О ЛИТЕРАТУРЕ И О ЧЕЛОВЕКЕ
Что же такое литература? Почему мы постоянно говорим о ней, придаём этому явлению такое огромное значение, фактически, молимся духу литературы? Однажды я задумалась об этом, и результатом моих раздумий стало короткое слово – аминь!*
Когда-то, во времена глубокого социализма-коммунизма, считалось, что человек обязан любить литературу, классическую музыку, искусство. Стыдно было признаться, что ты всего этого не любишь. И все делали вид, что да – любят то, что положено любить. Но как только обязанность эта исчезла – что произошло с приходом т.н. капитализма, а точнее, рынка – многие стали с удовольствием сообщать: «Я не люблю читать и давно ничего не читаю – со времён окончания школы».
Как может вот так измениться человек? Вчера ещё он любил литературу, восхищался шедеврами искусства, а сегодня сознался, что всё это ему не нужно. Значит, раньше он просто делал вид, что такой, как надо. А на самом деле...
И вот тут встаёт вопрос – что же такое литература (искусство вообще), если люди свободно могут обходиться без этих лишних вещей? Они живут, погружаясь в тело жизни, и процесс этот настолько затягивает, что всё бумажное отпадает, как шелуха от орехового ядра. Они знают, что литература есть, что кто-то её создаёт, и это происходит тысячелетиями. Но лично для них все эти сочинения не значат ничего. К науке не читающие люди относятся с бОльшим уважением, потому что понимают – без науки жизнь остановится, деградирует их быт, где используется множество реальных плодов этой самой науки – телевидение, связь, пища, одежда и прочее. И ведь не скажешь, что этим людям бог не додал чего-то. Нет! Они весьма сообразительны, практически умны, могут долго рассуждать о том, о сём, и даже о главном – о смысле этой самой жизни, в которой они – умелые пловцы.
Встаёт и ещё один вопрос – зачем вожди пролетариата сделали из литературы фетиш? Ответ весьма прост – наши демиурги пытались сотворить из литературы идеологическую опору для себя, надеясь с помощью «правильных» произведений превратить народные массы в послушный механизм, который будет безоговорочно служить власти. Как мы помним, многие творцы литературы сопротивлялись директивам партии, за что в большинстве своём жестоко поплатились. А тот самый народ, который должен был стать самым читающим на планете, легко приспособился к обстоятельствам и выглядел именно так, как хотели эти самые вожди.
Но приходится с прискорбием признать – театральное представление так и не вышло за рамки театра. Между тем, казалось, все мыслимые и немыслимые средства были брошены на внедрение «правильных» мыслей в головы трудящихся. И вот, поди ж ты – как только стало можно не играть роль страстного любителя литературы, так играть и перестали! Реальность нагрянула и стала явной во всей её непритязательности.
Не читают родители – неинтересно, да и некогда. Не читают дети, уткнувшиеся в свои гаджеты с «крутыми» играми. И ведь что только ни придумывают озабоченные «движители» литературы, а дело с мёртвой точки никак не сдвинут – не читают, и всё тут!
Но почему-то этим страдателям от литературы не приходит в голову, что всякое явление имеет суровые причины для своего существования.
Причин современной нелюбви к чтению много, но всё-таки есть одна – глобальная. А причина в том, что литература и искусство придуманы и созданы человеком в качестве инструментов для воздействия на сознание и, в итоге, для качественного его изменения. Совершенное сознание позволило бы человеку физическому перейти на новый – духовный уровень, стать нравственным существом, для которого соблюдение тех самых десяти заповедей (зерно всякой религии) стало бы естественным образом жизни.
Но... тысячи и тысячи лет прошли с тех пор, как литература и искусство превратились в массовые явления. Однако сознание человека не изменилось ни на йоту! Человек на протяжении всего существования на планете Земля так и остался животным, наделённым весьма развитым интеллектом. Качественного изменения сознания не произошло. Человек не стал высоконравственным созданием. Свидетельством тому многочисленные войны, которые постоянно идут на планете.
Значит, литература и искусство – никуда не годные инструменты, и они не решают главной задачи эволюции «Homo Sapiens» – развития физического субъекта в духовное существо. Что должно произойти с негодными инструментами? Они рано или поздно отправятся на свалку, ибо коррозия уже превратила их в рудимент.
Конечно, литература и искусство не исчезнут. Потому что на планете всегда хватает любителей игры. Литература и искусство всё больше превращаются из необходимости в нечто необязательное – в игрушку для тех, кто не может по тем или иным причинам ваять жизнь. Они предпочитают игру и делают её образом своей жизни. Миллионы людей провалились в недра игры, стали, фактически, текстоманами. Создание текстов стало для этой армии мечтателей главной задачей. Качество литературного продукта при этом никого не интересует – выдал порцию текста, получил личное удовольствие – сеанс аутопсихотерапии, и всё отлично! Поиграл и счастлив!
Почему количество вот таких текстоманов стремительно растёт? Потому что иной психотерапии нет, а выдерживать реальность становится всё труднее – люди не живут, а выживают, утрачивая почти всё человеческое в этом волчьем существовании. Лекарством становится лишь беседа с единственным другом, то есть с самим собой, а её продукт – текст, игра по собственным правилам, которая приносит забвение, спасает от погружения в жизнь. Слово стало игрушкой, превратилось в ту самую спасительную соломинку, в некий знак.
Всё верно! Не только от слов остались пустые оболочки, но и люди тоже превратились в Знаки. Сейчас значимость человека определяется его статусом – наличием какого-то количества дорогостоящих вещей, количеством денег, которыми он владеет. Есть у тебя авто последней марки – значит, ты человек. А если нет, ты – просто хлам, навоз под ногами. Это говорит о том, что сообщество людей всё более превращается в стадо, где индивидуальность (ум, талант) становятся не просто не нужны, но являются помехой для существования. И хотя это было всегда, но сейчас все эти вещи окончательно приобрели фатальный характер.
А самое главное, если раньше сообществом людей управлял пастух, т.е. живой человек, то теперь – система управления всё более становится глобальной машиной, где человек, какой бы он ни имел статус, всего лишь – марионетка, а дезинформация сливается в единое целое с информацией. Дезинформация тоже может принимать весьма гармонический вид – вот как яблоко от Змия. Красивое, вкусное, кажущееся полезным, имеющее вид божественного творения.
Как сказал Валентин Распутин, прежнего слова не будет.
Джинн выпущен из бутылки – это мощный поток информации. И не литература, а информация (знания о природе, космосе, о том, что происходит в стране, в мире) меняет сознание. И происходит это не только на психическом уровне, но и на физическом. Количество информации имеет космический масштаб и каждые полтора года удваивается. Это не просто информация – это именно Дух (энергия) в виде информационного потока, который стремится унифицировать (оцифровать) сознание каждого, а другими словами – стремится стереть индивидуальность человека. Меняется сознание, меняется язык, меняется литература. Постмодернизм в литературе – это продукт оцифровывания собственного сознания в виде текстовой матрицы. И в то же время – попытка воссоздать (сохранить) свою индивидуальность хотя бы в матричных текстах – такая попытка противостояния той силе, которая стремится превратить человека в робота. Фактически – попытка альянса со смертью.
Так что эволюция того вида, который мы называем Homo Sapiens, идёт не в направлении превращения животного в высокодуховное существо, а от животного – к роботу. Как тут не вспомнить Оруэлла или Олдоса Хаксли?
Есть, конечно, среди армии текстоманов и таланты – люди, рождённые быть писателями. Но сейчас их лица не видны, голоса не слышны. Таланты выживают тихо, сами по себе – под лавиной публикаций Интернет-порталов, под лавиной книг раскрученных «писателей», коими идёт бойкая торговля направо и налево, за фасадом системы литературных премий, которыми рыночно-востребованные (раскрученные) награждают друг друга.
Время проявит лица настоящих писателей. Их, как всегда, будет мало, и слово их будет услышано немногими. Но и сами писатели, и эти немногие понимающие – никто из них не шагнёт в новую эру духовной жизни. «Да, это настоящая литература. Её авторы – гениальны!» – скажут понимающие. И многие, многие повторят за ними эту истину и признают имена гениев. Но мир при этом не изменится. Человек останется животным, наделённым совершенным интеллектом. Животным, которое всегда будет воевать за территории, еду, влияние над ближними и дальними, себе подобными.
Для появления на планете существ с высокодуховным сознанием необходима новая порода людей – на основе другого генома. И никакая, даже самая гениальная литература, не способна изменить природу Homo Sapiens. Аминь!
Людмила Козлова
Г. Бийск, СП России
_______________
* - слово, завершающее молитву, в переводе с латинского = правда.