Фотохудожник - новое направление в живописи

Сергей Шангин
Общепринято, что фотохудожник – это творческий человек с фотокамерой в руках. Подобно художнику он ищет интересные, необычные сюжеты в окружающем нас мире, чтобы затем запечатлеть их, щелкнув по кнопке фотоаппарата. Вполне допустима последующая творческая обработка, превращающая слепок реальности в художественное произведение. Мастерам знакома масса способов обработки фотоизображений, как в традиционной технике «пленка-негатив-позитив-бумага», так и в цифровых технологиях, где простор фантазии практически безграничен. Но речь пойдет не об этом.

Мне пришла в голову простая техника, чем-то похожая на карандашные эскизы, сделанные мастером быстрыми движениями, когда он спешит успеть запечатлеть на бумаге мимолетный образ, возникший в его сознании. Вижу одно, рисую другое – так делают мастера, видящие мир не столько глазами, сколько душой, тонко чувствующие окружающее их, творчески перевоплощающие серую реальность в застывшее мгновение счастья и радости. Фотографу для этого нужно долго ловить момент, художнику достаточно представить то, что он хочет нарисовать. Но и на этот раз я выражаюсь недостаточно точно.

Представьте гроссмейстера, играющего вслепую на сорока восьми досках столько же разных партий! Он держит в голове огромное количество статических позиций и одновременно огромное количество вариантов развития ситуации на каждой из сорока восьми шахматных досок. Он рисует в воображении сражения, которые другие люди увидят лишь в конечном идеальном состоянии. Этот образ наиболее полно приближает нас к тому, о чем я хотел бы рассказать.

Вам понадобится комната, окна в которой закрыты плотными черными шторами, а освещает ее лишь фонарь красного света. Перед вами на мольберте лист фотобумаги, который вы только что при красном свете достали из свежей пачки не засвеченной фотобумаги. Вы берете в руку… светокисть – излучатель белого света, позволяющий формировать пучок определенной толщины и формы, ведь реальная кисть может быть разной толщины и формы, поэтому ваша светокисть должна иметь те же возможности. Кроме того, светокисть должна иметь кнопку включения света, ведь любая линия должна начаться и оборваться в том месте, где это нужно вам, а не воле случая. Поэтому светокисть должна быть удобным и компактным инструментом.

Пока белый свет не коснулся поверхности листа фотобумаги, она после проявки останется белой. Но стоит вам провести по ней светокистью, как это оставит невидимый глазу след. И так будет до той поры, пока весь лист не окунут в раствор проявителя. Вы фотогроссмейстер, рисующий вслепую на чистом холсте, ваша картина видна лишь вам, до самого окончания работы вы не узнаете, ошиблись вы или нарисовали гениальное творение. Все зависит от вашего воображения, визуальной памяти, твердой руки и уверенности, что все будет сделано правильно.

Светокисть может легко коснуться бумаги, оставив легкую серую вуаль, или пройтись медленно, прочерчивая контрастную черную линию. Она полноценный инструмент художника, но требует привыкания, тренировки, обучения, чтобы рука не думала, а делала то, что видит ваш внутренний взор.

От первых черно-белых эскизов вы можете перейти к полноценным цветным полотнам, используя светокисти трех базовых цветов. Вы художник, вы умеете смешивать краски. Вы точно знаете, сколько нужно добавить в смесь определенного тона, чтобы получить желаемый цвет на полотне. Немного тренировки и ваша светокисть, испускающая лучи трех базовых цветов, позволяющая их фокусировать и прерывать, нарисует с вашей помощью цветное полотно на листе обычной цветной фотобумаги.

Рисовать можно и на негативах, чтобы потом обычным фотопроцессом превратить их в позитивы.

Кроме того, предлагаю еще одну технику, как вариацию базовой – мокрое рисование, то есть ваш лист фотобумаги уже находится в слабом растворе проявителя. Каждое ваше движение ограничено во времени, потому что проявитель может превратить вашу картину в равномерный серый лист, если вы своевременно не промоете его и не отправите в закрепитель. Представляете, какой это экстрим – рисовать по мокрой фотобумаге?

Так как в продаже пока нет специальных светокистей, вы можете воспользоваться обычными лазерными указками, подобрав те из них, которые имеют спектр, оставляющий максимально насыщенный след на фотобумаге. При нынешнем развитии светодиодных технологий нетрудно собрать светокисть самому, имея минимальные навыки работы с паяльником, или поручить это дело знакомому радиомастеру.

Кто-то скажет, что все это можно вполне сделать на обычном экране компьютера, используя световое перо, и придумано это много лет назад. Но я скажу решительное НЕТ, потому что сравнение превращает нашего фотогроссмейстера в ремесленника, освоившего азы изобразительного мастерства. Вы когда-нибудь пробовали нарисовать картину вслепую? Попробуйте, это невероятная энергетика, сравнимая с полетом в бездну!

Очень надеюсь, что мое маленькое эссе сподвигнет вас на новые подвиги, и вы станете со временем широко известными мастерами нового направления изобразительного искусства. Ваши картины украсят именитые выставки и галереи, их будут продавать на аукционах за большие деньги. Вспомните о скромном авторе в этот момент, снимите шляпу и скажите от всего сердца: «Перечислите десять процентов гонорара моему вдохновителю на счет…» Если таковое случится, я с удовольствием подскажу вам, куда отправлять благодарность!

То же самое относится к многочисленным производителям светокистей. Вы наверняка запустите потоковое производство этих новинок, которые будут покупать миллионы будущих знаменитостей. Не забывайте о том, кто подал вам идею и создал рынок сбыта!

(с) Сергей Шангин 2017
linear@yandex.ru