Путь и дорога

Михаил Шаргородский
Когда непрофессиональный писатель берется за писательство, то чаще всего он пишет, либо воспоминания, либо о событиях,  участником, или свидетелем, которых он был.  Поскольку детство было в основном связано с сельским образом жизни, то и воспоминания об этом периоде касаются именно его.
Школы, почти всегда были небольшими, в них были 1-2 учительницы  и 50-60 учеников. Все дети друг друга хорошо знали, и дружба между ними  чаще всего завязывалась в школе.
Обычно и дети и учителя хорошо знали, кто с кем дружит.
Неподалеку от нас жили два мальчика. Они ходили в один и тот же класс. И обоих звали Вова. Поскольку один из них был повыше ростом, его называли Вова Большой, а второго Вова Малый.
Несмотря на особо крепкую дружбу, вкусы их резко отличались. Большой Вова очень увлекался медициной, вечно крутился в медпункте и помогал лечить кошек, собак, голубей и настолько разобрался в этих делах, что в отсутствие фельдшера, уже сам мог оказать первую помощь животным, нуждающимся в этом.
В отличие от него Вова Малый очень увлекался металлом и процессом изготовления из него изделий. Поэтому хорошо знали, что, если его дома нет, то искать его нужно в кузнице.
Мальчики охотно делились приобретаемыми ими знаниями, и, практически хорошо знали, чем занимается его друг.
Время шло, дети росли, и пришло время, идти в Армию. Учитывая особую дружбу наших героев, Военком направил их в одну часть.
Неизвестно почему сложилось так, но Вова Большой отлично плавал, а Вова Малый, едва держался на воде.
Все военнослужащие должны были выполнить одно обязательное упражнение.  Предстояло с шестиметровой вышки совершить прыжок в воду.
Вова Малый уже несколько раз пропускал это упражнение, не решаясь на него.
Закрывался год и ему грозили серьезные неприятности.
Однажды на вышке собралось человек десять.
Физрук что-то записывал, а солдаты, имевшие хвосты, по очереди прыгали.
Оба Вовы были на вышке. Вдруг Вова большой, о чем-то переговорил с товарищами, а потом на ухо нашептал своему другу.
Он решил прыгнуть вместо своего друга. Пока физрук записывает результаты предыдущего солдата, с вышки прыгает Вова Большой.
Все солдаты начинают кричать «Молодец Вова малый» Пока физрук разобрался со своими бумагами, мокрый Вова Малый, дежуривший внизу, поднялся, отдуваясь наверх. Проделка была так искусно исполнена, что физрук ни на минуту не усомнился. Все солдаты торжествовали, что «надули» офицера.
Один Вова малый чувствовал себя очень скверно.
Ему стыдно было  за собственную ложь, в которой, ко всему прочему, принимала участие целая группа коллег.
На этой дороге, при возвращении в часть, он дал себе слово, что непременно научиться  прыгать не хуже других. А друг, конечно же, поможет.
Впоследствии, в особенности, когда он очень быстро научился прыжкам в воду, он никак не мог забыть свой «грех»
Случилось так, что Великая Отечественная Война застала их в действующей Армии.
В части, зная склонности ребят, Вову большого послали служить в  госпиталь, а Вову малого,  в передвижную ремонтную мастерскую. 
Хотя служили они не совсем рядом, но связи устойчиво поддерживали, и всегда все знали о своем друге на текущий момент времени.
Судьба была милостива к ним  и тяжелых ран им удалось избежать.
Однажды, во время отступления, они узнали, что неподалеку от места их проезда,  расположена М.Т.С.
Туда еще немцы не вошли, и можно было рассчитывать, что ремонтные службы еще не разграблены.
 Вова малый дал команду продолжать движение прямо, и пересечь реку, преграждающую путь. Сам он сбегает в М. Т.С. и может найдет какие либо смертельно нужные запчасти.
Так и сделали. Реммастерская поехала прямо, а Вова малый кинулся бегом в сторону М.Т.С.
Он быстро нашел то, что ему было нужно, сложил все в вещмешок, и  бегом бросился догонять своих бойцов.
Еще издалека, он увидел, что дорога упирается в реку, мост, через которую разрушен. Река была не очень большой, но достаточно стремительной и глубокой.   Просто так, ее не перейдешь.
Подбегая к реке, он понял, что его команда, судя по следам, свернула налево, по узкой полоске берега, остающегося между рекой и прямо подступающего к ней леса.
Еще не добежав до реки, он услышал шум мотоциклета, который во всю гнал, чтобы захватить пленного.
Будучи, еще сравнительно далеко, они уже начали стрелять, чтобы не дать ему уйти. Времени на размышление не было.
Он бросился бежать по следам своих машин, но сразу понял, что на этом пути они его быстро догонят.
Оглянувшись вокруг, он метрах в 25-30 увидел огромное дерево, ближе других стоящих к берегу, да еще с низко опущенной кроной.
Он бросился к нему. Быстро взобрался на него и выбрав одну из самых мощных ветвей,  изо всех сил стал наклонять ее в сторону противоположную реке.
Затем отпустив ветвь и с максимальной силой отклонившись от ствола, полетел в противоположную сторону,  как камень, брошенный пращой.
Но сила толчка, видимо была недостаточна, и перелететь всю реку ему не удалось. Он упал в воду,  но спасительная ветвь еще была рядом. Ухватившись за нее он стал прощупывать дно.
Скоро нащупал очень большой валун. Сразу понял, что с него уже можно допрыгнуть до берега. Не отпуская ветвь, он кое-как взобрался на валун, и сразу спрыгнул на  берег. На берегу лежал большой осколок скалы.
Еще будучи на валуне, Вова увидел, что от скалы всплошную рикошетят пули  мотоциклистов. Попав на берег, он мгновенно укрылся за скалу и понял, что может дух перевести.   
Между тем, мотоциклисты приблизились к тому месту. где залег Вова, осмотрели место с обоих сторон, судя по всему выругались, и погрозив кулаком, двинулись в обратную сторону.
Как только мотоцикл скрылся на обратной дороге, Вова встал из своего убежища, и , как можно быстрее стал двигаться в ту же сторону, куда уехали его машины.
Часа через два он догнал свою колонну, она в числе других стояла в огромной пробке у моста через реку.
Вова достал из машин пилы и топоры и привлек всех, кто мог пилить деревья для сооружения параллельного легкого моста, через который пройдет более легкая техника.
Довольно быстро они соорудили такую переправу, и вся легкая техника двинулась через нее.
Часа через два переправа опустела, и все боевые части двинулись в направлениях, указанных им командирами.
Прошло еще какое-то время и война окончилась. Мы победили. Наши герои остались живы и вскоре вернулись домой. К этому времени в село вернулся один старый профессор, выходец из этой деревни. Ребята любили к нему заходить, с интересом слушали его воспоминания.
Однажды речь зашла о будущем. Старый врач начал убеждать ребят, что им обязательно надо идти учиться. Ребята откровенно высказались. Вова большой  сказал, что с детства мечтал о медицине.
И еще тогда думал, что это единстенный приемлемый для него путь в жизни.  И сейчас готов ехать, хоть на край света, чтобы осуществить свою мечту, реализовать свою дорогу.
Старик помолчал немного, подумал и сказал Вове старшему: «То, что ты говоришь уже не дорога, а путь.  Жизненный путь, который человек  выбирает и готов на все, чтобы его осуществить. Он не будет и не захочет делать никаких отклонений. Путь - это выбранное для жизни кредо.
Пришло время Вове младшему отвечать на эти же вопросы.  Он сказал, что еще будучи в школе он все свое свободное время проводил в кузнице.
И сейчас свое будущее видит среди металла, машин и механизмов. Служба в Армии его окончательно убедила, что именно это и есть его дорога.
Старик поинтересовался, «а каким именно инженером ему бы хотелось  быть?»
Вова малый ответил, что  не видит в этом большой разницы, ибо внутри специальности, переход из одной из них в другую,  представляется ему не очень сложным.
Старик покачал головой, не совсем соглашаясь с этим выводом.
Однако вслух он сказал
«Ты прав. Вероятно, это действительно твоя дорога.
Именно поэтому, мудрецы дают ей такое определение: «Дорога - это дорога по которой идут пешком, едут на лошади, или на транспорте» то есть она не заключает в себе столь высокой нагрузки, как «путь».
Понимать разницу между двумя этими понятиями надо хотя бы для того, чтобы понимать, что усилия для их осуществления, чаще всего оказываются не равновеликими.
До написания  этой миниатюры, я никогда не задумывался над разницей двух вышеизложенных понятий,
Но, как мне сейчас кажется, интуитивно чувствовал.
Первую книгу, посвященную своей жизни, я назвал: «Дорога, длиною в жизнь»
И действительно, с учетом пояснений этой миниатюры другое название, допустим: «Путь длиною в жизнь» заведомо не соответствовало бы  содержанию, изложенному в книге.
Прощаясь с ребятами, старик, как напутствие, сказал им:  « Вообще-то, люди выбирающие сызмальства свой жизненный путь, и следующие  ему любой  ценой, как правило, достигают в своем деле больших результатов. Однако это не догма. Нужно уметь верить в себя, и любое дело делать с любовью и уважением.
В этом очевидно и заключается ответ на то, что люди, не посвящавшие себя какому-то конкретному делу, достигали в нем эквивалентных результатов.»
Если бы кто-то спросил моего совета, какой из вариантов лучше, что выбирать,
я бы ответил, что оба варианта имеют право на жизнь, только надо как-то уметь оценивать свой потенциал