Школа

Диментор Килган
Пользуясь авторским правом, я немного порассуждаю над природой той каторги, что какой-то шутник дал название – Школа. Но разберёмся для начала с определением. Возьмём для примера что-нибудь совсем простое – школу конфуцианства. Это философское учение мудреца Конфуция, в котором он, в меру своей вменяемости, трактует законы Бытия и социального общежития. Вещь, несомненно, полезная, ибо лучше для здоровья вечерок скоротать с книгой, чем за бутылкой. Или школа стюардесс – производит набор обычных девушек, но выпускает из своих стен уже летающих по всему миру профессионалок. И для глаз приятно и для сервиса воздушного флота явная польза. А вот – школа «Тигра», «Богомола» или даже «Пьяная обезьяна защищается от огня» - всё это многочисленные школы боевых искусств. Можно, потратив некоторое время, овладеть всеми и понять, наконец – чьё кунг-фу лучше! Ну, или хотя бы автошкола. Популярное и многим знакомое почтенное заведение, где за достаточно символическую сумму денег выдают права на вождение автотранспортного средства. Эти права, по своей сути, являются многоразовым лотерейным билетом. Обладая этим вожделенным «билетом», ты имеешь право хоть каждый день испытывать судьбу на дорогах, в компании себе подобных дилетантов. Не попал в ДТП – уже удача! Вернулся домой – счастье, которое с каждым прожитым днём не тускнеет. Всё это как-то бодрит, держит в тонусе и постоянно напоминает о скоротечности отпущенного времени, чтобы, значит, не тратил его зря!
                Но вот общеобразовательная школа? Это явно какое-то недоразумение. Для чего она нужна в принципе? Уже слышу ярые, с оттенком негодования, голоса в защиту этого явления. Ну-ну, утрите слёзы и подберите слюни. Оставим на время эмоции и попытаемся рассуждать логически. Предвижу аргументы защиты. Почему? Да потому, что они всегда одинаковые, явно «прошитые» в матрицу головного мозга неведомыми, но весьма ловкими программаторами.
                Итак, первый довод, который обычно сгоряча приводят «любители» школьного «образования». В школе обучают чтению, письму и счёту. Согласен, это необходимые навыки, если ты, конечно, живёшь среди людей, а не на необитаемом острове, где нет даже библиотеки. Но ведь абсолютное большинство детей обладает этими навыками уже в дошкольном возрасте. Мало того, в настоящее время, в отличие от моего детства, это необходимая обязанность. Не обладая же этими познаниями в достаточной мере, ребёнок, после многочисленных тестирований и собеседований при выборе учебного заведения, скорее всего, попадёт только в спецшколу для слаборазвитых детей. И чтобы отшлифовать эти уже имеющиеся навыки до совершенства нужно потратить десять лет?..
                Второй довод ещё лучше первого. Школа даёт представление (?) о различных научных дисциплинах или в школьной терминологии – предметах, как-то: химии, физике, биологии, алгебре, географии и т.д. Ну, вот с этим утверждением я согласен, школа даёт именно представление. И грош цена подобному балаганному представлению ярмарочных уродов, клоунов и арлекинов. Обладая подобным базисом «научных» знаний, да без навыка, даже сортир не построишь, а уж возвести храм науки – безнадёжное дело!
                Не верите? Ну, так проверьте свои «познания», вы же учились в школе! Что там, по прошествии лет, после того как всё было «вызубрено», экзамены благополучно сданы, аттестаты получены, осталось в голове? Лично я окончил школу около тридцати лет назад. Подвожу баланс, резюмирую:
 
1) Русский язык. – ЖИ, - ШИ пиши с буквой «И». – ЧА, - ЩА пиши с буквой «А».
 Части речи: существительное, местоимение, глагол, предлог, прилагательное. Члены предложения: подлежащее и  сказуемое. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Деепричастный оборот (такой термин!) Сочинение, диктант, изложение –  виды письменных работ. Пожалуй – всё! Хотя оба выпускных экзамена по русскому языку (письменный и устный) я сдал на «отлично».
 
2) Геометрия. Треугольник А В С = треугольнику А1 В1 С1
 «Пифагоровы штаны на все стороны равны». «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам».
 Окружность, радиус, площадь, медиана – это термины, значение которых я представляю. Может, я тоже клоун? Кстати, экзамен по этому предмету я тоже сдал на «отлично».
 
3) Алгебра. Бином Ньютона, интеграл, многочлен (о ужас!) – это термины,
 определение коих я не могу себе даже представить теперь, а ведь на выпускном экзамене по этому предмету я получил «четвёрку». Немного же осталось от схоластических «знаний», таких «необходимых» и «нужных» по жизни!
 
4) Химия. Н2О – вода. О3 – озон.
 Менделеев и его периодическая система элементов. Валентность. Галогены это, по-моему, активные металлы. Оксиды – соединения веществ с кислородом. Кислоты и щелочи – сложные вещества, получаются путём соединения простых веществ, которые вступают при этом в реакцию между собой. Лакмусовая бумажка. Катализатор – вещество способное усилить химическую реакцию. Вот и всё! Немногие мужчины ещё помнят и цитируют наизусть формулу спирта. Ну, это уже высший пилотаж, я горжусь
 знакомством с ними!
 
5) Немецкий язык. Их хайсе Вася. Марта унд Анна баден.
 Хенде Хох. Гитлер капут. Действительно – капут!
 
6) География. Материки, океаны и страны.
 Подзолистые почвы, чернозёмы. Лесостепи, саванны и редколесья. Пассаты и муссоны. Резко континентальный климат. Криворожское каменноугольное месторождение. Курская магнитная аномалия. Широта и долгота это географические координаты. Экватор, Северный и Южный полюс. Меридианы и параллели – это полоски, которыми в виде сетки расчерчен глобус – модель земного шара.
 
7) Биология. Живая клетка. Амёба, инфузория «туфелька».
 Дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, выделительная система. Вот это я понимаю – стройная теория, комплект  различных систем. Кстати, чуть не забыл – половая система, право же - пустяки какие-то, не так ли? 
 
8) Литература. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?» Все мы вышли из гоголевской «Шинели». «Выпьем с горя – где же кружка? Сердцу будет веселей! То как зверь она завоет, то заплачет как дитя».
 
9) Физика. Закон Ома. Второй закон термодинамики.
 Как трактуются эти, такие «необходимые» в повседневной жизни законы, я - увы, не помню! Ньютон, Паскаль, Джоуль – это группа товарищей, специалистов в данной области, не худо бы спросить у них, уж они-то, небось, в курсе дела!
 
10) История. 1242 год - «Ледовое побоище» на Чудском озере. Александр Невский с новгородским ополчением против крестоносцев.
 1380 год – Куликовская битва. Междуречье. Месопотамия. Египет. Пирамида Хеопса. Тутанхамон и Нефертити. Феодализм. Мануфактура. Капитализм. Монополия олигархов.
                «А нам говорят – Афины войной пошли на Спарту,
 А я говорю – покинуть хочу поскорее парту!»
                Вот такой у меня получился «обширный багаж знаний» с огромным трудом вынесенный из школы. Десять лет потрачено! Если бы занимался всё это время чем-то полезным – ну хотя бы собирал утиль, то, вероятно, стал бы весьма обеспеченным человеком. Тут вы встрепенётесь и закричите, что я просто «двоечник», а вот вы помните «всяких знаний» куда больше, ну что ж – это похвально! Только вот недавно я присутствовал при подобном «анкетировании» некой особы, окончившей школу с золотой медалью пятнадцать лет назад. Но при этом её результаты оказались даже скромнее моих, как это не парадоксально. Видимо сказалось то, что упомянутая особа получила свою медаль в конце девяностых годов, когда уровень образования упал в разы по сравнению с советским периодом. Иного объяснения я просто не нахожу!
                Предлагаю третий довод, который так любят приводить защитники школьного обучения. Якобы оно (это самое обучение) чрезвычайно расширяет кругозор. Проверьте это экспериментально. Возьмите и произвольно отберите десяток человек (ваших знакомых), обучавшихся некогда в школе. Вы легко убедитесь в том, что у девяти человек из этого десятка широта кругозора прямопропорциональна ширине диапазона частот на котором вещают их домашние телеприёмники. Это будет очень простой круг понятий, не выходящий за пределы развлекательных программ, различных шоу и рекламных роликов. Десятый же человек окажется каким-нибудь начитанным эрудитом. Что ж, таких людей в нашей стране тоже всегда хватало – на том стоим, и стоять будем!
                Ну и, наконец, последний – так широко распространённый довод в пользу школьного обучения. Очень важно окончить школу с хорошими отметками в аттестате, а ещё лучше – с золотой медалью для того, чтобы попасть впоследствии в «престижное» учебное заведение и получить там высшее образование. «Вышку» - как выражается нынешняя молодёжь. Когда нет истинных целей в жизни, создаются искусственные – для масс, чтобы им (массам) было куда стремиться! А что там – в институте, университете или даже в техникуме? А то же самое, что и в школе (кто забыл – смотреть выше), в общем – бесконечная сказка про белого бычка. И мыкаются по стране тысячи дипломированных специалистов в поисках работы. Но страна в лице производств, банков и различных контор по найму персонала, не спешит почему-то признавать в них «крупных» специалистов в той или иной области. Им говорят – у вас нет опыта. Капкан сработал, ловушка захлопнулась, и круг замкнулся! Он уже сузился до предела, честолюбие грандиозных замыслов вчерашнего выпускника съёживается как пенис после купания в ледяной воде. И молодой человек с «вышкой» идёт туда, где он востребован, например – в сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» или ещё в какую-нибудь низкопробную сеть забегаловок для плебса.                           

Но вернёмся в «школьные годы чудесные» как пелось в одной советской песне. Лично я благодарен своим родителям за то, что не испытал никакого давления с их стороны в том, чтобы «делать уроки» и учиться только на «четыре» и «пять». А то, если будешь плохо учиться, то попадёшь в дворники – так пугали некоторые глупые родители своих отпрысков. Теперь же, при грандиозном социальном расслоении общества, эта «формула успешности» доведена до полного абсурда. По стране время от времени прокатывается волна подросткового суицида.
 
Из-за чего же вешаются, вскрывают вены и прыгают с крыш высотных домов школьники из «благополучных» и почтенных семейств? Да из-за психологического прессинга, под который они попадают в школьных стенах, нагнетаемого педагогами, а тем, кому совсем не повезло, то и собственными родителями. Получил «двойку» - позор, не сдал экзамен – катастрофа, жить дальше незачем, всё пропало-пропало-пропало!!! (В этом месте следует визг, переходящий в ультразвук!) Не сдашь экзамен – не окончишь школу с отличием. Не окончишь школу с отличием – не попадёшь в «престижный» ВУЗ. Не получишь диплома об окончании высшего учебного заведения – не угодишь...в «Макдоналдс»?..
 Так стоило ли прыгать с крыши, травиться или резать вены? В жизни столько всего интересного, помимо изучения схоластических дисциплин, всей этой дурацкой игры, навязанной нам гроссмейстерами положений и режиссёрами театра марионеток!
 Не ведись на всю эту «чешижопицу», включай голову и попытайся «раскинуть мозгами» прежде, чем сиганёшь с крыши «липким сердцем об асфальт»!..