Детекторный приёмник

Алан Мун
В классе четвёртом я почему-то жутко заинтересовался вопросом, как устроен радиоприёмник.
Естественно, как всегда бывает в таких случаях, препарированию подверглась старенькая домашняя ламповая радиола, - которая, впрочем, исправна работала и ловила дальние и ближние радиостанции - купленная лет двадцать назад отцом на честно заработанные деньги.

 Честно признаться, я был сильно разочарован.
Внутри развороченного мной деревянного корпуса было напичкано огромное количество проводов, ламп и разных мелких - как я потом узнал - радиодеталей.
Короче говоря, ответов на свои вопросы я не нашёл.

Отец, за такой варварский акт неуважения к частной собственности, отвесил мне подзатыльник, выбросил радиолу на помойку и отправил на принудительное обучение к школьному радисту, который обязан был разбираться в радиоэлектронике, потому что у него был паяльник, припой и канифоль.

Радист Борик встретил меня с нескрываемой неприязнью, но отказать отцу не мог, так как очень его боялся и, кинув мне учебник физики за девятый класс и несколько журналов "Юный техник", выставил из своей школьной радиорубки.

Откровенно говоря, осилить четверокласснику азы электротехники и радиоэлектроники было очень сложно, но меня вдохновила небольшая статья в стареньком журнале про детекторный приёмник. Собрать его было под силу даже десятилетнему.

Мне пришлось идти на помойку за выброшенной радиолой, чтобы откусить с помощью ржавых кусачек огромный воздушный переменный конденсатор и ферритовый стержень с двумя катушками, а недостающий полупроводниковый диод марки Д226Б я откусил от блока питания сломанного соседского телевизора.

Набрав необходимые детали, - к тому времени я уже научился читать электрические схемы,  - я приступил к сборке аппарата на куске фанеры.
В качестве контактных площадок я использовал гвозди. Антенна была изготовлена по устаревшей, но довольно эффективной системе "восьмерка" - тоже, кстати, на куске фанеры.

Осталось только найти подходящие наушники.
Я точно знал где их взять, но не менее точно знал, что мне их не дадут; хозяином наушников был радист Борик.

Снедаемый любопытством и стремлением к техническому прогрессу, я решился на отчаянный поступок - выкрасть, конечно же, на время эксперимента, высокоомные наушники из радиорубки.

Я дождался в укрытии, пока Борик вышел и, быстро нырнув в кабинет, ловко спрятал наушники под куртку и со всех ног побежал домой.

Дрожащими от нетерпения руками я подсоединил провода и, затаив дыхание, стал крутить ручку настройки, вслушиваясь в звуки эфира.
Позже я понял, что мой смелый эксперимент был обречён на провал, так как диод Д226Б никак не обладает характеристиками высокочастотного детектора.

Часа через два, когда отчаялся уже что-либо услышать, я, расстроенный до слёз, вышел из дома, держа в руках наушники, и направился в школу, чтобы вернуть их на место.

Из летней кухни меня окликнул отец.
Я понуро побрёл в его сторону.
Нехотя подняв голову, я увидел, что отец сидел за накрытым столом с ... обворованным радистом Бориком и пил с ним тёплую араку.

У меня подкосились ноги.

Предательски болтавшиеся в руках наушники выпали из ослабевших рук.
Слёзы сами собой брызнули из глаз.
Я сгорал от стыда.

Радист, увидев свои наушники и поняв в чём дело, не долго думая, встал со стола, подошёл ко мне и крепко обнял. Затем погладил по голове и сказал, что он сам, старый дурак, виноват - не успел подарить такому замечательному радиоэлектронщику эти проклятые наушники.
- Теперь они твои! - весело сказал он и предложил выпить за кибернетику.

Они выпили, а мне отец велел идти учить уроки.
Я с содроганием сердца ждал вечера.
Наконец, меня позвали.

Моя бабушка, мама и хмурый отец сидели как военный трибунал и сверлили взглядом.
Бабушка, прервав тишину, сказала:
- Оставьте его. Он всё понял, и никогда больше не будет брать чужие вещи. Только, пусть поклянётся!

Я стал плакать.

Отец потребовал замолчать и немедленно клясться.

Размазав сопли по лицу, вскинув голову, я отсалютовал правой рукой и поклялся:
- Честное пионерское!

Все стали смеяться и меня отпустили смотреть телевизор.

Приёмник, к слову, я всё равно потом доделал и к всеобщей радости поймал радиостанцию "Маяк", но воровать я с тех пор перестал...

#аланскиехроники