Стеклянная гармоника. Союзмультфильм, 1968 год

Мультфильм «Стеклянная гармоника» кажется очень современным. Если бы не приглушённые цвета и скрупулёзная прорисовка деталей, то не подумаешь, что вышла картина в далёком 1968 году на киностудии «Мультфильм».

Тогда власти не любили сложные художественные приёмы и многочисленные «измы». Приветствовалась только ясность реализма и классическое искусство.  «Стеклянная гармоника» построена на сложных метафорах, аллегориях, образах не только классического, но и сюрреалистического искусства.

Режиссёром фильма стал Андрей Хржановский – большой любитель игры с образами, мастер метаморфоз. Хржановский никогда не даёт зрителю готовую отгадку. Образы его мультфильмов прежде всего воздействуют на эмоции и подсознание – признак настоящего искусства, а не плакатной пропаганды.

Атеистическому обществу нельзя было углубляться в нетрадиционные направления искусства. Увлечёшься подсознательным, многозначностью символов, выйдешь за сферы своего личного сознания в неведомое, а там и до Божественного близко.

По этой ли причине «Стеклянная гармоника» долго пролежала на полке? Наверное.

Цензура заставила сделать объяснение для зрителей, что речь идёт о пороках буржуазного общества. Эта текстовая вставка в начале картины, действительно, выглядит лишней. Будто младшим школьникам повторяют, что быть жадным нехорошо.

Недоумение у цензоров вызвал главный злодей – человек в котелке. Образ заимствован из работ знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. В картинах бельгийца этот персонаж обезличен: мы видим только его фигуру в чёрном, лицо скрыто.

Человек в котелке, властитель города, единственный, кто имеет человеческий облик. Все жители — сборище причудливых фантастических образов, уродцев из мировой живописи. Их страсти выражены во внешности. Властитель, бесстрастный холодный робот, – его облик статичен. В конце фильма мы замечаем: у него нет глаз, как на одном из полотен Магритта. Нет глаз — нет души.

Волшебные звуки стеклянной гармоники избавляют жителей города от пороков и зависимостей. Из гнусных страшилищ они превращаются в прекрасных людей с полотен Эпохи Возрождения.

Истина всегда одна и она прекрасна, а её искажений множество. Одно красивое лицо похоже на другие, и нам хочется любоваться ими всегда. А пороки, как бы они не были смешны и разнообразны, надоедают и не способны вызвать любовь.

Музыкальное и звуковое оформление фильма тоже уникально для того времени. Я неоднозначно воспринимаю музыку Альфреда Шнитке. Его мелодии кажутся  рваными, незаконченными, оттого назойливо повторяющимися. Но композитора не зря часто привлекали к работе над художественными и мультипликационными фильмами. В «Стеклянной гармонике» нет человеческой речи, но звуковое оформление потрясающе создаёт атмосферу, будит чувства. Приглушённая тревожная, похожая на звуки штормового ветра, музыка в начале. Зловещий низкий голос городского там-тама в середине напоминает, что за всеми в городе следят. Жизнеутверждающий победный бой часов в финале.

Картина не для скептиков — для открытых и восприимчивых людей.

Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=dYz0xck_NYQ


Рецензии
Хороший мульт. Картина современности просто. Крайне жаль, но теперь видно, что это не просто картинки из жизни "буржуев":), это иллюстрации к жизни современной России, простите за пафос... Только опять же - хэппи энд. Люди, жители становятся прекрасными, точнее, наверное возвращают свое прекрасное обличье, под воздействием волшебной гармоники. То есть, человек априори прекрасен, а ужасным и жадным уродцем его делает какой-то человек в котелке. Простите, но не соглашусь. На основании достаточного жизненного опыта вынужден утверждать, что человек по природе своей - ужасный и жадный уродец. А волшебные силы музыки ( да и кино, живописи, литературы,etc.)далеко не всегда и не из всех делают нормальных живых существ. В чем-то даже прекрасных...

Владимир Маслов   06.03.2017 11:36     Заявить о нарушении
Не тольков опыте дело. Есть ещё педагогика и психология. Почему для детям пишут сказки со счастливым концом, объяснять не надо. Взрослые - это те же дети, только сложнее и устойчивей. Они нуждаются в позитиве, как в еде. Какая польза оставлять героев без позитивного развития? Если сам не знаешь выход, зачем другим пихать своё мировоззрение? Надежда всегда есть - так покажи это. Если бы Куприн оставил свою манеру заставлять героев совершать самоубийство в конце, его бы и сейчас читали. Находили бы ответы на свои вопросы. Не оболванивались бы Донцовыми всякими. Донцова, как водка, забыться только помогает. Высокохудожественная литература с позитивным посылом помогает, даже если она о войне.
А в мульте про общечеловеческие пороки. В других странах это было и есть. Поэтому картина ценится за рубежом)

Анна Сивак   07.03.2017 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.