Кулаки. Часть 1 Детство. Глава 5 Мазут

Анатолий Дмитриев
             
          Лето набирало обороты. Дни стали длинными и жаркими. Всё своё время я с пацанами проводил или на шиханах - это такие горы из отработанной  горной породы,  или на реке Тагилке.
 
     Купаясь в реке, обязательно кто-то из нас должен сидеть на бугре и следить за тем, чтобы масляное пятно «не подобралось» к нам незаметно.  А дело в том, что река Тагилка двумя рукавами обтекала металлургический завод, построенный ещё Демидовым, и при «проливании» чугунных болванок вода с маслянистой плёнкой да и другие сбросы непременно попадали в реку.
 
И вот это мазутное пятно плывёт по реке, и если ты «попал» в него, то оно  тут же «обвалакивает» твоё тело. Наблюдатель должен дать сигнал, прокричав «Полундра!».  А  не успеешь выскочить по этой команде - дня два кожа твоя будет красной, нетерпимой к солнцу и даже к тёплой воде, поэтому кто попадал в эту маслянистую «ловушку» сразу получал кличку «Рак». «Раком» побывал и я.   

А дело было так. Наша команда была увлечена - играли в «галилки»: один «галит», остальные - убегают, точнее,  уплывают и нырянием прячутся.  А наш  «смотрящий» в это время тоже  увлёкся… игрой… «в ножичек» -  эта забава,  когда от разных частей тела способом  резкого оборота ножичка игрок должен воткнуть его остриё в землю. Если ножичек при падении «наклонялся», его замеряют двумя пальцами от земли. У проигравшего считают, с каких мест он «не выполнил»  втыкание ножа в землю: запястье, локоть, плечо, подбородок, губы, нос, два глаза, волосы.  Выигравший столько же раз стучит рукояткой ножа по спичке, которая легко входит в землю.  Проигравший, не касаясь руками, а одними зубами должен вытащить  эту самую спичку из земли и, уловив момент, броситься бежать и обязательно уронить или забросить спичку, да так, чтобы выигравший её не нашёл, а то повторится всё сначала.

Так вот,  наш горе-«смотрящий», видно, наблюдал за игрой в ножичек,  а не  за масляным пятном на воде по своей «должности», и «Полундра!», «Атас!» прозвучали уж очень поздно: кто-то бросился к берегу, а кто-то нырнул, надеясь, что мазутное пятно проплывёт над ним,… но «в плен» мазута попали все: кто - больше, а кто – меньше. 
У меня - голова и  все плечи были в этом  противном техническом масле. Выскочив на берег, тут же стал стирать с себя масляную слизь - травой, песком и даже своей одеждой - что-то удалось убрать, но я сообразил, что сейчас не до купания: надо срочно бежать домой.
         Мать, увидев меня, развела руками: «О, Господи! Да как тебя угораздило? Ты посмотри, что у тебя на голове!» Ругая меня,  сама быстро приготовила оцинкованную бельевую ванну посередине комнаты, благо на печи в котле была горячая вода, налила и скомандовала: «Смотри, если вытерпишь – залазь!» Я проверил: «Да, вроде, стерплю». Залез, сел. Мама взяла ножницы.
- Мама, не надо стричь!
- Как не надо!
- Волосы уже не отмоешь - давай терпи! – И начала меня обихаживать.
Вот на пол полетел мой смоляной чуб. Затем жёсткая мочалка с большой пеной от чёрного мыла «заходила» по моим плечам и моей спине. После ополаскивания я посмотрел на ванну:  там, по-моему, мыли сломанный трактор, а не человека.
- Вот видишь, сын, сейчас и ванну отмыть не просто.
Закутавшись в простыню, я отвечал на вопросы.
- Зачем вы лезете в речку, по которой «идет» мазут? Вы что – дураки? Я -то думала, что вы на  пруд ходите купаться, а вы мазут собираете на себя. Чтобы я больше не слышала о купании в реке!
- Я честно больше не буду, мама!
- Я надеюсь!

И правда! С тех пор купание в реке Тагилке я и некоторые мои приятели прекратили, Но ещё многие «испытывали свою судьбу» на реке.
Целую неделю я просидел дома. Лысая голова да обожженные мазутом  плечи заживали тяжело. Но вот, наконец, всё наладилось, и самое главное – мама вышла на работу продавцом в ларёк, а я был предоставлен сам себе и мог с друзьями гулять, сколько хочу.