– Как, к чему?! Ведь слова ваши – ложь!
– Ну и что? Теперь на это клюнут.
             И действительно, выпустила не менее гнусную книжонку». И ведь многие тогда клюнули на эту ложь. Это один пример вопиющего вранья, и этих примеров можно приводить много.

             Писали, что дети боялись Сталина, что он их не любил и не уделял им внимания. Факты опровергают и эту ложь. Сталин детей не наказывал даже когда они заслуживали этого. Однажды маленький Артем (приемный сын Сталина) насыпал в супницу табака, Сталин, попробовав щи, понял, в чем дело, и спросил: «Кто это сделал?» Артем признался. Тогда Сталин спросил: «А ты сам попробовал? Попробуй. Если понравится, пойди к Каролине Георгиевне (домохозяйка), чтобы она всегда добавляла в щи табак. А если тебе не понравится, больше никогда так не делай!»

             Артем рассказывал, что, несмотря на занятость, Сталин никогда не забывал о детях. Он постоянно интересовался их учебой, но не наказывал за «двойки» и вообще не призывал к «отличничеству»: главное, чтобы дети понимали суть предмета.
             К их озорству тоже относился добродушно. Дети его не боялись, они боялись огорчить его. «Когда мы поступали в военную школу, - вспоминал Артем, - там нужны были высокие оценки. И мы переживали, делились, кто как будет поступать. Тимур Фрунзе был рыцарь такой: он хорошо учился и знал, что пройдет; Степан Микоян тоже. А Василий ужасно боялся, что его из-за отметок не примут. Что же тогда отцу сказать: что не приняли из-за отметок? Что отец скажет? Вот где был страх – не примут в военную школу. Стыд! Перед отцом стыд! А как отцу будет стыдно и неприятно, что его сына не берут в армию! Кого же он тогда воспитал?

             Когда Василию было 12 лет, он сказал отцу, что, когда закончит военное училище, пойдет воевать и устанавливать советскую власть в других странах. В ответ Сталин улыбнулся: «А захотят ли этого народы тех стран? Сначала надо сделать так, чтобы они завидовали нашей хорошей жизни»

             В одном интервью Артем рассказал, как однажды  Василий прибежал домой и радостно рассказал Сталину, как ребятишки, возвращаясь из школы мимо храма, увидев, как старухи молятся и крестятся, стали стрелять из пугача. Сталин нахмурил брови: «Зачем? Я спрашиваю, зачем они это сделали?!» Василий опешил: «А зачем они молятся?!» Отец ему в ответ: «А ты бабушку уважаешь? Любишь ее?». «Люблю» -  ответил Василий. «А она тоже молится, - сказал Сталин. - Потому что знает чего-то такое, что ты не знаешь!»

             Иногда Сталин задавал детям самые неожиданные вопросы, чтобы расширить их познания. Один разговор, относящийся к 1929 году, запомнился Артему. «Сталин меня спросил: «Что ты думаешь о кризисе в Америке?» Артем слышал, что буржуи выбрасывают продукты с пароходов в море и это сказал Сталину. «А почему так делается?» – спрашивает Сталин. Ну, а я в том смысле говорю, что они такие нехорошие, лучше бы нам, нашим рабочим и крестьянам, отдали, если им не нужно, если у них так много.
             «Нет, – говорит Сталин. – На то и буржуи, что они нам не дадут. Почему они выбрасывают? Потому что заботятся о себе, как бы больше заработать. Они выбрасывают, потому что остаются излишки, их люди не могут купить. Если же снизить цену, у буржуя будет убыток, а ему не хочется, чтобы у него был убыток. Чтобы держать высокую цену, он выбрасывает. Капиталист всегда будет так делать, потому что его главная забота – чтобы было больше денег. Наша главная забота – чтобы людям было хорошо, чтобы им лучше жилось, потому ты и говоришь: лучше бы нам дали, потому что ты думаешь, что у них забота, как и у нас – как сделать лучше людям».

             У нас сегодня тоже выбрасывают продукты на свалки. На днях в телепередаче «Время покажет» показали в городах свалки, заваленные хлебом. Просроченный в магазинах хлеб возвращается производителям, а те выбрасывают его на свалку. А почему бы не отдать его фермерам на прокорм скоту? Нет, это не выгодно производителям, им выгодно лучше выбросить на свалку, а не «сделать лучше людям».  Думал ли Сталин, что и к нам придет такой капитализм. Он, наверное, в гробу сегодня переворачивается.

             Особое внимание уделял Сталин изучению детьми русского языка и литературы. «Вы будете военными, - говорил он Василию и Артему. – А какой предмет для военного самый главный?»  «Мы наперебой отвечали: математика, физика, физкультура» - вспоминал Артем. «Нет, – сказал Сталин. – Русский язык и литература. Ты должен сказать так, чтобы тебя поняли. Надо сказать коротко, часто в чрезвычайных условиях боя. И сам ты должен понять сказанное тебе. Военному надо выражаться ясно и на словах, и на бумаге. Во время войны будет много ситуаций, с которыми в жизни ты не сталкивался. Тебе надо принять решение. А если ты много читал, у тебя в памяти уже будет ответ и подсказка, как себя вести и что делать. Литература тебе подскажет».

              Сегодня школьникам навязывают литературу Солженицына, для которого «благословенны не победы, а поражения в них». Вот его размышления: «...благословенны не победы в войнах, а поражения в них. Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два столетия великих напряжений, разорений, несвободы – и новых, новых войн. Полтавское поражение было спасительным для шведов. Потеряв охоту воевать, шведы стали самым процветающим и свободным народом Европы».

              Вот такую установку на пораженчество дает Солженицын. А вот литературу, которая учит бороться и побеждать, сегодня из школьной программы выбрасывают. Да и самого победителя Верховного Главнокомандующего во время войны Иосифа Сталина правители даже в День Победы не упоминают в своих праздничных речах. Зато к пораженцу Солженицыну совсем другое отношение. В этом году  даже планируется провести телевизионные чтения по его произведениям. Что, интересно, там будут читать? Может то, как он радовался, когда Гитлер напал на Советский Союз:
              «Прогремело 22 июня 1941 года... и все взрослое население, и притом всех основных наций Советского Союза задышали в нетерпеливом ожидании: ну, пришел конец нашим паразитам. Теперь-то вот скоро освободимся».

              На днях В.Путин заявил, что на стороне ИГИЛ воюют около четырех тысяч россиян. Ничего удивительного. После такого «патриотического» воспитания на произведениях Солженицына и других русофобских деятелей литературы и искусства, ряды ИГИЛ и других бандитских формирований россиянами будут только пополнятся. К тому же сегодня участились еще суициды среди  подростков.

              Но, вернемся к детям Сталина.
              Вася учился неважно, и это беспокоило отца. Порой Сталин разговаривал с сыном на эту тему довольно-таки круто. «За ужином говорили о Васе, - писала в своем дневнике 17 ноября 1935 года Мария Сванидзе – жена брата первой жены Сталина. – Он учится плохо. Иосиф дал ему два месяца на исправление и пригрозил прогнать из дому и взять на воспитание троих вместо него способных парней...»
              Поведение Васи в школе тоже было далеко не примерным. О его «художествах» в школе решился написать Сталину преподаватель истории В.В.Мартышин. Ответ Сталина Мартышину был опубликован в «Учительской газете в апреле 1991 года. Вот его текст:
             «Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения.
Василий — избалованный юноша средних способностей, дикаренок (тип скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких "руководителей", нередко нахал, со слабой, или вернее, неорганизованной волей.
Его избаловали всякие "кумы" и "кумушки", то и дело подчеркивающие, что он "сын Сталина".
             Я рад, что в Вашем лице нашелся хотя бы один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от нахала подчинения общему режиму в школе. Василия портят директора вроде упомянутого Вами, люди-тряпки, которым не место в школе, и если наглец Василий не успел погубить себя, то это потому, что существуют в нашей стране  преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку.
             Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых, шантажистских угроз капризника насчет "самоубийства". Будете иметь в этом мою поддержку.
             К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот.
Привет!
8. VI.38 г.".
             Директор, про которого Сталин сказал, что таким «не место в школе», запрещал ставить двойки Васе. Перестраховывался, наверное, как бы чего худого не вышло.

             В целом, в школе тогда не только учили и воспитывали детей, но проявлялась постоянная забота о их здоровье. Интересны воспоминания двоюродного брата Василия Владимира Алилуева:
             «В мои школьные годы, школа была и лечебно-профилактическим центром. Нам делали прививки от различных болезней, проверяли на туберкулез, обследовали и лечили зубы, регулярно брали на анализ кровь и т.д. Эта работа велась планомерно и целенаправленно в масштабах СССР из года в год, включая и военное время».
             Вот большевики «проклятые», даже зубы школьникам лечили бесплатно.

             Да, Вася был хулиганистым парнем. Бывший охранник Сталина А.Рыбин называл Васю «ухарем», который никого не боялся, кроме отца. Но это были его внешние проявления ухарства, которые в той или иной степени свойственны  многим мальчишкам его возраста. А вот друзья знали его еще как надежного, бескорыстного товарища, готового другу отдать последнее. Кому, как не его сводному брату Артему было знать характер Василия, его внутренний мир. С ним он рос и изучил его хорошо. Вот поэтому в этой статье я часто ссылаюсь на воспоминания Артема. В одном интервью он так сказал о Василии:

            «Материально Василий был абсолютно бескорыстным. Всегда старался товарищам подарить что-то, хотя ему и самому эта вещь нужна. „За друга своя“ он готов был „живот положить“. Будучи школьником, много дрался со старшими после какого-нибудь спора или обиды, нанесенной слабому, но никогда с теми, кто был слабее его или меньше. Ему доставалось, его колотили крепко, но он никогда не жаловался и, уверен, считал позором пожаловаться.

            У Василия была по отношению к товарищам ласковость. Он был шалуном: придумывал, разыгрывал… Василий с детства любил животных. Из Германии лошадь раненую привез и выходил, собак даже приблудных держал. Хомяк был у него, кролик. Как-то я к нему пришел на дачу, он сидит рядом с грязным псом, гладит его, целует в носик, из своей тарелки дает есть. Заметив мой недоуменный взгляд, ответил на мое недоумение: „Не обманет, не изменит“.

              Он всегда был щедр и бескорыстен. Больно читать статьи о его богатстве, о манто каких-то. Да не было у него ничего! Получка в армии 15-го числа, все к нему шли — стол накрыт для друзей. Дней через 10–15 к нему приходили со своим — у него уже шаром покати...


              Василий был властолюбивым мальчиком, это да. Мы как-то с ним играли и перегородили вход в кабинет отца. Пришел Сталин, посмотрел, спрашивает: «Так. Кто тут у вас главный? Надо освобождать проход». Мы отвечаем, что оба главные. Он нам: «Нет, должен быть кто-то один главный, командир, а то когда два главных – вот так и получается – застряли. Тогда командование на себя беру я». Сразу сказал, кому куда встать, кому толкнуть, кому нажать – проход освободили. Ну а дальше говорит: «Том (меня так называли домашние) будет главным». Василий в ответ на это: «Ладно, пусть Том будет главным, а я чуточку главнее». «Нет, – говорит Сталин, – так не бывает. Главный всегда один, чуточку главнее не бывает, иначе выйдет неразбериха и опять застрянете».

              Сталин любил театр и детей приучал к искусству. «Он и нас с Василием посылал в театр, - вспоминал Артем. - Именно посылал и говорил: «Посмотрите такой-то спектакль». А после просмотра спрашивал: что там, о чём, кто автор?»
              Однажды Артем с Васей смотрели пьесу «Исторический замок», поставленную Театром Революции, ныне имени Маяковского. Артем попытался рассказать, о чём спектакль. Сталин спрашивает: «Кто автор?» Артем ответить не мог. Сталин, укоризненно покачав головой, сказал: «Эх ты, деревня!» И после секундной паузы добавил: «Неколлективизированная».

              Сталин любил Артема. Позже Василий напишет:  «Я воспринимал Артема как брата. То, что он был не родным сыном отца, а приемным, ничего не меняло. Мы выросли вместе, дружили с детства, доверяли друг другу. Отец очень любил Артема, ставил мне его в пример»

              Дети Сталина не только ходили в театр, но и сами устраивали дома театральные представления. Артем вспоминал, как в 1930 году на день рождения Васи ребята подготовили театр теней. «Театр устроили так: соорудили экран из кальки, вырезали фигурки – персонажей сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде». Василий был хороший рукодел, нам удалось все фигурки изготовить. И вот в день рождения мы осуществили эту постановку.
Зрителями были все домашние, ребятишки и родственники, в том числе отец Василия. Я читал текст, а Василий сзади за экраном показывал эти фигурки. Сталин очень смеялся, ему понравилось, он комментировал эту сказку».

              При встрече с детьми Сталин обязательно спрашивал, что они читают, о чем там написано, кто автор? Сам он читал много.

              На снимке: И.Сталин и его сын Василий (слева)

              Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/04/1160