Три индийских дня было у меня. Часть 11

Шестакова Евгения
Тадж Махал. Часть 1

Чтобы быть туристом в Агре, нужно иметь очень большое терпение.
В этом знойном городе  вас достают не только водители вело и моторикш.  Есть еще и водители конных повозок. Данные товарищи просто окружают туристов толпой, предлагая свои услуги,  и потом  очень трудно вырваться из этого круга.

Наша поездка по Агре продолжилась.  Я все удивляюсь и удивляюсь....

На обочинах дороги стояли многочисленные повозки с  огромными дудками. Повозки очень сильно  напоминали цыганские кибитки.  Наш водитель сказал, что эти передвижные сооружения используют для свадеб. Кажется, на календаре был четверг и все вокруг было забито женщинами, которые грузились в повозки, тележки и тд,  и уезжали из города на свадьбы. А по другой стороне дороги, из сел в Агру везли продукты.

Дороги вокруг этого старинного города  не представляют из себя ничего хорошего. Все полотно в  ямах, рытвинах, местами очень кривой асфальт, но попадаются и довольно приличные участки.

Меня в нашей машине по этим дорогам трясло так, что начинало мутить.  А тут в хлипком грузовичке, который поскакивает на каждой кочке,  женщины едут стоя, кузов набит людьми до отказа. Задней стенки нет. Наверное, они держатся зубами за воздух. Но все едут такие радостные, довольные, наверное, нам их не понять. 
Женщины, которые ехали сзади мужа на мотоциклах и мопедах, посадив между собой и мужчиной одного и двух детей, вообще, наверное, были очень довольны этой жизнью. Ведь у  их семьи было собственное транспортное средство. И если на мужчинах хоть изредка можно было наблюдать шлем, то почти все женщины прикрывали голову куском сари и все.

Наверное, нам нужно радоваться тому, что в этой жизни мы не родились бесправной индийской женщиной в трущобах,  в каком-нибудь многомиллионном городе в Индии.
В общем, в этот день я только и делала, что бесконечно удивлялась происходящему за окном автомобиля.

По дороге нам встречались  полуразвалившиеся кибитки, забитые грязными детьми в такой же грязной и порванной одежде. Мне почему-то казалось, что детей везут в рабство.

Тадж Махал для меня был всегда чем-то таким…. Мифом, легендой, к которой я даже не надеялась прикоснуться. Я и в Индию то не собиралась вообще.
Безусловно усыпальница  величественна и красива, особенно когда прочитал книгу о том,  как  все это строили.

Если абстрагироваться от этого  беломраморного великолепия, от  великой истории любви, то можно сказать лишь одно – Великий Могол Шах - Джахан просто залюбил до смерти свою возлюбленную Арджуманд и она умерла, рожая ему четырнадцатого (!!!) ребенка.  Вот никак он не мог по другому!  Так любил, так любил.  А потом  выжившие дети перерезали друг друга в борьбе за власть. И все стало еще более печально…  На трон Великих Моголов сел мусульманский фанатик и кончился в Индии религиозный мир.

Тадж Махал  виден не сразу. Сначала вы попадаете к воротам. Перед ними  проходите строгий контроль. У меня из рюкзака вытрясли все самолетные конфетки. Воду тоже отобрали, хотя я потом видела индусов с бутылками воды в руках. Билет стоит в районе 10 долларов для нас, иностранцев, и 1 доллар для местных. Впрочем, в Индии так везде. И иностранцев в Тадж Махале в несколько раз меньше, чем индусов.

Великолепную, беломраморную усыпальницу начали строить в 1632 году. Через год после смерти любимой жены Шах - Джахана. Где-то пишут, что она была его второй женой, кто-то пишет, что третьей. Прочитав много литературы, я все же склоняюсь к тому, что эта красивая девушка была его второй женой. Первую жену, якобы за неспособность родить наследника, вернули отцу с богатыми дарами обратно.
 
Арджуманд все это время ждала, когда же ее возлюбленный женится на ней. Ждала она довольно долго, около 5 лет. Отец Шах - Джахана никак не хотел соглашаться на этот брак, хотя дед Арджуманд работал у него важным советником.

Мавзолей был закончен в 1653 году. Долгий двадцать один год  и днем  и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури. Хотя, каждое его движение, каждый набросок, все это лично одобрял Шах - Джахан. 

Проходим в еще одни ворота красного цвета. Первый взгляд  на усыпальницу не с Красного Форта Агры.  У меня  в голове в тот момент была только одна мысль - Вау, неужели я это увидела?! Но восторг через край не хлестал. Меня просто поразил сам факт того, что я здесь оказалась...
Посмотрели еще раз, и тут же начинаем протискиваться через плотную толпу индусов. 

«Мумтаз – Махал» и «Тадж – Махал»  -  так Шах – Джахан называл свою жену Арджуманд, когда после долгих скитаний, после нескольких лет изгнаний, он был прощен своим отцом и получил трон Великих Моголов. Пара с детьми вернулась в Красный Форт в Агре. И началась их спокойная, но совсем не долгая счастливая жизнь.

Само белое здание  мавзолея  было завершено в 1648 году. Казна Великих Моголов в те времена была еще полна.  Находилась она в Красном Форте, где  жил Шах-Джахан со своей семьей. 

Во время строительства мавзолея и отвода реки, все пространство вокруг было застроено домиками и лачугами рабочих. Многие семьи работали поколениями над мавзолеем, никуда не уезжая. Платили довольно хорошо и Шах - Джахан нанимал не только мусульман. Работало много искусных резчиков - индусов. Император Шах - Джахан, как и его отец, отличался веротерпимостью.

Мавзолей окружают несколько строений и большой сад. Все это достраивали еще 5 лет.
А потом  индусов не мусульман строгая охрана перестала пускать на территорию Тадж - Махала.

При входе в Тадж Махал нам с вами  сразу же нужно идти налево, так как у нас, иностранцев,  дорогие билеты. А направо идут индусы, у которых дешевые билеты. Иностранцам на обувь автомат натягивает бахилы, индусы же разуваются и сдают обувь на хранение. Мы  этого не знали, отправились по дорожке за индусами. А идти там было прилично.  Дошли. Нас развернули и послали обратно.
 
Если вы смотрели фильм «Миллионер из трущоб», то должны помнить момент, когда дети воруют обувь, оставленную при входе в Тадж Махал и потом продают ее на рынке.

Наверное, такие факты имели место быть и в реальной жизни, поэтому для индусов поставили ящики для обуви и «гардеробщика», который выдает номерок.

Император Шах- Джахан хотел, чтобы массивная усыпальница как бы парила в воздухе. Для создания такого эффекта она была установлена на огромный мраморный постамент. Строение получилось высотой в 74 метра.

По проекту, напротив беломраморного Тадж - Махала должна была быть построена усыпальница из черного мрамора, для самого Великого Могола. Но этому строительству даже не суждено было начаться. Шах- Джахан  оказался заложником собственного алчного сына, ярого мусульманина, убившего на пути к трону своих братьев.

Поэтому в мавзолее Тадж- Махала стоят два мраморных гроба. Шах-Джахан покоится рядом со своей Арджуман. Могила Великого Могола  - единственный ассиметричный элемент во всем комплексе. Его гроб гораздо больше и он стоит слева от гроба Арджуман. Гробы украшены  богатой инкрустацией и  каллиграфическими надписями.

На гробе жены надписи восхваляют ее красоту и доброту, а на гробе мужа указаны даты, когда он отошел в мир иной – «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Внутри комплекса фотографировать нельзя. Да и там довольно темно. Но в интернете можно найти фотографии внутри мавзолея.

Многие архитектурные элементы были заимствованы из персидской культуры. Моголы часто их использовали при строительстве своих гробниц.

Повернемся спиной к Тадж-Махалу, чтобы можно было рассмотреть красные входные ворота. Это не просто ворота, это целый комплекс, выполненный из красного мрамора. Вся территория мавзолея обнесена стеной из красного песчаника. Только со стороны реки нет ограждения.

Входной комплекс выполнен в таком же безупречно - симметричном стиле, как и все остальное. Сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов Тадж-Махала.  Сами арки украшены теми же элементами, что и вся гробница. Рассмотреть подробно арки внутри не получилось, меня просто вынесла наружу толпа индусов.

«Купол всему голова».

По задумке Шах- Джахана купол  усыпальницы должен был напоминать женскую грудь безупречной формы. Очень долго Великий Могол отвергал все предложенные проекты куполов, пока… Пока не создали рисунок  того купола, которым мы можем любоваться сейчас. Внутри этого купола есть еще один, который поддерживает тяжелый внешний  и не дает ему рухнуть на головы туристам.

Четыре минарета, которые окружают погребальный комплекс, выполнены с небольшим наклоном. Это сделано для того, чтобы в случае их падения они не повредили само здание усыпальницы.

Справа и слева от Тадж-Махала стоят два абсолютно симметричных здания, построенных в 1643 году.  Одно из них точно использовалось, как мечеть. Второе даже не знаю для чего было предназначено. В каких-то источниках пишут, что это был гостевой дом.

Подходим в толпе людей к самой усыпальнице. А дальше я увидела то, что меня поразило больше всего - тонкая резьба по мрамору.  На входе в Тадж Махал хорошо видно, как желтеет великолепный белый мрамор. Грязный воздух Агры, выхлопные газы, промышленные выбросы... Хотя многие многие друзья, ни раз бывавшие в Агре, утверждают, что воздух в Агре на самом деле не такой уж и грязный.

Внутри Тадж Махала мрачно. Реально темно и нет никакой возможности что-то хорошо рассмотреть.  А ведь  все задумывалось так, чтобы гробница просто купалась в лучах солнца! Чтобы яркий свет проникал внутрь, сквозь кружево мраморной решетки – джали, которая окружает могилы. Вы не поверите, я не сколько хотела увидеть сам Тадж-Махал, я хотела увидеть эту решетку, потому что сколько читала, как ее изготавливали долгие годы примитивными инструментами, как огромная глыба мрамора стала, как тонкое, белое кружево…

Я прикоснулась к решетке, и тут меня торкнуло. Меня просто пронзило током от этой невозможной красоты.

Я не знаю, зачем сделали так, что внутри темно, зачем закрыли все окна.  Я не думаю, что мрамор на свету желтеет быстрей, чем в темноте.
Поэтому внутри Тадж Махала мы особо долго не задержались,  наслаждаясь тем, что можно увидеть и потрогать снаружи. Я просто не могла оторваться от всей этой тонкой резьбы, инкрустаций…