Социальная эволюция. МЭМы - новый взгляд

Виктор Ефременко
Всё  что  ранее  написал,  решил  подытожить  в  одной  короткой  статье.


Между  живой  и  неживой  природой  нет  высокой  стены.  Они  связаны  идеей  эволюции.  Но  всё  же  есть  существенные  различия.  Неживая  природа в  процессе  эволюции не  приспосабливается  к  меняющимся  внешним  условиям,   но  она  реагирует  на  них,  она  меняется.
               Жизнь,  как   способ  существования   белковых  тел, имеет  свойство,  которого  нет  у  неживого  вещества -  способность  адаптироваться  в  некоторых  пределах,  чтобы  сохраняться,  поддерживая  гомеостаз.
               Современный   человек  в  том  виде,  как мы  его  знаем,  создан  в  ходе  двух  эволюций - биологической,   открытой Ч. Дарвиным  и  социальной (культурной),  исследованием  закономерностей  которой  занимается  социобиология. 
             Важнейшими  факторами,  обусловившими  появление  человека  являются:
1.  Достижение  достаточного  разума  Homo sapiens    в  результате  эволюционного  развития.
2.  Социализация, т.е.  объединение  сначала  в  большие  поселения,  а  затем  в  города  и  государства.
        Надо  отдавать  себе  отчет,  что  человек  остался  представителем  отряда    приматов  и  по  морфологии  мало  отличается  от  близкородственных видов  обезьян.
Даже  можно  сказать,  что  Homo sapiens   это  один   из  видов   гоминин,  возникший  180тыс.  лет  назад.
            Отдельно  ни  разум,  ни  социализация  не  могут  привести  к превращению Homo sapiens   в  человека.
   Под  разумом  я    понимаю  способность  строить  в  мозгу  такие  модели  окружающего  мира,  которые  позволяют  предсказывать  некоторые  события  реальности  не  совершая  самого  эксперимента. 
               Разум  создаёт виртуальную  реальность  (модели  в  мозгу),  изучает её  и  выводы  проецирует  на  реальные  события.   Таким  образом,  достигается  экономия  сил  при  решении  возникающих  проблем. 
                В  реальной  жизни,  когда  два  субъекта  делятся  ресурсами  (добровольно  или  в  результате  принуждения),  то  у  одного  ресурс  увеличивается,  а  у  другого  уменьшается.  Это  фундаментальное  правило  реальной  жизни,  вытекающее  из  законов  сохранения  вещества.
             Если  те  же  субъекты  делятся    информационным  ресурсом,    это   делает  обоих    богаче.  Разум    позволяет  использовать   информацию,   такой   ресурс,  который  при  делении  не  уменьшается.  Поэтому  им  выгодно  делиться.  С  точки  зрения  всей  популяции  при  делении  ресурс  умножается.
             Это  свойство  информационного  ресурса  делает  выгодным  и  эволюционно  неизбежным  процесс  объединения  людей  в  большие  агломерации  (процесс  социализации),  где  можно  общаться  и  делиться  опытом (информацией),   и где  в  результате  общения  увеличивается  информационная  обеспеченность  каждого.  Это  позволяет  проводить  разделение  труда,    приводящее  к  многократному   росту  производительности,    к  возрастанию  богатства  общества.
             О новой  социальной эволюции человека, можно говорить потому, что изменились   атрибуты эволюции, присущие  любой  эволюции  живого (изменчивость, отбор, наследственность).  Изменились  сами  репликаторы,  т.е.  то,   что  обеспечивает  наследственность.  В  социальной  эволюции  это  уже  не  гены,   а  структуры  мозга  МЭМы,  как  их  назвал  Р.Докинз.  Социальная  (Культурная)  эволюция  это  эволюция  более  высокого  уровня,   чем  биологическая.  Роль  клеток  здесь  играют  люди, роль  ядра клетки - мозг  человека,   а  роль  организма - государство (суперорганизм).
               Гены  управляют только  процессами  развития  своей  клетки,  это  её  инструменты,  её  приборы,  её  кладовая.    Гены  не  содержат  информации  обо  всём  организме,  о  его  системах,  которые  возникают  в  онтогенезе  в  процессах  самосборки  и  самоорганизации.
            Для  существования  организма    должны  быть  надклеточные  структуры,   управляющие  отдельными  органами  и  всем  организмом  как  единой  системой.
              Высшие  уровни   сосредоточены  в  мозге,  как  едином  центре  управления  поведением  организма.   Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.
                Когда  мы  пытаемся  анализировать  человека,  разлагая  его  свойства  по  полочкам,  то  каждое  выделенное  нами  свойство  формируется  не  одним,  а  многими  ядрами  сети.  Ассоциации  указанных  ядер  нами  понимаются  как    МЭМы.  В  МЭМах  сосредоточена  управляющая надгенетическая  информация.  Каждый  МЭМ  или  их  группа,  управляющая  врождённым  свойством  организма,  создана  большим  коллективом  узлов  нейронной  сети.   Это  функциональные  объединения,  а  не  морфологические  выросты,  которые  можно  увидеть  в  микроскоп.
                Отсюда  понятно,  почему  МЭМы,  как  некие  локализованные  структуры,  в  мозгу  не  обнаружены.   Но  МЭМы  проявляются  в  поведении,  в  способах  реакции,   манере  мышления.  И  в  этом  смысле  они  существуют,  потому  что  проявляются  фенотипически.        Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.
                Будем  представлять  МЭМ,  как    самораспаковывающуюся интерактивную  программу,  записанную    программным  кодом,    сохраняющуюся  не  в  сознании,  а  в  бессознательном  или    в    подсознании,  т.е.  в  местах  недоступных  сознанию.   У  человека  только  один  комплект  МЭМов,   как  у  всякой  сложной  системы  один  центр  регулирования  высшего  уровня.  Назовём  его  МЭМномом,  по  аналогии  с  геномом.
               В   нём   одна  группа  это  врождённые  МЭМы,   в  которых  записаны  генетические  адаптации  организма  на  те  давления  отбора, которые  имели  место  в  прошлые  эпохи,  сохраненные  в  геноме, определяющие  врождённые  свойства  личности.   Они  находятся  в  мозгу,  в  бессознательном,   или,  лучше  сказать,  составляют  сущность  бессознательного,  если  использовать  формулировки З.Фрейда.
               Вторая  группа  это МЭМы,  информация  в  которые  поступает от  органов  чуств в  процессах  воспитания,  образования, жизни   в   социуме.  МЭМы,  сформированные  в  течение  жизни  человека  это   культурные  МЭМы.     В  них  зафиксирована  информация   отражающая  усвоенные  программы  поведения  и  мышления,  идеалы,  которые  мы  считаем  своими,  привязанности  и  наоборот  отталкивающие  образцы  поведения. 
В   социальной  эволюции  могут  реплицироваться  только  культурные  МЭМы.
                Ментальность  это  образ  человека  для  окружающих,  является фенотипическим   проявлением  МЭМнома.  Термин  «ментальность»  происходит  от  латинского «ум, мышление, образ  мыслей,  душевный  склад»,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  создающую  картину  мира.   Ментальность  представляет  собой  характеристику   типа  мышления,  обуславливает  сознательное  поведение   человека.  Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.
               Именно  ментальность  создаёт  мотивации  и  демотивации  к  труду,  к  способам  ведения  бизнеса.  В  экономике  ментальность  также  важна,  как  энерговооружённость,  как  новые  технологии  в  производстве. 
             Разные  цивилизации,   которые   исторически  сложились  самостоятельно,   имеют базовые отличие в ментальности, отличия которые слишком важны для человека, чтобы можно было их преодолеть одним усилием.
             Моисей  целую жизнь  водил  людей по пустыне,  чтобы  добиться,  говоря современным  языком,  однородного  менталитета,  или идентичности.
               В России коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами. Эти различия  не   генетические,  а    ментальные.  Они  отражают различия в культурах, в базовых ценностях.   
                Социальная  эволюция    это,  прежде  всего,   адаптация    всего   социума,   государства    к  совместному  сосуществованию  с  другими  государствами  на  планете.   Адаптации  происходят  под  действием  давления  отбора, конкуренции  за  многочисленные  ограниченные  ресурсы. Адаптации  на  этом  уровне  приводят  к  возникновению  новых  государственных  образований  и  переформатированию  неэффективных,  не  выдержавших  конкуренции. 
Эта  борьба  государств  за  сосуществование  требует,  изменения   их институционального  устройства, состава  элит, адаптаций   ментальности  населения. 
             Необходимые  изменения  системы  должны   быть  совместимы  с  ментальностью  населения.   Поэтому  нет  одинаковых  решений для  одной  задачи,  но  в разных  условиях.
              Для  выработки  адаптаций  населения в  культурной  эволюции  элитой  применяются  способы  манипуляции  сознанием,   которые  отличаются  тем,  что  адаптации  оказываются  виртуальными  т.е.  к  тому,   чего  реально  нет,  что  существует  только  в  умах  элит,  что  вскоре  обнаруживается и  приводит  к  очередному  кризису  или  даже  войне.   Но  манипуляции  сознанием  это  реальный  и  постоянно  применяемый  способ  создания  давления  отбора  в  культурной  эволюции.
              Манипуляции  сознанием  создают  многочисленные  тупики  социальной  эволюции,   которые  элиты  в  силу  их  корпоративной  замкнутости  в  соответствии  с  законом  популяционной  генетики  преодолеть  не  в  состоянии.  В  результате на  эволюционном  пути  возникают  точки  бифуркации,  придающие  социальной  эволюции  стохастический характер.  На  примере  распада  СССР  показаны   эволюционные  причины  и   неизбежность  распада  экономически  неэффективной  системы, не  умеющий    адаптироваться   к  реально  существующим  условиям. Этот  врождённый  дефект  системы  передался  и  новой  России.