О литературе и о человеке

Людмила Козлова Кузнецова
О ЛИТЕРАТУРЕ И  О ЧЕЛОВЕКЕ

Что же такое литература? Почему мы постоянно говорим о ней,  придаём  этому явлению такое огромное значение, фактически, молимся духу литературы?  Однажды я задумалась об этом, и  результатом моих раздумий  стало короткое  слово – аминь!*
Когда-то, во времена глубокого социализма-коммунизма, считалось, что человек обязан любить литературу, классическую музыку, искусство. Стыдно было признаться, что  ты всего этого не любишь. И все делали вид, что  да – любят то, что положено любить. Но как только  обязанность  эта исчезла  – что произошло с приходом  т.н. капитализма, а точнее,  рынка – многие стали с удовольствием сообщать: «Я не люблю читать и давно ничего не читаю – со времён окончания школы».
Как может вот так измениться человек? Вчера ещё он любил литературу, восхищался  шедеврами искусства, а сегодня сознался, что всё это ему не нужно. Значит,  раньше он просто делал вид, что такой, как надо. А на самом деле...
И вот тут встаёт вопрос – что же такое литература (искусство вообще), если люди свободно могут обходиться без  этих лишних  вещей?  Они живут, погружаясь в тело жизни, и процесс этот настолько затягивает, что  всё бумажное  отпадает, как шелуха от орехового ядра. Они знают, что литература есть, что кто-то её создаёт, и это происходит тысячелетиями. Но лично для них  все эти сочинения  не значат ничего.  К науке  не читающие люди относятся с бОльшим уважением, потому что понимают – без науки жизнь остановится, деградирует  их быт, где  используется множество реальных плодов этой самой науки – телевидение, связь,  пища, одежда и прочее. И ведь не скажешь, что этим людям бог не додал чего-то. Нет! Они весьма сообразительны, практически умны, могут долго рассуждать о том, о сём, и даже о главном – о смысле этой самой жизни, в которой они – умелые пловцы.
Встаёт и ещё один вопрос – зачем вожди пролетариата сделали из литературы фетиш?  Ответ весьма прост – наши демиурги пытались сотворить из литературы идеологическую опору для себя, надеясь с помощью «правильных» произведений  превратить народные массы в послушный  механизм, который будет безоговорочно служить власти. Как мы помним,  многие  творцы литературы сопротивлялись директивам партии, за что  в большинстве своём жестоко поплатились. А тот самый народ, который должен был стать самым  читающим на планете, легко приспособился к обстоятельствам и выглядел именно так, как хотели эти самые вожди.
Но приходится  с прискорбием  признать –  театральное представление так и не вышло за рамки театра. Между тем, казалось, все мыслимые и немыслимые средства были брошены на внедрение «правильных»  мыслей в головы трудящихся. И вот, поди ж ты – как только стало можно не играть роль страстного любителя литературы, так играть и перестали!  Реальность нагрянула и стала явной во всей её непритязательности.
Не читают родители – неинтересно,  да и некогда. Не читают  дети, уткнувшиеся в свои гаджеты с «крутыми» играми. И ведь что только ни придумывают озабоченные «движители» литературы, а дело с мёртвой точки никак не сдвинут – не читают, и всё тут!
Но почему-то этим  страдателям от литературы не приходит в голову, что всякое явление имеет суровые причины для своего существования.
Причин  современной нелюбви к чтению много, но всё-таки есть  одна – глобальная. А причина в том, что литература и искусство придуманы и созданы человеком  в качестве инструментов для  воздействия на сознание и, в итоге, для качественного его  изменения.  Совершенное сознание позволило бы человеку физическому перейти на новый – духовный уровень,  стать нравственным существом, для которого  соблюдение  тех самых десяти заповедей (зерно всякой религии) стало бы  естественным  образом жизни.
Но... тысячи и тысячи лет прошли  с тех пор, как литература и искусство превратились в массовые явления. Однако сознание человека не изменилось ни на йоту! Человек  на протяжении всего существования  на планете Земля так и остался животным, наделённым  весьма развитым интеллектом. Качественного изменения сознания не произошло.  Человек не стал высоконравственным созданием. Свидетельством тому многочисленные войны, которые постоянно идут на планете.
Значит, литература и искусство – никуда не годные инструменты, и они не решают  главной задачи эволюции «Homo Sapiens» – развития  физического субъекта  в духовное существо. Что должно произойти  с негодными инструментами? Они рано или поздно отправятся на свалку, ибо коррозия уже превратила их в  рудимент.
Конечно, литература и искусство не исчезнут. Потому что на планете всегда хватает любителей  игры. Литература и искусство всё больше превращаются  из необходимости в нечто необязательное – в игрушку для тех, кто не может по тем или иным причинам  ваять жизнь. Они предпочитают  игру и делают её образом своей жизни. Миллионы людей провалились в  недра игры, стали, фактически,  текстоманами. Создание текстов  стало для этой армии мечтателей главной задачей. Качество литературного продукта  при этом никого не интересует – выдал  порцию текста, получил личное удовольствие – сеанс  аутопсихотерапии, и всё отлично!  Поиграл и счастлив!
Почему количество вот таких  текстоманов стремительно растёт?  Потому что иной психотерапии  нет, а  выдерживать  реальность становится всё труднее – люди не живут, а выживают, утрачивая  почти всё человеческое в этом волчьем  существовании.  Лекарством становится лишь беседа с  единственным другом, то есть с самим собой, а её продукт – текст,  игра  по собственным правилам, которая приносит  забвение, спасает  от погружения в  жизнь. Слово стало игрушкой, превратилось в ту самую спасительную  соломинку, в некий знак.
Всё верно! Не только от слов остались пустые оболочки, но и люди тоже превратились в Знаки. Сейчас значимость человека определяется его статусом – наличием какого-то количества дорогостоящих вещей, количеством денег, которыми он владеет. Есть у тебя авто последней марки – значит, ты человек. А если нет, ты – просто хлам, навоз под ногами. Это говорит о том, что сообщество людей всё более превращается в стадо, где индивидуальность (ум, талант) становятся не просто не нужны, но являются  помехой для существования. И хотя это было всегда, но сейчас все эти вещи окончательно приобрели фатальный характер.
А самое главное, если раньше сообществом людей управлял пастух, т.е. живой человек, то теперь – система управления всё более становится глобальной машиной, где человек, какой бы он ни имел статус, всего лишь – марионетка, а дезинформация  сливается  в единое целое с информацией.  Дезинформация тоже может принимать весьма гармонический вид – вот как яблоко от Змия. Красивое, вкусное, кажущееся полезным, имеющее вид божественного творения.
Как сказал Валентин Распутин,  прежнего слова не будет.
Джинн выпущен из бутылки – это мощный поток информации. И не литература, а информация (знания о природе, космосе, о том, что происходит в стране, в мире)  меняет сознание. И происходит это не только на психическом уровне, но и на физическом. Количество информации имеет космический масштаб и каждые полтора года удваивается. Это не просто  информация – это именно Дух (энергия) в виде информационного потока, который стремится унифицировать (оцифровать) сознание каждого, а другими словами – стремится стереть индивидуальность человека. Меняется сознание, меняется язык, меняется литература. Постмодернизм в литературе – это продукт оцифровывания собственного сознания в виде текстовой матрицы. И в то же время – попытка воссоздать (сохранить) свою индивидуальность хотя бы в матричных текстах – такая попытка противостояния той силе, которая стремится превратить человека в робота. Фактически – попытка альянса со смертью.
Так что эволюция того вида, который мы называем Homo Sapiens, идёт  не в  направлении   превращения  животного в  высокодуховное существо, а  от животного –  к роботу. Как тут не вспомнить Оруэлла  или  Олдоса Хаксли?
Есть, конечно, среди армии текстоманов и таланты – люди, рождённые быть писателями. Но сейчас  их лица  не видны, голоса не слышны. Таланты  выживают тихо, сами по себе –  под лавиной публикаций Интернет-порталов, под лавиной книг раскрученных  «писателей», коими  идёт бойкая торговля направо и налево, за  фасадом   системы литературных премий, которыми  рыночно-востребованные (раскрученные)  награждают друг друга.
Время проявит лица настоящих писателей. Их, как всегда, будет мало, и слово их будет услышано немногими. Но и сами писатели, и эти немногие понимающие – никто из них  не  шагнёт в новую эру  духовной жизни. «Да, это настоящая литература. Её авторы – гениальны!» – скажут  понимающие. И многие, многие повторят за ними  эту истину  и признают имена гениев. Но мир при этом не изменится. Человек останется животным, наделённым совершенным интеллектом. Животным, которое всегда  будет воевать за  территории,  еду,   влияние над  ближними и дальними, себе подобными.
Для  появления на  планете  существ с высокодуховным сознанием  необходима новая порода людей –  на основе другого генома. И никакая, даже самая гениальная литература, не способна  изменить природу Homo Sapiens.   Аминь!

Людмила Козлова
Г. Бийск, СП России

_______________ 

* - слово, завершающее молитву, в переводе с латинского = правда.