Ч. 1 Нэнси Уэйк

Владимир Врубель
 Они были молодыми, красивыми и бесстрашными

За помощь в поимке Нэнси Уэйк фашистские власти обещали вознаграждение в пять миллионов франков. Она была ключевой фигурой по тайной переправке людей из Франции в Испанию и руководителем отряда маки, французских партизан.

Её наградили правительства Великобритании, Франции, Соединённых Штатов и Австралии. Столько высоких наград, пожалуй, не было ни у одной из участниц второй мировой войны.

Нэнси Грейс Аугуста Уэйк родилась 30 августа 1912 года в Новой Зеландии. Вскоре после её рождения родители переехали в Австралию, в Северный Сидней. Семья была большая – шесть человек детей.

Много лет спустя Нэнси вспоминала: «Я обожала своего отца. Он был очень красивым человеком, но большим негодяем. Отправившись в Новую Зеландию снимать фильм о маори, назад отец уже не вернулся. Оттуда он продал дом, в котором жила семья в Сиднее, и нас всех из него выставили. Заботу о семье взял на себя старший брат Стен».

К матери она особой привязанности не чувствовала. Жили в нищете. Нэнси училась в школе, где обучали девочек ведению домашнего хозяйства. В шестнадцать лет она ушла из дома и устроилась работать санитаркой в больнице.

Тётя, которая жила в Новой Зеландии и любила её, прислала  Нэнси двести фунтов стерлингов, по тем временам очень приличную сумму, и с этим богатством девушка отправилась в Лондон покорять мир.

Авантюристка по натуре, человек незаурядного ума и выдающихся способностей Нэнси Уэйк  смогла устроиться в Лондоне на работу корреспондентом газеты. Как ей это удалось, не имея соответствующего образования, история умалчивает. Среди коллег она вскоре выделилась своими публикациями, обратившими на себя внимание читающей публики. Редакторы были довольны.

В тридцатые годы её командировали в Париж в качестве европейского корреспондента газет Херста. Она путешествовала по Европе и увидела собственными глазами, как набирал силу фашизм.

В 1935 году Уэйк побывала в Вене и в Берлине, где стала свидетельницей издевательств и избиений на улицах фашистскими бандами евреев - мужчин, женщин, стариков и детей.
Вот тогда она прониклась ненавистью к фашистам. По возвращении в Париж Нэнси увидела поток беженцев, спасавшихся из Германии. Обо всём этом она писала в своих корреспонденциях.

Через год во время отпуска на юге Франции Нэнси Уэйк познакомилась с Генри Фиокка, плейбоем, сыном богатого марсельского судовладельца. Она любила повеселиться в хорошей компании, была общительна и раскованна. Генри пригласил её на танго. Он был прекрасным танцором, высокий, симпатичный. Хватило одного танца, чтобы у обоих вспыхнула любовь.

Сначала они стали любовниками, а в 1939 году женились. Нэнси сказала однажды корреспонденту: «Мне нравилась та жизнь, когда мы сорили деньгами. В десять часов утра чёрная икра! Шампанское! За тобой все ухаживают. Я шикарно одевалась. Такая жизнь была по мне!».

Но длилась эта жизнь недолго. Началась война. Уэйк сказала мужу, что должна внести свой вклад в войну. Он безумно её любил и пытался отговорить, но безуспешно. Нэнси всегда делала по-своему и не отступала от своих решений. Она стала работать помощницей на скорой помощи, помогала раненым и беженцам.

После капитуляции Франции Уэйк стала курьером в организации подпольного сопротивления. После случайной встречи с британским офицером-разведчиком Нэнси принялась создавать сеть по спасению остававшихся во Франции военнослужащих союзных сил и гражданских, спасавшихся от преследования. Для этого она использовала деньги мужа.

Её деятельность не могла остаться незамеченной от немецких спецслужб, но они не знали, кто она такая, присвоили ей кодовое имя «Белая мышь» за способность спасаться от ареста, когда казалось, что она уже в их руках. Однако гестапо всё же вышло на неё, и Уэйк пришлось бежать, используя собственную созданную ею сеть. Побег удался только с шестой попытки.

Она не знала, что с её мужем, ломая голову, как с ним связаться. Нэнси не подозревала, что находится под пристальным вниманием британской разведки, которая проверяла обстоятельства её прибытия в Англию.

Там сочли, что она вполне подходит для работы агентом. Во Франции стихийно, и организованно стали появляться вооружённые группы сопротивления оккупантам и профашистскому правительству Виши.

Англичане принимали в этом активное участие. Они снабжали партизанские группы, французы называли партизан «маки», оружием, медикаментами, руководили их действиями.

 Уэйк прошла вербовку и её стали готовить в качестве полевого агента. В Англии у неё было прикрытие медсестры скорой помощи. Она прошла интенсивное обучение, длившееся шестнадцать недель, во время которого она проявила незаурядные способности.

Нэнси прекрасно за короткое время научилась владеть разными видами оружия, методам ведения саботажа, минированию, работе с радиопередатчиком, рукопашному бою и совершила несколько тренировочных прыжков с парашютом в ночное и дневное время.

В конце апреля 1944 года Нэнси Уэйк, которой присвоили кодовое имя «мадам Андрэ», и сопровождавший её британский офицер-разведчик ночью прыгнули с парашютами  на территории Франции. Через несколько дней к ним присоединился радист. Перед ними поставили задачу найти партизанский отряд и возглавить его.

Им удалось установить связь с небольшим отрядом партизан, вначале принявших их крайне настороженно и с недоверием. Но лёд растаял после того, как партизанам по запросу Уэйк сбросили оружие, боеприпасы и медикаменты.

Впервые они оказались так хорошо вооружены и экипированы. Окончательно англичан приняли в отряд, когда в первом же бою новички проявили себя смелыми бойцами и хорошими тактиками.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/03/1012