И целого мира мало

Алекс Нефедов
Неутомимый искатель приключений Федор Конюхов намерен в нынешнем году побить еще один мировой рекорд – подняться в стратосферу на высоту в 25 километров. Подготовка к эпохальному полёту уже ведется полным ходом. Совсем недавно отважный путешественник предпринял обычный тренировочный полет, который так же стал очередным супердостижением.
В начале февраля нынешнего года  успешный рекордный полет Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» принес сразу несколько достижений в копилку отечественного воздухоплавания. Выполнена главная задача - установлен новый абсолютный мировой рекорд продолжительности полета для теплового аэростата - 55 часов и 15 минут. Предыдущий мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате – 50 часов 38 минут – установили японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава двадцать лет назад -  в феврале 1997 года. Российские  пилоты установили и  национальный рекорд по дальности полетов на тепловых аэростатах - 1028 километров. Две ночевки в полете - это тоже достижение в области пилотирования тепловых аэростатов для нашей страны.
 К абсолютному мировому рекорду россияне шли постепенно. Сначала полет длительностью  19 часов в 2015, затем 32 часа в прошлом году. В результате этих полетов была разработана облегченная корзина, способная  нести почти 5000 литров топлива для поддержания системы горелок. Кстати, в полете на 55 часов использовалось оборудование и баллоны с воздушного шара «Мортон», на котором Фёдор Конюхов облетел в прошлом году вокруг света. Так что и та памятная всем кругосветка через три океана и три континента внесла свой весомый вклад в обретение нового опыта.
В рамках полета на тепловом аэростате объёмом в 10000 кубических метров было протестировано и  новое, самое передовое снаряжение и  оборудование. Например, костюмы для пилотов, в которых не холодно и удобно работать, бахилы и термобелье. А также специально сконструированный уникальный спальный мешок, выдерживающий температуру до - 90,7°C. С честью выдержали испытание и спутниковые трекеры Иридиум. Эти приборы позволяют с ювелирной точностью определять местонахождение аэростата, рассчитывать траекторию полета для того, чтобы члены команды могли вовремя оказаться в точке сброса с борта шара  отработанных газовоздушных баллонов. Для питания навигационной системы, рации и спутникового телефона пилотам необходимы портативные источники энергии. Ранее приходилось пользоваться громоздкими и тяжелыми батареями. В таком непростом деле, как рекордный полет на воздушном шаре, на его длительность влияет каждый килограмм. В данном полете пилоты использовали инновационные источники питания, которые обладают гораздо большей мощностью и значительно меньшим весом. Полет длился при низких температурах воздуха в открытой корзине без систем обогрева, что стало серьезным испытанием для батарей, но они показали превосходную работу.
Шар стартовал 7 февраля  с летного поля города Рыбинска и через три дня, в день Гражданской авиации, совершил посадку рядом с полем, где 7 августа 1961 года приземлился космонавт Герман Титов после своего рекордного суточного полета вокруг Земли. И это все расценили как очень доброе предзнаменование.
А удача Федру Конюхову и его партнерам просто необходима. Впереди у команды воплощение новых планов: полет в стратосферу на высоту в 25 километров, полет на дальность и перекрытие действующего  рекорда - 2366 километров, установленного  японцем Мичио Кандой в 1994 году, полет на высоту в открытой корзине.
17 ноября 2016 года представители  Международной федерации  аэронавтики (FAI) вручили Федору Конюхову награду «Пилот года» в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон за выдающееся достижение в области воздухоплавания - рекордный одиночный кругосветный полет на воздушном шаре. На церемонии награждения наш славный герой подтвердил своё намерение осенью нынешнего года подняться в стратосферу на рекордную высоту.
Действующий мировой рекорд высоты для теплового шара пока принадлежит  Индии. 26 ноября 2005 года 67-летний пилот и бизнесмен Виджайпат Синганья установил абсолютный рекорд для теплового аэростата, поднявшись на высоту 21 027 метров. Стартовав в Мумбаи, за время подъема и спуска он пролетел 250 километров и приземлился в провинции Паншале. Предыдущий рекорд был установлен в ещё 1988 году американцем Пером Линдстрандом и составлял 19 811 метров. Справедливости ради стоит напомнить, что ещё в январе 1934 года на советском стратосферном аэростате  «Осоавиахим-1» был установлен мировой рекорд высоты в 22 километра над уровнем моря. После этого стратостат обледенел и рухнул на землю, все три  члена экипажа погибли…
Согласно современным требованиям Международной федерации аэронавтики, претендент на новый рекорд должен улучшить предыдущий результат на 3%. Таким образом, 65-летнему Фёдору Конюхову необходимо будет подняться минимум до 21 658 метров, чтобы установить новый мировой рекорд. Но он ставит себе задачу подняться на 25 000 метров.
Учитывая успешный опыт своего кругосветного полета на шаре "Мортон", российский пилот сделал выбор в пользу английских производителей стратосферного шара. При его изготовлении особое внимание будет уделено герметичной капсуле пилота. В связи со снижением атмосферного давления на высоте в 20 км и выше начинает  кипеть вода и межтканевая жидкость организма в человеческом теле. И если  не использовать герметическую кабину, на такой высоте пилот погибнет практически мгновенно. Технические данные российского теплового аэростата, строительство которого в Бристоле уже идёт полным ходом, впечатляют. Шар будет в пять раз больше "Мортона" и объём его оболочки составит 100 500 кубических метров. Он  станет самым большим воздушным шаром, созданный за всю историю мирового воздухоплавания. Высота конструкции составит 70 метров, ширина шара - 60 метров. Зато вес оболочки  – всего 872 килограмма! Общий же вес конструкции (оболочка, гондола, горелки, топливо) достигнет 1 672 килограмма. Для сравнения: шар «Мортон»  весил 10 000 килограмм. Экономия веса будет достигнута за счет инновационных материалов. Герметичную гондолу изготовят из сверхлегкого сплава «Алюминия», для горелок станет использоваться авиационный керосин, который зальют в два столитровых бака. Вообщем - современные технологии и сила духа неугомонного Федора Конюхова – мечтателя, писателя, художника и православного священника обещают России вновь оказаться впереди планеты всей. И это будет справедливо!

На фото: Федор Филиппович Конюхов после кругосветного полёта на воздушном шаре. Сентябрь 2016 г. Фото А.Нефедова

Материал будет опубликован в №5/2017 журнала "Чудеса и приключения"