39-2. О знании пути Дао

Владимир Фёдорович Власов
39-2.

О ЗНАНИИ ПУТИ ДАО

Как-то я задумался над тем, способен ли человек познать Дао-движение, ведь путь Дао – это то, что нас ежедневно окружает как постоянство, но и вместе с тем, это - движение, как некая изменчивость, которая постоянно меняет это окружение. Почему человек всегда отстаёт от времени в жизни, и не успевает постигать то, что ему готовит грядущее? Ведь дао – это не только понимание изменения мира, но и постижение грядущего. Человек быстро привыкает к постоянству, и не всегда обращает внимание на изменчивость, если она не происходит на его глазах, но в мире нет ничего более изменчивее, чем само постоянство, поэтому человеческое знание всегда остаётся застывшим, как некая не меняющаяся данность, к которой человек привыкает, и не всегда с готовностью её меняет. Для того, чтобы познать изменчивость в постоянстве, а постоянство - в изменчивости, человеку необходимо чаще прибегать к медитации, которую даосы называют Недеянием. Однажды Учитель мне сказал, что опасно относиться к миру с убеждённостью, что «в нём всё тебе понятно, как божий день, и не видеть и не находить в нём загадок и тайн, которые могут изменить твой взгляд на мир в одночасье». Когда постигаешь своё незнание, то обретаешь более совершенное знание о мире.   

И тут в понимание этой проблемы мне помогла ещё одна притча Чжуанцзы о пути Дао. И вот о чём она свидетельствует: 

О ПУТИ ДАО 

(согласно рассуждениям Чжуанцзы)

Раз Чистота у Бесконечности спросила:
- «Знаешь ты, что есть Путь Дао, в чём его сила»?
Молвила та: «Не знаю», - боясь осмеянья,   
Тот же вопрос задала она Недеянью. 
- «Знаю», - ответило то, любуясь собою,
- «Знаешь? Скажи тогда, Путь владеет судьбою»?
- «Да, - ответило то, - судьба может быть разделённой,
Презренной, несчастной, благородной, соединённой.
Есть, кто всемирно прославлен или безвестен,
Вот путь судьбы в этом мире, что мне известен».
Вновь Чистота у Безначального вопрошала:
- «Кто ж из них прав?» - разобраться бы мне не мешало. 
- «Глубже Незнанье, а Знание мельче, - то возгласило, -
Знанье – во внешнем, Незнанье – внутри, в нём скрыта вся сила».
В этот момент Чистота со вздохом сказала:
- «Я ищу Знанье незнанья,  как Путь Идеала,
В мире ведь Знанье незнанья есть, и нет в нём сомненья,
В Знанье – незнанье, самодовольство и заблужденье. 
Кто ж в этом мире познает Знанье незнанья»?
И Чистота на Путь обратило вниманье:
- «Путь - это то, ведь, что не видит никто и не слышит.
Путь – это, что невидимо и молчания тише,
Путь если виден и слышен, то это, просто, химера,
Это - не Путь, а некая форму обретшая сфера,
Истинный Путь выразить вряд ли можно словами,
Путь есть в нас, или вне нас, без нас он, или же с нами.
Тот, кто то, что форме форму даёт в мире, узнает,
В мыслях Путём Великим словами не называет.
Кто б ни спросил его о Пути, он не отвечает,
Тот, кто не видел Пути, говорит, что его знает,
Каждый, кто ищет, не зная свой Путь, в тупик попадает,
Так как Знаньем, внутренним, сердце его не обладает.
Ясно, что он во внешнем Вселенную не наблюдает,   
Как в своём внутреннем мире первоначала не знает.
О Пути Вечном знаний он вряд ли способен добиться,
Так как не сможет в странствие в Пустоте Вечной пуститься».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович