Отрекись от отца! Ч. 10. Эпилог

Марьша
      Чем же закончить эту маленькую новеллу?
 
      Да, пожалуй тем, что деревня Васильевка просуществовала недолго, всего–то 133  года с 1871 года по 2004 год, когда в деревне оставалась одна жительница, проработавшая учительницей в начальной школе этой деревни сорок лет. Этой жительницей была  – Попова Татьяна Евлогиевна, которая не хотела уезжать с родной земли, с родного дома и жила одна три года.
     Её дочери навещали  маму, но боль за её одиночество не давало им покоя, и в  ноябре 2004 года  увезли маму в город Саранск. Бывшая учительница сильно переживала из-за того, что ей пришлось переехать в «тюрьму», как она называла  жизнь в городе.  В Саранске последняя жительница  и скончалась двадцать четвёртого февраля  2013 года в возрасте девяносто одного года.

 Перед смертью она завещала похоронить её в Васильевке.

    Дочери выполнили  её последнее желание, похоронили рядом с сыном, мужем, свекровью и свёкром.

     Приезжая на Родительские поминальные дни, бывшие жители этой маленькой лесной деревеньки  с ужасом смотрят на красивую  деревеньку,утопающую в зелени, цветах, в крапиве и лопухах, в которой разгорелись нешуточные страсти  за клочок земли. И ценой этой земли стала – человеческая жизнь.

     От Автора: "Я не спускаюсь  с бугра в сторону деревни,  не перехожу Сухую речку, не поднимаюсь на горку, где стоит заброшенным наш дом и медленно стареет, кланяясь земле. Я просто стою и плачу из-за потери места своего рождения, своего детства, школьных лет.  Плачу из-за умирающей   лесной деревеньки, которая украшала нашу жизнь цветами, соловьиным пением, ягодами, орехами, грибами, дикими фруктами и красивыми обычаями.

         Вспомнила смешной случай из нашей семьи. У наших родителей росли четыре девочки погодки. Все мы родились в послевоенные не богатые годы. Чтобы дети выросли здоровыми в СССР, всем семьям с детьми раздавали бесплатно рыбий жир. В рыбе этот жир был необыкновенно вкусен, а вот пить жир отдельно - было невозможно гадко.
        Перед сном наша мама, Царствие ей Небесное, строила нас в ряд и начинала "потчевать" этим жиром. Сколько было рёву, сколько было слёз!
И вот отец, Царствие Небесное, решил принести себя в жертву и с храбростью решил выпить не одну столовую ложку жира, а сразу две ложки  рыбьего жира. И у него сразу открылась дикая рвота. Мы хохотали над ним все и мама -тоже! После этого мама стала давать нам по одной чайной ложке этого жира.

       Выживали без витаминов и аптек. Как?
       Наши предки с давних времён поняли, что весной организму нужно что-то иное, кроме щей и каш.
       Узнали способность первых подснежников в удовлетворении организма человека необходимыми ценностями. Поэтому, с приходом весны все дети разного возраста шли в лес собирать подснежники. Они у нас были такие красивые, каких не было нигде: розовые, красные, синие.  Их аккуратно ломали, снимали кожицу и ели.

      Затем наступало время сбора дикого лука. Опять собирались дети всей деревни со взрослой девушкой в сопровождении и шли на пойму реки Ляча за три км для сбора дикого лука. Приносили много. Ели дети, ели взрослые. Это было во время поста, поэтому дикий лук растирали с солью,добавляли конопляное масло и заправляли национальное блюдо ЦЁМАРА - пельмени с рыбой, этой заправкой. Заправляли постные щи.

     Потом все шли за дикими щавелем. Варили щи, но больше всего ели без обработки, после промывки.Просто без ничего или с солью.

     У нас в семье был цельный ржаной хлеб, так как родители работали учителями, и хоть платили низкую зарплату, но на хлеб хватало.

     Но мне запомнилась детская картина, когда я пришла в дом к Фёдору - внуку Солдата, а его жена Аксинья, с  новым именем после свадьбы - Вяжя, и так все звали её в деревне, испекла очень красивый с желтизной хлеб. Выложила из формы на деревянный стол и накрыла полотенцем. Я с такой жадностью смотрела на этот хлеб, что жена Фёдора спросила меня: "Ты хочешь этого хлеба?"
Я ответила утвердительно. И Аксинья отрезала мне кусочек того хлеба.
Откусила,но есть не стала. Оказывается, хлеб был выпечен из ЖЕЛУДЕЙ и ржаной муки. Вот так люди выживали после войны.

     И уже никто не ругался за землю. В деревню приезжали агитаторы, агитировали деревенцев переезжать с насиженных мест, обещая новую и сытую жизнь. Вот так и оказались наши Васильевчане в Волгоградской области, Оренбургской области, в Красноярском крае и растерялись среди других наций,забыв язык,обычаи и культуру.

     Земля Васильевки заброшена и никому она сейчас не нужна.

Нет, нужна! Эта земля опять стала зарастать лесом.  Лес сново  забирает ТО, ЧТО ЕМУ принадлежит - землю, которая сейчас никому не нужна.

Будет ли повторение этих событий в будущем? На этот вопрос ответа нет....