Из цикла портреты- Повелитель времени сэр Лоуренс

Александр Землинский
Повелитель времени сэр Лоуренс

«Женщины Амфиссы» со сложными чувствами взирают на этих пробудившихся вакханок, так свободно отдыхающих на мраморных плитах перед городским храмом. Они их охраняют. От кого? Быть может от их мужей, которые уже давно ждут своих жён и ищут их. И, понятно, встреча не сулит ничего хорошего. Ведь пьянство не поощрялось в этом обществе. А может быть, этих гетер охраняют женщины Амфиссы от своих мужей? Ведь устоять перед красотой вакханок трудно.
Утренняя прохлада медленно пробуждает заблудших после лесных игр. Декорации античного города, богатство красок, светотеней, сложные повседневные античные одежды женщин Амфиссы резко констатируют с лёгкими, воздушными одеяниями беглянок. А как красивы и те, и другие! Полная идиллия момента античной жизни, согласно известного мифа, и кажущееся истинным наше присутствие среди многочисленных жителей, образовавших эту сцену, проходящую в древнем греческом городе Амфиссы, вблизи знаменитых Дельф.
Но вот иная историческая сцена – «Обретение Моисея». Древний Египет, широкая, полноводная река жизни Нил, улыбающаяся царица, так неожиданно и счастливо нашедшая младенца средь вод этой священной реки. И снова миф, и снова мы участники этого победного шествия приветствующегося народом Египта, там на другом берегу. И серьёзность лиц слуг, бережно несущих божественную царицу. Боже! Какие приятные звуки извлекает эта молодая красавица-служанка, смотрящая прямо на нас! И как бережно несут корзину с младенцем эти две восхитительные египтянки. Любовный взгляд царицы, её довольная улыбка говорят о многом. Какое роскошество жизни, какие цветы и детали, открывающие процессию! Сколько света и широты пространства, какой восторг восприятия. Оторваться невозможно!
И вновь иная эпоха. Эпоха Рима. «Фавориты императора». Жанровая сценка, так, повседневная, проходящая. Но сколько в ней психологических подтекстов. Да, снова интерьер является основным действующим лицом и не только. Это мирок, в котором с изумительной достоверностью показаны человеческие взаимоотношения: власть и её слуги. Император продолжает кормить своих любимых птиц, раздумывая о своём, а его приближённые в поклоне ожидают его внимания. А этот солдат императорской гвардии, как изваяние и образ могучей власти повелителя. Богатство декора, мозаика пола и, главное, драпировка окна подчёркивает неприступность святилища, где обитает высшая власть. Страхом и подчинением пронизано всё вокруг.
«Сапфо и Алкей» – глубина веков. Мифологическая Сапфо – поэт, воплотившая в своих стихах истинную Любовь и Красоту:

Блажен и равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам…

И её друг, современник Алкей, эолийский поэт, признавшийся как-то:

Сапфо, фиалкокудрая, чистая
С улыбкой нежной! Очень хочется
Сказать тебе кое-что тихонько,
Только не смею, стыд мешает.

Вот перед нами одна из их встреч на широкой веранде, над морем, под тенью олив. Алкей, аккомпанируя себе на лире, читает увлеченно свои стихи. Сапфо, не отрывая свой взор, внимательно слушает его. Подруги, сидящие за ней, полностью во власти стиха. Здесь и восторг, и раздумья, и душевное удовлетворение. Композиция проста и в тоже время сосредоточена и связана взглядом двух поэтов, как единым целым. Так вот и слышатся пряные строфы, наполненные свежим морским ветром, музыкой и поэтической магией слов.
Кудесник сэр Лоуренс! Он позволил нам быть участниками всех его многочисленных историй, так точно и насыщенно выполненных его мастерской рукой. Здесь и исторические сюжеты роскоши и упадка Римской Империи, и высочайшее художественное мастерство передачи деталей древних миров Греции, Египта, и точное воссоздание деталей той жизни, событий, архитектуры, декора и всей атмосферы. Но главное – это то, что сэр Лоуренс – непревзойдённый певец женской красоты и гармонии жизни.
Всмотритесь в «Весенний фестиваль», в «Полуденные сплетни», в «Доверительную беседу», «Сравнения», в … можно и дальше продолжать. Ведь написано более четырёхсот уникальных полотен. И в большинстве их – радость жизни и гимн женской красоте. Браво, сэр Лоуренс!
«Жизнь коротка, а искусство вечно» – этот афоризм стал основой творческой жизни британского живописца нидерландского происхождения Лоуренса Альма-Тадема, возведённого за свои труды королевой Англии в рыцари в 1899 году. В этом же году получившего почётное звание кавалера ордена «За заслуги».
Великолепный, радостный воплотитель женской красоты, точный воссоздатель деталей событий, исторических персонажей, архитектуры, одежды и всей атрибутики тех времён, блестящий романтик любви и радостной гармонии жизни – сэр Лоуренс.
06.08.2015