У подножия Камелота ч. 4. Андреевский стяг. Эт. 26

Татьяна Сергеевна Дмитриева
                Из цикла "Европа своими глазами"

                "Страна чертополоха, клевера и розы".

       Этюд 26. "У подножия Камелота.Ч.4.Под Андреевским стягом."


На авторском фото - остатки Адрианова вала постройки 122-129 годов, стены из камней вдоль северных границ Римской империи, отделявших от варварских племён скоттов и пиктов;   Андреевские флаги на современной границе Англии с Шотландией;   одна из башен замка Холируд, резиденции Шотландских королей, и купальня Марии Стюарт. Эдинбург, Шотландия.
   


Своё длинное повествование о Шотландии хочу закончить ответом на два вопроса, которые не давали покоя мне, человеку размышляющему, на протяжении многих лет.

Для кого-то, возможно, это ясно, как белый день. Но мне нужны были доказательства, в подтверждение собственных размышлений. В связи с чем и были предприняты поездки в Шотландию в 2006 и в 2008 годах.

Первый вопрос звучит примерно так. Почему на протяжении многих столетий англичане так настойчиво стремились к порабощению Шотландии. Так настойчиво, как будто Шотландия принадлежит им по праву.
 
Второй вопрос звучит так. Чем ещё могли руководствоваться шотландцы в своём освободительном движении против англичан, кроме просто освободительной войны территорий.

И ответы на эти вопросы я нашла в глубинах истории этих двух таких разных народов, соединённых сегодня в одно Королевство.

        ***

В прошлой части повествования я остановилась на объединении королевств пиктов и скоттов в одно, государство Альба, под предводительством Кеннета 1, в период 843-850 годов. Столицей Шотландского государства становится замок Скун.

Как я уже упоминала ранее, эти места являются самыми значимыми в истории Шотландии. Когда-то это были земли пиктов. На эти земли не ступала нога даже Римских легионеров, настолько был воинственным народ, населявший их. В 297 году н.э Скун стал столицей пиктского государства.

В 847 Кеннет МакАлпин короновался здесь как король объединённого государства Альба, или Шотландия (в переводе с гэльского).

Следует сказать, что к 1У веку скотты, населявшие Дал Риаду, уже были христианами. Их предки, переселенцы из Ирландии, принесли с собой и христианскую веру.

Пикты, населявшие Пиктию, предположительно язычники, были окрещены чуть позже, в У1 веке. Важную роль в христианизации пиктов сыграл ирландский проповедник Св. Колумба. Который более 35 лет своего служения провёл на территории современной Шотландии.

Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей в Шотландии. Настоятелями он ставил своих учеников, но дар прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Как уже было сказано выше, из-за отсутствия письменных источников, никакие подробности культа пиктов до этого момента не известны. Король пиктов Бриде позволил Колумбе крестить свой народ, надеясь тем самым укрепить связи со скоттами, уже исповедовавшими христианство.

Известно, что уже в 1У веке святым покровителем скоттов был Св Андрей Первозванный, один из Апостолов Христа. А часть его мощей хранилась в монастыре Сент-Андрус.

Вот что случилось накануне битвы предводителя скоттов Ангуса с англосаксами, так гласит легенда. 

Когда король скоттов Ангус готовился к битве над армией Нортумбрии, во время молитвы он увидел на синем небе белый диагональный крест. На котором был распят Апостол Андрей.

Ангус одержал убедительную победу, после которой объявил св. Андрея покровителем своей страны, в будущем – Шотландии. С тех пор андреевский стяг, белый диагональный крест на синем фоне, стал символом.

Правда, официально Св. Андрей был провозглашён хранителем Шотландии только после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне в 1314 году св., а синий  стяг с белым крестом стал флагом страны с 1385 года.

Я делаю ударение на этом моменте не просто так, а чтобы донести. Что до создания государства Шотландия скотты и пикты исповедовали раннехристианские учения, в том числе и о Святой Троице. И впоследствии, думаю, именно это стало главным мотивом всех освободительных войн.

Итак, скотты, объединившись с пиктами, совместно отражали нападения викингов, участившиеся в конце 1 тысячелетия. Вплоть до 30-х годов XI в. скотты жили в относительном мире с англосаксами.

И вот здесь начинается самое важное, что поможет пролить свет на поставленные в начале очерка вопросы.

После нормандского вторжения 1066 г. Шотландия стала постепенно изменять своей гэльской ориентации. Король Малькольм III женился на Маргарите, сестре англосаксонского претендента Эдгара Этелинга.

Воспитанная в Венгрии в традициях католицизма, Маргарита ослабила влияние ирландской церкви при дворе. В Шотландию проник орден бенедиктинцев, основавший монастырь в Данфермлайне.

Благодаря влиянию Маргариты дикие и воинственные скотты смогли соприкоснуться с континентальной европейской культурой. Но так ли это было на самом деле?
Ведь уже в 5-6 веках высокоразвитая и крещёная кельтская Британия имела многовековые традиции, высокоразвитую культуру и уклад жизни.

Думаю, дело в другом. В 1054 году в Европе произошёл раскол Церкви на западную (часто называемую латинско-католической) и восточную (греко-православную). Что обуславливалось появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий.

Шотландцы были приверженцами раннехристианского, апостольского учения. И не хотели подчиняться римско-католическому укладу. И это, скорее всего, могло стать главной причиной дальнейших распрей.

Уже гораздо позже, в 16 веке, во времена Марии Стюарт, которая также была католичкой, её не поддерживала местная знать. Шотландцы были всегда ближе к первоапостольским традициям церкви, к скромному быту и стремлению к духовности.

На фото - купальня Марии Стюарт в Холируд Хаусе, что у подножия Замковой скалы в Эдинбурге. Интересен тот факт, что, когда королева, воспитанная в традициях французского двора, направлялась в баню на ежедневное купание, то её сопровождало гиканье и улюлюканье толпы народа. Многие считали её ведьмой, совершающей тайные ритуалы с водой.

Образ её жизни, воспитанной при французском дворе с пышными церемониями, был чужд шотландцам.

На фото - башня в Холируд Хаусе, на ступенях которой был заколот её слуга-поэт, являвшийся связным между ней и Римским папой. Мария в это время носила под сердцем своего сына, будущего короля Англии Якова 1.

И всё время своего пребывания у королевского престола Шотландии Мария Стюарт испытывала недружелюбное отношение к себе не только народа, но и знати, и аристократии.

Поэтому рожать ребёнка она отправилась в Эдинбургский замок, а новорожденного сына была вынуждена спустить в корзине по верёвке своим доверенным людям. Которые укрыли младенца от верной погибели. В то время, когда её враги ждали появления младенца, наследника престола, у дверей спальни.

Считаю, что именно это, нетерпимость к новым церковным устоям, было главным побудительным мотивом всех освободительных войн Шотландии.

Но есть и второй вопрос, на который тоже нашёлся ответ. Почему же Англия всегда считала Шотландию своей вотчиной?

Действительно, в 9-11 веках в Европе между государствами существовала крепостная (вассальная) зависимость.

После вторжения 1066 года в Британию, норманы стали предпринимать попытки овладеть и Шотландией. В 1072 году  Вильгельм Завоеватель вторгся на её территорию. Король Шотландии Малькольм 111, женой которого была католичка Маргарита, поддался влиянию завоевателя, заплатив ему дань и отдав в залог своего сына. Смалодушничал, говоря современным языком, под влиянием своей европейской супруги подчинился захватчикам.

Ленная ("ленник" - от кельтского "слуга") зависимость, которую формально признал Малькольм 111, на долгие века оставалась формальным поводом для претензий королей Англии на Шотландский трон.

   ***

Но отважный Рыцарь Круглого Стола, король Артур, ещё не раз вставал на защиту земель Шотландии вместе с другими Рыцарями. Уильям Уоллес, Роберт Брюс, Джеймс Дуглас... Были одержаны победы, были и поражения. Волшебник Мерлин внимательно следит за происходящим...

ЭПИЛОГ

Шотландия независима — это скажет вам любой её житель. Номинальная принадлежность Шотландии к Соединённому Королевству для суровых мужчин в килтах не значит практически ничего. Вальтера Скотта и Роберта Бёрнса в горах чтут выше королевы, а свою историю шотландцы рассматривают отчасти как бесконечную войну с английскими завоевателями, отчасти как научно-техническую революцию, плодами которой Шотландия милостиво поделилась со значительно менее развитой Англией. И, как ни странно, в определённой мере шотландцы правы

А я своё повествование о путешествии по Шотландии хочу закончить словами великого её сына, поэта, патриота:

В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.

Роберт Бёрнс, перевод С. Маршака


 

"У подножия Камелота. Ч 1" - http://www.proza.ru/2017/02/15/1383

"Брохи и глазированные форты" эт.27 - http://www.proza.ru/2018/01/13/1585