Искры памяти

Николай Бечин
Посвящается моему бывшему ученику,
Олегу Сухацкому,
погибшему в бою с боевиками
в Чеченской республике.

На могиле девушка рыдала,
Не стесняясь и не пряча слёз,
Парня молодого вспоминала.
Лейтенант в гробу его привёз.

В жизни весел, дерзок был и ярок,
Не любил он ныть и зря стонать.
В школе был уж точно не подарок,
Да не стоит нам об этом вспоминать.

Рос без мамы, слишком-слишком рано
В царство тьмы ушла она и грёз -
Первое ранение и рану
Он, того не зная, перенёс.

А потом изгиб судьбы покруче:
Был в горах, да вот не повезло.
Вдруг огнём сверкнули тучи
И свинцом машину замело.

Не спасла броня своею силой -
Стал последним в этом мире день.
Жизнь тебе, Россия, подарил он,
Ничего не требуя взамен.

На могиле девушка рыдала,
Не стесняясь и не пряча слёз.
Парня молодого вспоминала:
Лейтенант в гробу его привёз.

        Веду занятия с футболистами – 5-6 классы. Группа подобралась сильная, много талантливых, по-футбольному одарённых мальчишек. Занимаются с огромным желанием, иногда приходится чуть ли не силой отправлять домой с тренировок. Условно делю их на три команды. Особенно сильны две подгруппы: плосковская (деревня Плосково) и чушевицкая (село Чушевицы). Эти тренировок не пропускают никогда, живут поблизости. Каменская группа слабее, эти ребята могут заниматься только по утрам, их увозят на автобусе сразу после уроков.
     У лесников (так я называю своих подопечных из посёлка Каменка) сразу выделяется Олег Сухацкий. Скорости и выносливости не хватает, техника тоже хромает, но желание побеждать во всём и всегда зашкаливает. То зацепит ногу у соперника, когда его обведут, то придержит за футболку исподтишка, чтобы я не видел, а то и на прямой скандал нарывается на площадке. Провожу с ним одну за другой воспитательные беседы – помогает, но на короткое время.
      Терпение кончается, веду его на разговор к себе в кабинет и заявляю, что, если он не перестанет задираться, отчислю его из группы. Олег испытующе смотрит на меня своими ясными глазами, понимает, что не шучу. Губы у него дрожат, на глазах вот-вот появятся слёзы, но молчит. Прихожу к нему на помощь, предлагаю подумать: а что бы он сделал, если бы мы с ним поменялись ролями – он тренер, а я футбольный ученик-нарушитель?
       - Вицу взял бы и выпорол – вдруг выдаёт мой воспитанник. Я немного ошарашен его словами, но потом не удерживаюсь и начинаю смеяться. Олег, видимо, мысленно представив эту картину, начинает хохотать вместе со мной.
      - Ну, что, нарушитель дисциплины, скажешь мне? – успокоившись, спрашиваю его. Мой ученик становится серьёзным и, глядя мне в глаза, отвечает: - Больше не буду задираться с ребятами, сдерживать себя буду -.

       Районные соревнования по футболу среди школьников – 8-9 классы. Впереди четыре игры с соперниками из Верховской, Морозовской. Нижнекулойской и Верховажской школ. В первой игре, с верховскими парнями, ставлю самый слабый состав – каменскую пятёрку. Турнир длинный, тяжёлый, надо лидеров поберечь для игр с сильными соперниками. Они недовольны, бурчат, поглядывают на меня с осуждением, но я непреклонен. Каменята играют на удивление грамотно, и чётко доводят первую встречу до победного конца, хотя и с не очень большим разрывом в голах. С морозовскими футболистами сразу вывожу на площадку плосковскую и чушевицкую пятёрки. Они уверенно переигрывают соперников. С нижнекулойскими школьниками встречу начинают каменские орлы. И почти сразу же в наши ворота влетает мяч. Даю возможность своим лесникам переломить ход игры, оставляя их на площадке до конца первого тайма, но счёт в игре не меняется. После перерыва вывожу на площадку сильнейших игроков своей команды, и они до конца игры успевают забить пять безответных мячей. Последнюю игру с верховажскими футболистами планирую провести сильнейшим составом. Нас устраивает и ничья, в этом случае мы становимся чемпионами, а соперникам нужна победа. Первая половина игры заканчивается со счётом 3-2 в нашу пользу. Но в мини-футболе всё может измениться за одну-две минуты, а впереди ещё целый тайм. Минут за пять до конца игры один из моих игроков на площадке поднимает руку вверх – нужна замена. Смотрю на скамейку запасных, размышляя, кого отправить в футбольный бой, как вдруг Олег Сухацкий выбегает на площадку без разрешения. Судья, посчитав, что замена сделана, даёт свисток и игра продолжается. Делаю вид перед запасными игроками, что всё так и задумано, но в душе поселилась кошечка с острыми коготками. И почти сразу же у ворот наших соперников возникает острый момент, какая-то неразбериха, сутолока. И вдруг мои парни дружно вскидывают руки вверх – гол! Олег бежит ко мне и кричит: - Это я забил, я! -.
Победителей не судят, оставляю его на площадке, и до конца игры мои воспитанники успевают забить ещё один гол в ворота соперников. Победа! Мы чемпионы! Всеобщее ликование в команде, ребята машут снятыми футболками, обнимают друг друга и меня, исполняют победный танец.
       Успокоились, получили награды, чемпионский кубок, пообедали и возвращаемся на своём автобусе домой. Все вместе входим в родную школу. До конца уроков минут пять--семь.
      – В класс не заходить, не шуметь, – даю установку футболистам и захожу к начальству, директору школы, чтобы отчитаться об итогах поездки на соревнования. Не успеваем сказать друг другу и пары слов, как из коридора доносятся громкие возгласы, топот ног, радостный смех. Выходим из кабинета и видим такую картину: чемпионы в плотном кольце одноклассников – оба девятых класса уже успели выскочить из своих кабинетов, из соседних дверей высовываются любопытные ученические головушки. К счастью, звенит звонок. И теперь уже вся школа поздравляет победителей. Олег – счастливый, с чемпионским кубком в руках, в самом центре всеобщего внимания.

      Провожу соревнования по волейболу на открытом первенстве Чушевицкого сельсовета среди юношеских команд. Участвуют четыре сборные: две чушевицкие, липецкая и каменская. Самая слабая команда – каменская. Да и не удивительно, своего спортзала у них нет, на вечерние тренировки за пять километров приезжают редко. Капитаном у них Олег Сухвцкий, он уже учится в профессиональном училище, в Верховажье. Проигрывают одну игру за другой. Сражаются азартно, падают, не жалея себя, пытаясь принять коварные мячи, но мастерства маловато. После одного из таких падений Олег подбегает ко мне, кричит: - Я палец сломал! -. И протягивает мне травмированную руку. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что травма серьёзная - первая фаланга мизинца повёрнута в обратную сторону против естественного сгиба под прямым углом. Лицо у Олега белое (видно, что испугался), но улыбается, держит марку перед друзьями. Направляю его в больницу с учительницей физкультуры и моей помощницы на соревнованиях, а сам, с тяжёлым сердцем, возвращаюсь к судейству.
      В десятом часу вечера сижу в своём кабинете, соревнования закончены, награды вручены, в ФОКе никого уже нет. Переживаю за Олега, думаю, что его оставили в больнице. Что с ним? Как он там?
      Хлопает входная дверь в ФОК, стук в мой кабинет, и на пороге появляется улыбающийся Олег.
      – Всё нормально, Николай Сергеевич, перелома нет, вывих только. Вот наложили гипс, – и показывает мне забинтованную кисть с оттянутым пальцем, замурованным в белоснежную трубочку.
      – Знал, что будете волноваться, вот и забежал на минутку. Через неделю уже можно будет снимать повязку -.
       Хочется по-отечески, как маленького ребёнка, погладить его по голове, но сдерживаю себя. Передо мной стоит гордый паренёк, не признающий сентиментальных проявлений. Протягиваю ему руку: - Спасибо, Олег, молодец, что забежал. Я рад, что обошлось без перелома. На чём будешь добираться домой? -.
       - Да не волнуйтесь, доберусь. Мне уже скоро в армию надо идти служить, а вы обо мне, как о маленьком заботитесь -.
       Так и остались в моей памяти: этот разговор с Олегом и его ясный открытый взгляд. Это была последняя наша встреча.

       Трудно писать эти строки о девятнадцатилетнем русском парне, погибшем в бою с боевиками в Чечне. По словам очевидцев, участников того страшного боя, Олег сражался, уже тяжело раненый, до последнего. Посмертно он награждён орденом Мужества.
       Почти каждый день я прохожу по своим делам мимо здания Чушевицкой школы. С мемориальной доски, прикрепленной к стене, на меня смотрит молодой парень в военной форме – мой бывший воспитанник, Олег Сухацкий.