Отрекись от отца! Ч. 6. Пришлый

Марьша
      «Ну, что, Солдат, обиделся?» - спросил Василия Староста.
Василий смолчал. О чём говорить? Если ему в глаза высказали такие обидные слова, то  какими словами можно ответить на  этот вопрос?
 - А обижаться не стоит! Они действительно на этих землях пуп рвали. И каждый их них имеет право отказать тебе в земельном наделе.
Но я не оставлю тебя без земли. Дам надел на неудобных землях. Придётся тебе  потрудиться, чтобы  землю превратить в пашенную землю. Согласен?
-Согласен», ответил Василий.
-Ну, коль  ты согласен, тогда слушай о жителях этой деревни, об их трудах и страданиях. Чтобы ты не имел на них обиду.

     -Все они  были  – стражниками   казённых лесных дач Царских  угодий. Но, пришло время, уйти им в отставку, и с ними поступили очень несправедливо. В 1871 году им объявили, что они  уволены, вместо них назначены новые стражники, которые  привезли свои семьи и попросили бывших стражников  освободить  государственные кордоны для  семей новых стражников. Куда увезти баб, детей? Некуда! Родственники имели свои семьи, родители к томе времени ушли в Мир Иной и люди были в отчаянии.
А воровать  лес, чтобы построить себе  дом на случай отставки, в Царское время  было  невозможно, сразу – каторга и Сибирь.

      В то время вышел Указ Царя о том, что в России  много не обжитых земель. Поэтому необходимо осваивать новые земли и обустраивать новые поселения.Так появились новая деревня Липовка из отселенцев из села Шал. С другой стороны Шал образовали новую деревню Хрущёво, отселив часть людей из большого села Шалы, в котором числилось 800 дворов жителей. Таким же образом образовали лесную деревеньку Костров из отселенцев того же села Шалы. Была организована деревня Красновка из жителей Атюрьева. Так проводилась политика Царя-батюшки по обустройству России.

      Для бывших стражников Царских угодий пришла депеша, чтобы все со своими семьями, живностью, домашним скарбом продвигались  к  дачам 1-ого  Темниковского Лесничества Темниковского уезда, Тамбовской губернии (нынешняя территория Мордовии). Там для них что-то выделил Царь – батюшка.
И тут началось! Бабы воют, коровы и телята мычат, мужики ругаются, а собираться и ехать  нужно.
Сложили на телеги  свой нажитый за долгие годы  скромный скарб, посадили детей, привязали к телегам коров и телят, овец и коз, а для птиц (кур, индюков, гусей, уток) сбили ящики, и тронулись. Ехать пришлось 2-4 дня с Барашева, с Кадома (ныне - Рязанская область), с Оброчного Темниковского уезда, Кежапы Ельниковской волости и приехали… в  лес, где не было ни дома стражи, ни какого-то здания.

      Бабы опять взвыли и кричали мужьям: « Куда ты нас привёз? На погибель с нашими детьми? Погибать здесь?»
Как межа, между лесом и полями, протекала речка Сухая, начало которой было в 200 метрах из родника в лесу.
Переехали речку и поднялись на пригорок или бугор. Стали ставить свои телеги, каждый норовит поставить свою телегу в более удобное место. И тут двое мужиков начали драться за место, так как обиду на Царя нельзя было выдержать. Крик баб, визг детей. Правда, всегда находится среди  людей  человек, не лишённый разума и спокойствия. Этим человеком был Кузьма Тимофеев, который крикнул: «Что вы смотрите? Разнимите их!» Мужиков разняли. Дед Кузьма продолжил: «А сейчас, братцы, давайте сядем, покурим, кто курит, и успокоимся. Не справедливо поступил с нами Царь – батюшка. За ратный труд выбросил нас с семьями  из казённых домов, и  мы все растеряны – что же делать дальше? Если будем драться, лучше ли будет нам и нашим семьям? Ответьте мне».
- Нет!!!!- Закричали все хором.
- Тогда давайте успокоимся и подумаем, как жить дальше? Я слышал, что скоро должен к нам прибыть Землеустроитель, который  должен выделить нам землю. А пока, те, кто дрался, подойдите и пожмите друг другу руки. Негоже так делать. Напугали баб, детей. Мы должны все вместе решать нашу проблему. Кулаками делу не поможешь.  Давайте подумаем, кого назначим  Старостой? Без руководителя нельзя. У кого какие мнения есть на этот счёт?»
     - Да тебе и быть Старостой, Кузьма Тимофеич! Ты  годами немолодой, мудрый, спокойный. Нам такой  Староста и нужОн!»
- Все ли согласны? Но учтите, я не допущу скандалов. Принимать решения будем вместе, выполнять все дела, будем вместе. Одному мужику  ничего невозможно сделать».
- Согласные мы! Лучше тебя  никто не сможет руководить!»
-Ну, коль так, идите, успокойте баб и детей. Затем, скажите бабам, чтобы вытаскивали чугунки, посуду, постели. Чтобы начали готовить еду для семьи. Только пуховые перины не вытаскивать, оставьте на зиму. Нам придётся здеся  долго жить под открытым небом. Бабам дайте задание, чтобы сшили  наматрацники и набили сеном. Вот на них мы и будем спать.

      Опосля, все мужики берут пилы,  топоры, лопаты и вместе идём в лес. Берите с собой  пацанов с  девяти лет, чтобы они приучались к труду и учились жить и выживать.
Нам нужно сегодня поставить шалаши  для каждой семьи, чтобы ночью было, где спать. Если шалаши не сделаем, детей ночью покусают комары, а днём - слепни, оводы. Да много всяких  безжалостных тварей летает! Ежели у кого есть молодые семьи, ставьте по 2 шалаша. За места не ругайтесь, мы же не вечно в шалашах будем жить.  Друг другу помогайте, особенно старикам, вдовам. Тем, у кого  есть малые  дети, делайте в шалашах крепкий верх, чтобы можно было повесить зыбки для младенцев».

     И пошла работа! К этому бугру несли слеги, лапники, камыши, гибкие кустарники. Все стали строить шалаши, на пол укладывали лапники, на них – матрасы с сеном. Всеми руководил  Кузьма Тимофеевич. Шалаши получились крепкие и ладные. Вход и задняя стенка – треугольные, а две другие стороны – пологие, четырёхугольные.
Все были очень довольны своей работой, а бабы успокоились, приготовили кулеш, поужинали и легли спать.

     Конечно,  шалаш - это не дом, но хоть есть где спрятаться от солнца, от комаров и других насекомых. На зыбки младенцев матери навесили полог.
Для детей, спящих на земле, сделали полог 4-х угольный и детей  насекомые не кусали. Все спали крепким сном, кроме стариков. Староста тихо собрал их и поручил охранять имущество и скот. Вообщем, успокоились, спали и жили в ожиданиях приезда Землеустроителя.

       На следующее утро  проснулись рано. До завтрака мужчины собрались у шалаша Старосты с вопросом: «Что будем делать дальше?»
- О, мужики! Дел у нас полно! Не будем же мы для своей живности строить отдельные загоны. Эдак мы и к осени не закончим.  Сегодня мы должны сделать загоны для скота общие: отдельно – для лошадей, отдельно – для коров, отдельно для овец и коз, и для свиней. Пожалуй,  это самое сложное. Свиньи роют землю, и как бы ни разрыли установленный забор.
Нужно сделать сарай для кур, чтобы они не разбежались по лесу, и  мы  не остались без яиц.  Для гусей и уток  загон сделаем возле речки. Давайте завтракать и начнём, перекрестясь.

     Все разошлись по  своим  шалашам, позавтракали, взяли пилы, топоры, лопаты, молотки и  пошли на работу.
Целый день возились с этими загонами, и все  остались очень довольные своей работой. Тут же загнали в загон лошадей, коров и телят, овец и коз. А вот со свиньями Староста  сказал подождать до завтрашнего дня. Почему? Ответит завтра.

      На третий день после переезда Староста не успел  ничего сказать, так как к людским жилищам прибыл красивый тарантас служащего Царских чиновников. Оказался – Землеустроителем. Все сразу оживились, из шалашей вышли женщины с младенцами на руках. Появилась надежда, что их не бросили и дадут возможность выжить.

      - И так,  стражники! Сейчас я пойду  выделять вам землю. На карте она уже выделена, осталось показать вам границы. Кто со мной пойдёт?
-Я! Я! Я!» Разом закричали  мужчины. Однако тут же вмешался Староста.
- С Землеустроителем пойду я и еще пять  опытных и мудрых стариков. Всем остальным даю задание:
1. Доделать загон для свиней. Причём первый забор закрепить вторым забором, сделанным  из  толстых кольев и забитых глубоко в землю, чтобы свиньи не убежали.
2. Назначаю старшим вместо меня, пока меня не будет  Павла Анисимовича. Все его указания слушать, как мои, хоть он и не старый. Ему всего 40 лет, но он отличается сообразительностью.
3. Принимать свиней от хозяек в присутствии  пяти человек и  делать метки, чтобы хозяйки осенью не спорили, где и чья свинья. Свиньи все с белой щетиной и сложно разобрать, чья она. Лучше ставить клеймо.
4. Каждая хозяйка должна пометить своих кур, индюков, гусей и уток, чтобы осенью не было скандала. Все яйца будут делиться на едаков.
5. Сколотить 2 отхожих места: для баб и мужиков. В первую очердь - для баб. Мы можем под каждым кустом справить нужду и за каждым деревом, а они бегают  от шалашей почти с версту. Не гоже. Младенцы одни остаются.
- Кузьма Тимофеевич, а баню, когда строить будем?
-Зимой. Летом вода в речке хорошо прогревается. Кому холодно, ставьте возле шалаша бочку, наполняйте водой с утра, а к вечеру вода нагревается, как в бане. Нам силы нужно беречь. Ну, всё, братцы! Давайте работать.

      Женщины  накормили землеустроителя  и он вместе с будущими деревенцами, пошёл к лесу через речку.  Промерил, все стороны выделенной площади и собрался уехать, задав вопрос: «Как назовёте вашу деревню? Мне нужно на карте отметить».
Все как-то стояли ошарашенные, не могли придумать. Тогда Староста спрашивает: «Как твоё имя?»
- Василий».
- Так быть нашей деревне Васильевкой!»

      Вернулись жители Васильевки к шалашам, поздравили их, что они сейчас Васильевцы и дальше  все сидели расстроенные. Начал Староста:
- Ну, что, мужики? Тяжкая жизнь нас ждёт. Видите через речку лес? Это будет наша Васильевка. Мы должны спилить смешанный лес, корчевать, подвозить брёвна к предполагаемым местам строений домов и строить  дома. Хотя бы  шесть домов до зимы, чтобы  не жить в шалашах, замёрзнем вместе с детьми. Нам нужно будет работать полный световой день. Рано утром встаём,  идём работать. Потом, когда бабы приготовят завтрак, позавтракаем и опять за работу. Перерывы будут только на завтрак, обед и ужин.
Баб и девок в лес не брать. Бабы будут заняты  младенцами и хозяйственными делами. Девки, как няньки, будут смотреть за  малышнёй, чтобы они не скатились с бугра и не утопли в речке. Другие девки будут ухаживать за птицами.

       В лесу будут работать все мужики, с 17 лет до 60. Старики, вместе с подростками  15-16 лет, ночью охраняют лошадей и скот. Пацаны 14 лет пасут  коров и  телят днём. Ребята 12 - 13 лет  пасут овец и коз. Мальчики моложе будут «на подхвате»: воду и еду будут нам носить, ветки складывать на зиму, чтобы можно было топить печи. Всем работы хватит.
Кто не согласен?»
- Да кто же будет не согласен? Всё справедливо!
- Ну, тогда с завтрашнего утра начнём валить лес и корчевать. А уже на третий день волоком волочить брёвна к местам строительства. И тогда мы еще соберёмся на Сход».

      И началось! Все работали на совесть! От работы никто не отлынивал. Через два дня опять собрались на Сход и решили поделиться на  четыре группы:
1.Одна группа валит лес и очищает от сучьев.
2. Вторая группа – корчует пни.
3. Третья группа – свозит брёвна к домам.
4. Четвёртая группа – строит дома.
Было такое напряжение, что люди падали  от усталости. Поднимались и опять работали.
      О новых поселенцах узнали жители соседнего села Арги. От них приехали Староста их общины с  односельчанами. Привезли поселенцам муки, зерна, картофеля, крупы, растительного масла. А на словах  передали приглашение аргинцев, что на зиму они заберут всех к себе и не дадут замёрзнуть.
Другой помощи от них ожидать нельзя. Когда был Царь-батюшка Николай Первый, он с них, как с государственных крестьян, брал налог пушниной, мёдом, воском.
А нонешный Царь- батюшка Александр Второй установил другой налог: пилить корабельный лес, с нами по соседству, и возить в Воронеж. Говорят, что Александр хочет провести военные реформы и настроить корабли. Поэтому, одни аргинцы валят лес, рубят сучья, а другие аргинцы – возят корабельный лес в Воронеж.  Возвращаются домой, за один день купаются в бане, меняют одежду и опять в дорогу.
-Простите нас, что мы помочь не сможем.
- Поклон вам до земли! Вы нам добрым словом помогли! И приглашением на проживание зимой. Значит, мы не брошены совсем, значит, у нас есть опора в нашей трудной жизни».
      Васильевцы так трудились, что к зиме успели построить шесть домов и две бани, а так же дворы и отхожие места. К началу морозов Староста собрал вдов с детьми, стариков и отвёз в Аргу. А вот жёны мужиков категорически отказались покидать своих мужей.

     По Владенной Записи в деревне в 1871 году числилось мужеского пола крестьян 87 душ. Женщин – не меньше. Значит, около 190 человек разместились в шести домах, примерно по 30 душ на дом. Спали на полатях,  на печке, на скамейках и под столом, на полу. Вот где пригодились пуховые перины. Работу не прекращали, продолжали валить лес. Но корчевать и волочить брёвна не стали, боясь, что под снегом не видно пней и можно покалечить лошадей.

     Как-только сошел снег, брёвна свезли к домам, с корчевали пни, убрали мусор и старики стали пахать очищенные площади под ОБЩИЕ посевы. Пока делить было нечего, еще не вся земля освобождена от леса.  Посеяли рожь и гречу, бабы у реки посеяли и сажали овощи. Вообщем, потихоньку осваивали место для будущей жизни.
Работали всё лето и осень. К зиме 1872 года были построены все дома, разделены для всех семей. Обиженных жителей  не было, делили по справедливости: большим семьям – большой дом, небольшим семьям - небольшие дома. Затем приступили к разделу удобной земли для наделов. Делили на душ мужеского пола по жребию. Обиды никто не высказывал.
Но некоторые мужчины и женщины плакали от радости, что кончились их мученья, все   будут жить  обычной жизнью.

     Староста посмотрел на Василия и сказал: «Вот видишь, какой ценой люди получили землю. Поэтому ты на них не серчай! Устали они от той страшной нагрузки. А прошло всего-то  ДВА года».

    Василий встал, поклонился Старосте и вышел из его дома. Направился к дому Варвары. Его одолевали тяжкие мысли от того, что люди пОтом и кровью заработали эту землю, а он прибыл, как « ПРИШЛЫЙ»…. и хочет получить земельный надел. А с другой стороны, он ведь землю рассейскую защищал от врагов. Так неужели он за десять лет с лишним службы в Армии не заработал клочок родной земли?