Транссибирская магистраль

Виталий Полищук
 Приуралье... Стоят теплые ласковые дни золотой  осени, мелькающей за окном поезда как  награда российского пейзажа за унылые поля и брошенные деревни с покосившимися  черными избами  и одинокими ветлами кое-где  у деревенских дворов. 

Это была Транссибирская магистраль или историческое название - Великий Сибирский путь– самая длинная железная дорога в мире. Её длина от Москвы до Владивостока составляет почти десять тысяч километров. Семь суток надо для покорения их. Но сначала  средняя полоса. Это которая, как пел генерал Чарнота  в известном фильме:    
                Не привыкать до первой крови драться,
                Когда пробьют в последний раз часы...
                Но, господа, как хочется стреляться
                Среди березок средней полосы...


Чем ближе к Уральским горам, тем меньше поселков и городов, здесь начинаются первозданные леса,  где воздух настоян на  ароматных травах лесостепи. На станции Барабинск  на перроне предстаёт всё разнообразие рыбных даров этого края  с его огромным количеством синеглазых озёр. Потом - Западная Сибирь с тайгой, откуда к  железной дороге шеренгами повыбегали  отчаянные грибы на толстых упругих ножках.

А поезд мчится, мчится...

Я занимал одно место в  спецкупе мягкого вагона поезда Москва-Владивосток после довольно продолжительного  пребывания  в одном из госпиталей  страны во времена Афгана. А это была служебная командировка до "самой дальней гавани Союза", после каковой, я  должен был получить направление  в другую воинскую часть.

Из Москвы мы выехали  вдвоем, но для моего коллеги командировка  закончилась в Рязани и я остался в купе один, где,  прекрасно выспавшись, возжелал пищи. 
Умывшись, закрыл дверь на ключ и отправился в дальний конец вагона  к своим трем сержантам-морпехам,чтобы пригласить на завтрак. Они следовали со мной во Владивосток,  после получения в Москве правительственных наград.

А были мы, как сказал любимый поэт:
                . . .  высоки, русоволосы.         
                Вы в книгах прочитаете, как миф,
                О людях, что ушли, не долюбив,
                Не докурив последней папиросы.

Но Богу было угодно, что бы докурили и не последнюю, и продолжали любить...

Плавно притормозив поезд остановился, вздохнув горячим паром паровоза и  запахом  калёного железа колес и тормозных колодок. Я стоял в коридоре, у окна, в наброшенном на рубашку халате, глядя в завагонный пейзаж небольшого полустанка. Здесь робко начиналось великолепие сибирской тайги своими вкраплениями белостволия березок  в темень хвойного  могущества.

У вагона стояли две женские фигуры, одна из них в фуражке с красным верхом,  другая - стройная девчушка с двумя чемоданами и крупным узлом у ног.

Наша проводница торопливо спустилась вниз, я последовал за ней:
- Быстренько, милая! - сказала она девушке и мне:
- А вы возвращайтесь тоже,... немедленно, здесь нет остановки...

Пронзительно и требовательно просвистел тепловоз.

Я схватил её тяжелый узел и, вбросив его в тамбур,  забрал  у девушки чемодан побольше и сказал:
- Прощайтесь! - и поднялся в вагон.
- Доченька... -  целуя и плача ,- сказала женщина  в фуражке дежурного по станции...

Лязгнули буфера, заплаканная девушка поднялась в тамбур. Я взяв узел и чемодан, сказал ей, пропуская вперед:
- Проходите... пожалуйста...
- Спасибо, - сказала смущаясь, опустив взгляд, не глядя на меня.

Вошла проводница  и открывая ключом соседнее с моим купе, сказала:
- Заходи, Олечка, располагайся... Батя -то, небось, в рейсе?
-Да... завтра возвращается, - тихим мелодичным голосом, подняв на меня глаза и...

... огромные, мне показалось на пол лица, серо-голубые, под  шелком тонких бровей   в обрамлении густых черных ресниц, раскосые глаза испуганной белки...  и толстая пшеничная коса ниспадавшая на высокую девичью грудь...

... у меня пересохло во рту...

- В зобу дыханье сперло, - сказал бы  баснописец...

Проводница и девушка  зашли в соседнее купе, я,  почему-то взволнованный, зашел в своё. Глухо,  учащенно  билось сердце...

- Нууу,... придурок, - молча подумал сам себе, - чего ты?  Никак  влюбляешься...    
Оставь! Оно тебе надо?

Потом где-то внутри:
- Эх!...и  хороша же!

Стучали на стыках колеса, поезд уносил нас в вечернюю Сибирь.  Я  прилег на  полку, подложив руки под голову.
    
А в памяти возник вдруг  голос  Утесова:
                Как много девушек хороших,
                Как много ласковых имён...
И вдруг в памяти прошлое мгновение: стук буферов, тамбур вагона, заплаканная девушка проходит мимо меня.  Качнуло вагон, её твердые груди  ...
- Ой! Извините!

Как хотелось прижать её к себе...

Взволнованный  мой мозг заполнился  прелестью пушкинских строк:

                Душе настало пробужденье:
                И вот опять явилась ты,
                Как мимолетное виденье,
                Как гений чистой красоты. 

Прилег и  подумал, что хорошо бы зайти и познакомиться поближе...

- Ну?... Эх!... Прощай воля... - и я открыл дверь в соседнее купе.

Все знают, что солдаты срочной службы всегда заранее и очень тщательно готовятся к "дембелю"– делался специальный альбом с "фотками", готовилась "неуставная" форма  одежды,  в которой не промаршируешь перед  командным составом, но зато можно щегольнуть перед односельчанами, а особенно – перед повзрослевшими девчонками. В таком виде можно и заявиться в свою школу – пусть учителя гордятся и охают-ахают, какого орла вырастили с первого класса. Хорошо и к маме на работу
зайти, сверкнуть  аксельбантами и всевозможными нашивками – орел!
Мамина гордость! Разговоров теперь на полгода будет.

Но сегодняшние дембеля  свою форму  превращают в карнавальный  костюм: всякая мишура,  нашивки, банты и аксельбанты... Такую нормальный солдат, воин, мужик никогда цеплять не станет. И это – не дань моде. Это – результат культивируемой безвкусицы, беспочвенной хвастливости и неуважения к воинскому мундиру  России.

В этом купе  дым дешевых сигарет легко вытягивался в приспущенное вагонное окно.   Четыре "дембеля" непонятно каких войск сидели там,  зажав девушку в угол за столиком. На котором стоял традиционный  "дембельский набор": водка, стаканЫ, колбаса, хлеб. На каждом вояке  висели  самодельные золотистого цвета офицерские аксельбанты- это  была форма, так называемых, "мотошвейных войск России".

Один из них, откинув голову от дыма сигареты и прищурив глаз что-то  бренчал на гитаре.  Все дружно повернули головы в мою сторону.
 
- Гражданин,  купе занято, как видите... Закройте дверь с  той стороны,... мы вас не приглашали! -  продолжая дымить, лениво  произнес тот с гитарой.
Я сделал шаг в купе, другой сидевший  рядом с ним:
- Ты чё,мужик, не всосал? Тупой совсем?
- Дык ребяты! А можно мне че-нить спеть под гитару?
- Оооо! Ну ты даешь! Валяй!  Потом стопаря нальем, ежели чё...  Ну как, пацаны, лады?
- Пусть поет... посморим... - лениво протянул сидящий  рядом с  Олей,  навалившись  на нее плечом, небрежно дымя сигаретой.

Я взял гитару  и сказал ему:
- Пожалуйста, уступи место  - настрою гитару, а сам,  сбегай в крайнее купе, там  тоже военные - пригласи  сюда, потравим чё-нить...
Ему явно не хотелось слушаться меня  и он, не шевельнувшись, процедил сквозь зубы, выбрасывая щелчком за окно окурок:
- Советская власть уже  давно отменила холуев... Вот и сбегай сам...

Поезд стоял перед семафором. Я вышел из купе и крикнул в другой конец вагона:
- Сидоров!
Он выглянул из дальнего купе.
- Все ко мне!
И я снова зашел, не закрывая  за собой дверь.  Уже хорошо захмелевшие  парни в купе переглянулись и один:
- Слушай, мужик, ты вроде петь собирался,  желал повеселить нас - ну и давай...
- Ой! А я и забыл...  Ну, слушайте...  Только я, пожалуй присяду там, в коридоре, с вашего позволения... Лады?

Немного подстроив гитару, взял несколько аккордов.  Подошли мои ребята: Сидоров, Кулибаба и Петросян.  Мы все были из разных подразделений,... но мы были там,... "за речкой"... А сейчас возвращались  на  ДВК, получив в Москве свои высокие награды.
- Сашко! - сказа я Кулибабе, - давай... нашу...
- А может, товарищ капитан, не надо....
- Надо, Саш. Надо! Вот для этих военно- строительных дембелей... Не все из них и Присягу воинскую принимали на верность Родине,... разве что, на губе ложками...  Только я оденусь по форме. Вспомним ребят... Минуту... я быстренько.

Возвратившись из своего купе, сел в коридоре откинув  сиденье у  окна. Взял несколько аккордов...В коридор вагона стал выходить дополнительно из купе местный скучающий народ.  Все, кроме моих морпехов, смотрели на мои капитанские погоны и Звезду Героя.

Свистнул  паровоз, трогая с места состав, и мы, четверо "афганцев", запели  нашу,  неизвестного автора:

                Не вернусь я к тебе в своем новом мундире,
                Потерял он весь блеск от разрыва гранат...   
                Не пиши ты мне писем,   девченка с Сибири -   
                Я перед тобою, как раб, виноват.

                Я уже деревянный бушлат для останков моих,   
                Троекратный салют  в неба ясную просинь, 
                Как удар ножом в сердце  родным прозвучит.   

                Не пиши ты мне письма  -  я весь уже вышел, 
                Там в запаянном цынке   останки мои.   
                Мы друг другу уже светлых слов не напишем 
                Не скажу больше слов я тебе о любви...

Стоявшая у соседнего окна молодая женщина, заплакав, бросилась в свое купе...
Грустная тишина заполнила вагон. Только стук колес на стыках рельс. Публика стала расходится по своим местам.


Продолжение:http://www.proza.ru/2017/03/30/2018