По озёрам Карелии

Анатолий Базуев
   Наконец то наш, трёхпалубный теплоход Александр Суворов, отошёл от речного вокзала Ленинграда и медленно поплыл по реке Неве, оставляя за собой город и селения по берегам реки, к Ладожскому озеру. Вот и остров Ореховый. Когда то здесь рос орешник, а в наше время возвышаются башни крепости Орешек.

   Крепость начали строить с 1323 года, сначала из дерева, потом из камня. Много раз её перестраивали за эти долгие годы. Осталось только шесть башен, отреставрированных после войны. Это была не только крепость , но и тюрьма. Наверное первой здесь сидела Лопухина Евдокия Фёдоровна, первая жена Петра1, а потом и много других достойных, порой не винных людей.

   В годы войны её самоотверженно обороняли моряки и солдаты, не давая фашистам замкнуть кольцо блокады. Оставляя позади остров теплоход, уверенно вошёл в воды
Ладоги. Ветра не было, был штиль, как говорят моряки. Вода, как зеркало, отражала белёсое небо, с не жарким, заходящим солнцем. С лева был виден маяк, но вскоре и он скрылся. Вокруг была одна вода. Ни берегов, ни маяков. Был только наш корабль и кругом вода. Тихая, белёсая, спокойная, она всё равно пугала своей величественностью. Как море. Вот почему озеро Ладожское называют морем.

   Через час или два показался берег и теплоход, всё также медленно, вошёл в реку Свирь.  По обе стороны потянулись холмистые, заросшие лесом и кустарником берега. Темнело и вскоре стало совсем темно. Пришлось спуститься в каюту.

    С рассветом Николай вышел на палубу. Было прохладно. Солнце только едва поднялось над лесом.  Берега, как бы расширились так как теплоход входил в Онежское озеро. Для все туристов команда сделала сюрприз. Теплоход на три часа зашёл в город Петрозаводск.  Прибывшие ринулись смотреть город. Николай побывал в парке, где уже начинала распускаться зелень на деревьях. Осмотрел скульптуру Петра1, основателя этого города. Побродил по широкой , длинной набережной, вдоль Онежского озера.

    Когда теплоход отплыл от набережной, туристы с нетерпением поглядывали вперёд, не покажутся ли знаменитые Кижи.  Показались, словно из под воды, показался купол церкви, который всё приближался и становился церковью.
   Только стоя возле высокой церкви можно было понять и увидеть всю грандиозность церкви построенной из дерева. Побывали и в доме зажиточного крестьянина. Широкий и высокий, с резными наличниками, большой конюшней и со всем бытом того времени, хранящимся в доме. Побродив по острову, длинной около трёх километров и шириной полтора километра, туристы заняли свои места в теплоходе.

   Пользуясь солнечной погодой, девчонки стали загорать на верхней палубе в купальниках, сидя на шезлонгах или лежали на одеялах, расстеленных  прямо на палубе. Второй день было тепло и безветренно в этот весенний ещё день, не часто радующий такой погодой. Даже в кают компании никого не было, люди отдыхали после вкусного и сытного обеда.

   К вечеру в 16 часов теплоход  вошёл в первый шлюз, вслед за теплоходом "Волго -Балт".  Зажатый между двумя закрытыми воротами и толстыми бетонными стенами, возвышающими на три метра, корабли начали медленно подниматься с прибывающей водой так, что стены вскоре, оказались ниже второй палубы и завиднелась бескрайная даль полей и далёкого леса. Не было видно ни одной фигуры человека. Как будто ворота сами закрывались и открывались, чтобы выпустить корабли в дальнейший путь.  Никаких следов прошлого, а здесь трудилось более 100 тысяч рабочих. Канал, по указанию Сталина, должен был построен за 20 месяцев. Эшелоны заключённых поступали на "Великую стройку" 1931 года. Жили строители в палатках, в бараках в строгих законах власти.

   Вскоре теплоход вошёл во второй шлюз "Белоусовский" и поднялся ещё на 10 метров и вошёл в Белоусовское водохранилище, шириной до 2 километров.
Пройдя водохранилище и ещё три похожих шлюза, под громкие монологи Жванецкого, раздающие из репродуктора теплохода, вошли в Черемецкое водохранилище. Опять незаметно стемнело, зажглись огни и на верхней палубе появился массовик который начал развлекать скучающую публику. Ночью теплоход прошёл Белое озеро и утром пришвартовался в Горицы.

   От причала туристы пешком дошли до Кирилло- Белозерского монастыря, мимо деревеньки Горицы к высоким каменным стенам монастыря.

   -По древнему сказанию сюда пришёл монах Кирилл, по велению Божьей Матери, вырыл пещеру у озера Сиверского и поселился здесь в 1397 году. Вскоре к нему присоединились другие монахи и стали строить церкви и другие постройки-начал свой рассказ экскурсовод.- Скид разрастался и в наше время, за каменной стеной 11 действующих церквей. Каменные стены протянулись на 20 километров. На углах стен имеются башни. каменные стены превратили монастырь в неприступную крепость.
В 1604 году были отбиты осады польских и литовских интервентов. В сталинские времена, когда закрывались церкви, здесь была с 1930 года до 1940 года, колония политических заключённых. С 1963года здесь была тюрьма.

На одном из холмов виднелась пещерка, а рядом надпись говорила о том, что здесь жил основатель Белозерского монастыря-монах Кирилл Белозерский. Побродив по монастырю, группа вернулась на теплоход. На пристани сидел парень с удочкой ожидая клёва.  В ведре у парня лежали два леща и хотелось увидеть когда же наконец ему повезёт и он вытащит ещё леща.  Так и не удалось увидеть Николаю леща на удочке. Теплоход , взбурлив воду, медленно отошёл от пирса и развернувшись поплыл в обратную сторону.
-Когда ещё побываешь в этих краях и доплывёшь до самой Волги-думал Николай прощаясь с Белозерским монастырём, с затопленными домами и высокой церковной колокольни, выступающей из воды. Уже ночью теплоход прошёл шлюзы и утром причалил к причалу города Вытегра.

   Отдыхающие пошли смотреть город. Подошли с синим куполом церкви. Оказалось , что возле неё была, когда то , построена первая советская гидростанция от которой остался деревянный домик с мемориальной плитой и разрушенной плотиной.
Сам город Вытегра начал строиться с 1773 года на реке Вытегра. Чуть подальше от центра города была выставка старинных, деревянных домов сделанных с витиеватой резьбой по дереву.  Стояли старинные пушки, направленные в сторону реки.
Стояла удивительно солнечная погода и многие туристы опять стали принимать солнечные ванны, а молодые парни из команды теплохода, даже искупались в ещё холодной воде. Ближе к вечеру теплоход тронулся к Онежскому озеру. Появился и массовик затейник на верхней палубе, развлекая молодёжь. Долго целовались парочки, в укромных уголках, любуясь морским закатом уходящего солнца.

   Ночью теплоход прошёл Онежское озеро и вошёл с утра в реку Свирь. В городе Ладейное поле сделали остановку и желающие, прошли с местным экскурсоводом, к
мемориалу войнской славы защитников Ладейного поля, не пропустивших фашистов с востока к Ладожскому озеру. С любовью сделанный мемориал был ухожен и на нём лежали свежие цветы.
После обеда теплоход уже отправился в без остановочный путь до Ленинграда. Погода ухудшалась. Подул ветер. По мере расширения берегов реки Свири, поражающих дикостью природы и заросших берегов, ветер усиливался. На Ладоге ветер разгулялся не на шутку. Волны шутя раскачивали теплоход. Палуби опустели. Даже из команды моряков, ни кого не было видно. Лишь на носу, в кают компании, сидело несколько человек и с тревогой смотрели на белые барашки волн, которые увеличивались и раскачивали теплоход. Кругом опять была вода, кругом вода, как в море. Теплоход спокойно шёл свои ходом и вскоре уже появился далёкий берег, который заметно приближался и манил своим спокойствием.