Фотограф

Людмила Май
Специально для Конкурса Международного Фонда Всм "Вернисаж" http://www.proza.ru/2017/01/25/272


Максимка с ранцем за спиной тоскливо плелся в школу. Диктант! Само это слово – хлесткое, какое-то гавкающее, как эта рыжая злющая собака за забором, вызывало у него озноб и противное ноющее чувство где-то в животе.

Еще ни разу Максимке не доводилось получить за диктант выше двойки. И правила он все знал, и мама неоднократно проверяла его. Все эти «жи-ши», «ночь-ключ» и разные проверочные слова... Но как только начинал писать под диктовку, то все знания куда-то вмиг улетучивались.

Как он мог прошлый раз написать фаторграв?  Три ошибки в одном только слове! Он с отчаянием смотрел на свое головотяпство с жирными красными исправлениями и не мог поверить, что это он самолично написал, да еще подчеркнул пунктиром, как полагалось подчеркнуть неодушевленные существительные в этом предложении. Ну, конечно, разве фаторграв одушевленный? Так сказала мама, со вздохом закрыв его тетрадь.

Маму не стоит огорчать, тем более что у нее скоро день рождения. Так сказал папа, как будто Максимка сам об этом не знает. А Раиса Николаевна говорит, что он просто очень невнимательный, и нужно эту самую внимательность развивать.

А как ее развивать? Ну вот, например, фонарный столб. Он светит, потому что еще темно. А вот скамейка, она желтая. Так, что ли?

И фонарный столб, сочувственно провожающий его своим тусклым светом, и скамейка, на которую так хочется сесть и уже не ходить ни в какую школу, и эти коробки с какими-то старыми афишами возле мусорных контейнеров – все вокруг, куда ни глянь, было тоскливым, серым и унылым.

В предрассветной декабрьской мгле замаячила светящимися окнами Максимкина школа, куда он ходил бы с превеликим удовольствием, если бы не эти коварные диктанты. Ему нравились новые предметы, появившиеся у них в пятом классе: география, история – здесь у него были одни пятерки, да и по литературе тоже неплохо, а вот по русскому…

Черный кот! Этого еще не хватало! Сидит на заборе с граффити и непонятной иностранной надписью. Кто-то вот умеет писать по-английски, а тут хотя бы по-русски научиться…

Максимка остановился в нерешительности: если кот сейчас спрыгнет и перебежит ему дорогу, то все… Хотя вроде бы это предрассудки, но сегодня не тот случай, чтобы так думать. Стараясь не спугнуть черную бестию, он тихонько прокрался вдоль забора под пристальным желтым взглядом. Эта встреча еще больше расстроила Максимку, и он ступил на крыльцо школы как на эшафот.

***

Домой он возвращался, словно летя на крыльях. Еще бы! Раиса Николаевна уже успела проверить все работы и поставила ему четверку за диктант! Она специально принесла ему тетрадь перед последним уроком, чтобы похвалить его. Максимка не мог наглядеться на эту красивую стройную цифру, с таким достоинством расположившуюся на тетрадном листе. И ничего, что у этой четверки был прилеплен сбоку небольшой минус, наплевать, главное, что он, наконец-то, стал внимательным, ура! И для мамы это будет самый чудесный подарок ко дню рождения!

– Фото-ограф, фото-ограф! – почему-то напевал он, подпрыгивая и совершенно не сдерживая своей радости. И все вокруг было под стать его ликованию: и неизвестный фотограф из прошлого диктанта, и фонарь, который, казалось, замер в немом восторге. Утренний кот представлялся ему добрым чародеем из сказочной страны магов, а эта рыжая собака вовсе не злая, несмотря на грозную надпись на заборе – вон как весело она встречает его, даже улыбается и дружелюбно машет хвостом! Скамейка с улыбкой напомнила о его утренних страданиях и, кажется, подмигнула ему своим жизнерадостным цветом. И даже мусор теперь приветливо выглядывал из коробок яркими цветными картинками.

Совсем скоро наступит весна, и он помчится на красном велосипеде прямо по брусчатке, сверкая новенькими спицами и крутя педалями, как заправский велогонщик! Они уже присмотрели в спортивном магазине этот замечательный велик с переключателями скоростей, и папа пообещал купить его.

Максимка еще даже не догадывался, что пройдет совсем немного времени, и он станет настоящим фотохудожником, умеющим замечать внимательным взглядом очень необычное на самых обычных городских улицах, и по мановению волшебной вспышки останавливать чудесные мгновения.

– Фото-ограф, фото-ограф!

Все вокруг сияло и радостно напевало вслед за мальчишкой эту его задорную песенку.