Алкоголизм - отрицание сущности упрощением смысла

Зуев Андрей Яковлевич

       Иногда, в просторечье, пустых разговорах и «повседневной болтовне», приходится слышать, как люди мимоходом дают друг другу разные житейские советы, к примеру: «Будь проще», «Смотри на жизнь проще», «Не усложняй». Многие из них простодушно принимают мимолётные рекомендации как  прямое руководство к действию, не особенно серьёзно задумываясь о жизни.   Человек, иной раз, пренебрежительно относится к самому главному жизненному преимуществу, данному природой разумному существу и выстраданному в  эволюционной борьбе праву  - думать самостоятельно. Бывают, даже, забавные истории.

       В одной деревне жил словоохотливый мужичок, который снисходительно раздавал всякие разные советы деревенским жителям по поводу того, как надо жить правильно. Главы крестьянских семейств часто обращались к нему за помощью и  старались следовать его мудрым мыслям. Так продолжалось довольно долго, пока, по случаю, мужичок этот не попал на обследование и лечение в психиатрическую клинику, где у него обнаружили олигофрению (малоумие, слабоумие), правда, лёгкой степени. Известие это удивило и развеселило деревенских жителей, ленившихся думать самостоятельно. Между тем, есть одна мудрая поговорка и, в то же время, закон жизни: «Тот, кто за тебя думает, тот за тебя и живёт».

       Есть только один путь к тому, чтобы «не усложнять» и «смотреть на жизнь проще» - научиться мыслить правильно, ориентироваться на правду и находить истину. Этот путь уже давно известен грамотным и культурным людям. Процесс познания окружающего нас мира и себя самого в нём идёт от восприятия и созерцания конкретной действительности к отвлечённому (абстрактному) обобщению, и уже с обобщённым знанием к практической деятельности, которая вносит добро и гармонию в нашу жизнь. Обучает правильному мышлению диалектическая философия – наука о всеобщих законах движения в природе, обществе и мышлении. Главное препятствие такому «упрощению» - умственная леность или неспособность по какой-то причине дать себе труд учиться думать самостоятельно.

       Лет 10-12 тому назад состоялись похороны моего одноклассника, Васи Винокурова. Общие знакомые рассказывали мне, что он «без меры» увлекался алкоголем и табаком, за здоровьем своим не следил, относился к нему пренебрежительно. К 50-и годам случилось у Васи два инфаркта и три инсульта, или наоборот. Стал он к этому возрасту глубоким инвалидом. Говорили люди, что без алкоголя последние годы своей жизни обходиться Василий никак не мог. Крепко заполонила тело и душу его проклятая водка. Опустившийся, безденежный и почти не говорящий инвалид каждое утро приползал к открывающемуся магазину и всем своим жалким видом выпрашивал у продавщиц водки. Сердобольные работники магазина покупали на свои деньги для него водку и наливали каждое утро по 100 грамм.

       Возвращаясь с мыслями в прошлое, я вспоминаю Васю очень живым и смышлёным мальчишкой с прекрасной памятью и замечательными способностями. Он никогда не читал учебники и запоминал весь учебный материал прямо на уроке с подачи учителей. Учёба давалась ему легко, без напряжения,  как мне казалось, в отличие от меня. Учился мальчик очень хорошо, на 4 и 5. Однажды, в большую перемену, мы играли с ним в шахматы. Василя сердила моя медлительность и стремление обдумывать каждый следующий ход. Он всё время торопил и укорял меня: «Вот, он опять думат. Чо ты думаш-то. Ты не думай, а ходи, давай».

       Я понимаю, теперь, спустя многие годы: то, что человеку даётся легко, без труда и усилий над собой, человеком не ценится и легко утрачивается. Вася привык относиться к жизни легко и без напряжения. Он, не задумываясь и не погружаясь в сущность социального бытия, упростил свою жизнь так, что она стала небытием. Для него и подобных ему людей истинное понятие о жизни кажется запредельно сложным, а научная философия, упрощающая понимание жизни – «шизой» (шизофренией). Они отрицают сущность неверием ни во что.  Такое отношение к жизни, возведённое в принцип делает человека скептиком, циником и пофигистом. Этот принцип мышления навсегда закрывает человеку путь к познанию истины и саму возможность получения достоверного знания.

         Принципиальное отрицание социальной сущности человека, называемое цинизмом, порождает поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям (к своему здоровью и здоровью окружающих людей тоже), культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях. Такое поведение (движение с «УЩЕРБОМ ДЛЯ БЫТИЯ») обнаруживается в специфическом алкогольном «юморе» пьяниц и часто встречается в психотерапевтической практике: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт», «не пить, не курить – дураком быть».

        Примитивное, упрощённое, сознание придаёт слишком большое значение самому факту неизбежной смерти, которая, будто бы, уравнивает всех. Оно не понимает, что высокое качество одухотворённой жизни, обусловленное её СМЫСЛОМ, отрицает психотравмирующее значение неизбежной смерти. Этот «юмор», на самом деле, выражает бесшабашную браваду и отчаяние самоубийцы, стоящего на краю пропасти, своеобразное, неосознанное проявление зависти и злорадного мщения алкоголиков  высокой духовной жизни, стремление унизить её смертью и, таким образом, оправдать своё позорное существование (ничтожество).

02.03.2017. Пермь. А.Я. Зуев, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, психолог, менеджер ЗОЖ (специалист в организации здорового образа жизни), социальный философ. Т. 89024769292.