Стеклянная гармоника. Союзмультфильм, 1968 год

Мультфильм «Стеклянная гармоника» кажется очень современным. Если бы не приглушённые цвета и скрупулёзная прорисовка деталей, то не подумаешь, что вышла картина в далёком 1968 году на киностудии «Союзмультфильм».

Тогда власти не любили сложные художественные приёмы и многочисленные «измы». Приветствовалась только ясность реализма и классическое искусство.  «Стеклянная гармоника» построена на сложных метафорах, аллегориях, образах не только классического, но и сюрреалистического искусства.

Режиссёром фильма стал Андрей Хржановский – большой любитель игры с образами, мастер метаморфоз. Хржановский никогда не даёт зрителю готовую отгадку. Образы его мультфильмов прежде всего воздействуют на эмоции и подсознание – признак настоящего искусства, а не плакатной пропаганды.

Атеистическому обществу нельзя было углубляться в нетрадиционные направления искусства. Увлечёшься подсознательным, многозначностью символов, выйдешь за сферы своего личного сознания в неведомое, а там и до Божественного близко.

По этой ли причине «Стеклянная гармоника» долго пролежала на полке? Наверное.

Цензура заставила сделать объяснение для зрителей, что речь идёт о пороках буржуазного общества. Эта текстовая вставка в начале картины, действительно, выглядит лишней. Будто младшим школьникам повторяют, что быть жадным нехорошо.

Недоумение у цензоров вызвал главный злодей – человек в котелке. Образ заимствован из работ знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. В картинах бельгийца этот персонаж обезличен: мы видим только его фигуру в чёрном, лицо скрыто.

Человек в котелке, властитель города, единственный, кто имеет человеческий облик. Все жители — сборище причудливых фантастических образов, уродцев из мировой живописи. Их страсти выражены во внешности. Властитель, бесстрастный холодный робот, – его облик статичен. В конце фильма мы замечаем: у него нет глаз, как на одном из полотен Магритта. Нет глаз — нет души.

Волшебные звуки стеклянной гармоники избавляют жителей города от пороков и зависимостей. Из гнусных страшилищ они превращаются в прекрасных людей с полотен Эпохи Возрождения.

Истина всегда одна и она прекрасна, а её искажений множество. Одно красивое лицо похоже на другие, и нам хочется любоваться ими всегда. А пороки, как бы они не были смешны и разнообразны, надоедают и не способны вызвать любовь.

Музыкальное и звуковое оформление фильма тоже уникально для того времени. Я неоднозначно воспринимаю музыку Альфреда Шнитке. Его мелодии кажутся  рваными, незаконченными, оттого назойливо повторяющимися. Но композитора не зря часто привлекали к работе над художественными и мультипликационными фильмами. В «Стеклянной гармонике» нет человеческой речи, но звуковое оформление потрясающе создаёт атмосферу, будит чувства. Приглушённая тревожная, похожая на звуки штормового ветра, музыка в начале. Зловещий низкий голос городского там-тама в середине напоминает, что за всеми в городе следят. Жизнеутверждающий победный бой часов в финале.

Картина не для скептиков — для открытых и восприимчивых людей.

Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=dYz0xck_NYQ


Рецензии
Да, интересный мультфильм.Посмотрел только что. Я думаю, что это не столько обличение пороков, сколько фильм-предупреждение или, может быть, руководство к действию. Человек действительно сам по себе внутренне и внешне красив, совершенен. Нужно только ,как говорил, кажется, Микеланджело, "отсечь всё лишнее". А лишнее в человеке это его пороки и зависимости. И какая разница где и в какой стране. Мульфильм по духу, в лучших традициях классического искусства, интернационален.
Ну и Ваш рассказ тоже, конечно, мне понравился :)

Валентин Губарев   02.03.2018 16:31     Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна. Ни прибавить, ни убавить. Рада, что понравился мой любимый мультфильм. Спасибо)

Анна Сивак   02.03.2018 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.