Мой Пушкин

Алексей Панов 3
Мой Пушкин.

Ежегодно вся страна отмечает день гибели и день рождения Пушкина. Ни один писатель или поэт не удостаивается такой чести. Некоторые СМИ опрашивают людей на улицах на тему «Мой Пушкин» или «Пушкин в моей жизни». Если бы меня спросили, я бы вспомнил одну давнюю историю из прошедшего детства.

***
В мои школьные годы проходили так называемые Пушкинские вечера, подготавливаемые детьми и учителями.
В нашем классе литературу преподавала замечательная учительница, влюблённая в свой предмет – Александра Ивановна. На уроках она вдохновенно читала стихи разных поэтов, в том числе малоизвестных нам тогда, таких как Цветаева, Ахматова, Бродский. Читала, конечно, Пушкина. Она готовила чудесные Пушкинские вечера, выстраивая последовательность чтения стихов таким образом, что каждый раз складывалась задуманная ею картина бытия, раскрывающая ту или иную сторону творчества поэта! Чтение стихов разбавлялось постановкой сценок из больших поэтических произведений Пушкина. Разучивали не только стихи и сценки, но и шили костюмы, создавали прочий реквизит.
Александра Ивановна была у нас классным руководителем, поэтому на протяжении нескольких лет мы готовили и проводили в актовом школьном зале Пушкинские вечера.
Первый вечер она подготовила с нами пятиклассниками. Переходя из класса в класс, мы использовали для подготовки вечеров всё более «взрослую» поэзию Пушкина.
Стихи я плохо запоминаю, даже Пушкинские, поэтому мне поручили прочитать короткое стихотворение. Начался Пушкинский вечер. Мы сгрудились за кулисами школьной сцены. По одному или по нескольку человек, согласно программе, выходим и показываем свои номера. Близится моя очередь. Я всё сильнее и сильнее начинаю волноваться, переживать, даже бояться выходить на сцену, убежать хочется!
Стою рядом с Александрой Ивановной, начинаю потеть. Готовлюсь к старту. Как не хотел я, чтобы время шло медленнее, но очередь моя подошла. Я выскочил на сцену излишне резво, быстро, как пробка из бутылки, будто с низкого старта рванул. Выбежал и увидел переполненный зал. Миллионы пар глаз вонзились в меня. Лучи от этих глаз, будто шампура, пронзили мне грудь и живот. Пионерские галстуки ярко светились на фоне белых рубашек. Но я ничего, не растерялся, а громко с выражением прочитал стихотворение великого поэта, повернулся и спокойно пошёл со сцены. Жиденькие аплодисментики раздались мне во след, которые показались мне громом оваций. Никому не аплодировали, только мне.
«Значит, великолепно прочитал, лучше всех, - подумал я». Проходя мимо Александры Ивановны, с достоинством великого артиста спросил:
- Ну как!!!
Она же бросила на меня колючий взгляд. Добрейшая женщина и вдруг такой взгляд. Первый и единственный раз его видел.
Ребята тоже как-то на меня смотрели не одобрительно и даже отстранились. «Ясное дело, завидуют, - думал я, - никто из них так хорошо прочитать не смог и аплодисментов заработать». Кончился Пушкинский вечер. Я ходил с гордо поднятой головой, ожидая всяческих похвал, но никто не хвалил. Мой друг Гена, с которым мы сидели за одной партой, деликатно раскрыл мне глаза:
- Ты, - говорит, - вышел, встал на край сцены, покачался с минуту и ушёл.
- Да ты врёшь, Генка! – взбеленился я.
- Спроси, у кого хочешь, - невозмутимо ответил Гена.
На первом же уроке после Пушкинского вечера, Александра Ивановна благодарила весь класс за прекрасно проведённый праздник, за хорошее чтение стихов и разыгрывания сценок. А мне сквозь пол провалиться хотелось!
- Все очень хорошо выступали, даже Алёша, хоть у него и не всё получилось, но в следующий раз обязательно получится, - добродушно, по-матерински ласково сказала Александра Ивановна.
Потом она раздавала призы: конфеты и шариковые ручки. Я брать не хотел, но она сказала, что все трудились достойно, много репетировали, что не следует переживать по поводу первой неудачи, что даже профессиональные артисты текст от волнения путают.
С тех пор больше трети века прошло. С удовольствием читаю прозу Александра Сергеевича. Почти не читаю стихов, ибо на страницах вырисовывается пятиклашка беспомощно стоящий на сцене. Нет, конечно, не поэтому меньше стихов читаю, просто проза мне больше по душе приходится.

19.02.2017.