Размышления об образовании и воспитании студентов

Логарифма
   Мотивы для получения высшего образования разные для мужчин и женщин, но общий - самоутверждение. Работая в приёмной комиссии ПГУ, я пришла к выводу, что абитуриенты, которые подают документы не только на один факультет, не просто перестраховываются или не могут сделать выбор. Приятно тешит самолюбие вчерашнего школьника тот факт, что он «поступил сразу в несколько мест».

    Ещё одно наблюдение: десять лет назад родители редко появлялись в приёмной комиссии, теперь приходят с ребёнком  в университет как в магазин для покупки обуви или одежды. Образование стало товаром. И купленная вещь не всегда используется в обиходе. И товары должны быть на любой вкус и достаток. Двухступенчатое образование в сложившейся исторической ситуации весьма уместно. Развитие производительных сил приводит к тому, что молодые люди поздно начинают основную трудовую деятельность, а производственные отношения требуют достаточно высокого уровня образования. Но в тоже время требуются небольшая группа специалистов экстра класса, подготовка которых требует жестокого отбора и  больших материальных ресурсов. Если провести аналогию с балетом: есть кордебалет, есть и солисты.   

   СМИ влияют на отношение молодёжи к школе, к педагогам и к родителям. Не могу припомнить ни одного художественного фильма, в котором было бы показано, как молодой человек под влиянием  родителей и преподавателей добился определённых успехов в жизни. Почти всегда: родители-деспоты, не понимающие своего ребёнка, преподаватели - ограниченные люди, «сухари», начальники - дураки. И герой-одиночка борется за свои права. Так уж повелось: что насаждает старшее поколение с трудом внедряется в молодую душу. Образование детей, по крайней мере, в нашей стране в последние десятилетия, казалось, нужно только родителям и учителям, так же как чистить зубы. Образование не для всех стало потребностью, особенно в нашей стране. Это Буратино и Чипполино очень хотели учиться, потому что не было возможности. Мальвина, однако, в роли учителя оказалась не состоятельна. Личность учителя, в понимании современных учащихся, не представляет особого интереса. Учитель – надзиратель. Да и какой нормальный человек будет работать за такую зарплату? Впрочем, если платить будут очень хорошо, то преподавателями будут работать не по призванию. Пример: сейчас в мире искусства, например, на эстраде  можно заработать неплохо, при этом можно обойтись без таланта.

   Одна из главных проблем образования – почти нет харизматичных преподавателей, на которых хотелось бы смотреть, без устали слушать и подражать им даже в мелочах. Учащиеся должны просто «фанатеть» от них. А по себе знаю, если человек не вызывает симпатию, то к его советам  не хочется и прислушиваться. Но эти харизматичные неординарные  люди уходят в бизнес, в политику и ещё куда-то мимо школы. Мои родители мне рассказывали, что они почти обожествляли учителя. Но это было, когда не было массированных атак СМИ.  В пединституте, я считаю, нужно ввести предмет по типу «актерское мастерство», студенты должны обучаться ораторскому искусству, умению держаться на людях. Мне очень помогли занятия в театральной студии и в школе танцев.

    В высшей школе при привлечении к преподавательской работе  руководствуются, прежде всего, задатками к научной деятельности. Критерий не очень подходящий. А дело в том, что такие умные люди, как правило, интроверты, со своими странностями и комплексами, которые не считают нужными скрывать, и с ними трудно найти общий язык основной массе студентов, которая не бредит наукой. У меня студенты иногда интересуются, какие доходы имеют преподаватели. То объяснение, что занятие наукой имеет наркотическое воздействие на их преподов, и те довольствуются малым,  вполне подходит, и даже у некоторых студентов  вызывает уважение. Модное слово «толерантность» тоже можно включить в арсенал воспитательного воздействия. 
    Преподаватель студентам должен казаться  счастливым. Молодые люди, «не растрясли» еще  свой детский эгоизм, они не хотят общаться с неудачниками и людьми второго сорта, только лучшее их достойно. Конечно, трудно найти и умного, и красивого и общительного преподавателя. Но раз наше общество становится обществом потребителей, нужно товар заворачивать в красивую упаковку. Для бакалавров придется сделать процесс получения образования более привлекательным. 50% учатся по договору? Пусть их будет больше, а часть средств нужно выделить на поддержку талантливых,  но бедных.
    Не секрет, что многих молодых людей привлекает в университетах не получение знаний и профессии, а возможность нахождения в среде «избранных». Девушки ищут женихов, молодые люди изыскивают возможность «сшибить деньгу», и те, и другие хотят качественного секса с элементами интеллектуальности. Доказано, что у образованных людей любовные переживания ярче. Высшее образование позволяет сохранить здоровье. Но получение образования может подорвать драгоценное здоровье, поэтому, почувствовав усталость после получения диплома бакалавра, можно и заняться личной жизнью. А те, кто почувствовал вкус знаний,  могут и продолжить, правда, уже за свой счёт. Но по справедливости, тем, кто приносит себя в жертву науке, нужно платить как наёмному солдату.

    Образование помогает человеку в различных ситуациях поступать так, чтобы для себя извлечь пользу или хотя бы  не навредить себе. А воспитание должно помогать жить среди себе подобных. Для счастья человеку нужен другой человек. Говорят: «Наглость – второе счастье». Второе, значит, не первое. А осетрина может быть только первой свежести.
    Воспитание не может существовать само по себе, как улыбка Чеширского  Кота. Воспитание без материального подкрепления, без подражания воспитателю нереально, как сейчас говорят. Цитирую Классика: « Бытие определяет сознание». «А ребёнка нужно начинать воспитывать, когда он лежит поперек кровати, а не вдоль,  да ещё с кем-нибудь», - это уже моя цитата.
       Выводы:
       1) Образование тоже становится товаром и атрибутом благополучия.
       2) Преподаватели, возможно, введутся в ранг чиновников, которые должны «собирать налоги» и отбирать «толковых».
       3) Слова «воспитание  студентов» должны произноситься шёпотом, студентам неприятно, что их воспитывают, деньги оплачены только за обучение.
       4) Нужно создавать такую обстановку в храме науки, чтобы студент чувствовал себя как прихожанин в церкви.