Обзор мультисистемного CиБи трансивера ТТI TCB-660

Соколов Александр Владимирович
     Александр Соколов, г. Москва, по заказу ООО "Оптим-Связь"

                Содержание

     1. ВВЕДЕНИЕ
     2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОДЕЛИ
     3. УПАКОВКА
     4. ВНЕШНИЙ ВИД
     5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА, ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА
     6. ТАНГЕНТА
     7. СХЕМОТЕХНИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ
     8. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ СТАНДАРТОВ
     9. МЕНЮ УСТАНОВКИ РЕЖИМОВ
     10. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
     11. ДОСТОИНСТВА
     12. НЕДОСТАТКИ
     13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1. ВВЕДЕНИЕ

     1.1. В настоящем обзоре рассматривается образец мобильного СиБи трансивера модели TTI TCB-660, произведённого корейской компанией TTI Tech Co., Ltd. Другое, более полное название модели –  TTI TCB-660 MULTI Black.
     1.2. Изделие передано автору 25.12.2007 г. директором ООО «Оптим-Связь» О.Н. Байловым.
     1.3. При получении изделие находилось в фирменной упаковке, и было снабжено полным комплектом принадлежностей:
– трансивер TCB-660 S/N 710004000, 1 шт.,
– шнур питания, 1 шт.,
– гарнитура AMC-5010, 1 шт.,
– держатель гарнитуры, 1 шт.,
– кронштейн монтажный, 1 шт.,
– винты, 7 шт.,
– шайбы, 7 шт.
     1.4. Вместе с изделием была получена следующая документация:
– брошюра "Instruction Manual" на английском, немецком, испанском, голландском и русском языках, всего на 18-ти страницах, 1 шт.,
– компакт-диск «Multi Channel AM/FM Transceiver TCB-660. Service Manual», объём 5,43 Мб, 1 шт.
     1.5. Трансивер не имел дефектов внешнего вида, находился в работоспособном состоянии и по умолчанию был запрограммирован на частотный стандарт, обозначенный кодом ГU, что обеспечивало ему следующие основные технические характеристики:
— рабочие частоты, МГц 25.615 – 30.105,
— количество каналов (сеток)  400 (10),
— вид модуляции   АМ/FM,
— выходная мощность передатчика, Вт   4.

     2. Общие сведения о модели

     По уровню сложности и функциональному наполнению СиБи радиостанция ТСВ-660 является младшей моделью в линейке, состоящей из выпущенных в 2005 г. трансиверов ТСВ-770 и ТСВ-880 [1].
_____________________
     [1]- См.материал: Соколов А. "Обзор СиБи трансиверов TTI TCB 770/880» от 12.01.2006 г. для ООО «Радио-Навигатор».
 
     На сайте компании-производителя http://www.ttikorea.co.kr./ анонс этой новой модели состоялся в марте 2007 г., а конце мая она стала появляться в каталогах дилеров с пометкой «Ожидается». Первые поставки на рынки ЕС начались в октябре, и к ноябрю-декабрю трансивер уже активно предлагался к продаже практически во всех европейских странах, кроме России. Весьма показательно, что на момент начала изучения автором предмета данного обзора (25.12.2007 г.) в англоязычной поисковой системе Google уже содержалось около 1500 ссылок на модель ТСВ-660, в то время как в системе Yandex имелась лишь одна ссылка, но и она не была связана с рекламой данного товара.
     Какие-либо развёрнутые отзывы, обзоры или результаты тестирования модели ТСВ-660 специалистами сервисных центров и радиолюбителями в Интернет пока ещё не появлялись. На западных форумах, посвященных СиБи тематике, промелькнуло всего один короткий топик, в котором любитель водного туризма из Великобритании писал: «Я купил этот трансивер лишь потому, что его цену трудно побить. Если он мне не понравится, то его не жалко будет оставить в лодке».
     В розничной торговле и интернет-магазинах стран ЕС цена этой модели колеблется от 50 до 76 евро (с НДС), в Великобритании от 49 до 72 фунтов (причём экземпляры «second hand», уже появившиеся на вторичном рынке, уходят менее чем по 40 фунтов). В Польше стоимость трансивера составляет от 190 до 304 злотых (53-83 евро), в известной чешской фирме Allamat за него просят 2500 крон (92 евро), а в одном из магазинов Финляндии ТСВ-660 был выставлен даже за 99 евро.
     Разница в стоимости, доходящая до 1,5-2,0 раз обусловлена как ценовой политикой продавцов, так и тем, что некоторые магазины осуществляют доставку товара или применяют несложный маркетинговый ход в рамках предновогодних промоушн – продают ТСВ-660 вместе с установочным комплектом (mounting kit). Обычно туда включают дешевую (и неконкурентную на Западе) автомобильную антенну (например, Hustler IC-100 или Midland 18-244), разъём прикуривателя и «бесплатный подарок» в виде консультации и проверки КСВ. Иногда покупателю такая сделка выгодна, поскольку позволяет сэкономить время и средства.
     Трансивер может конфигурироваться под 13 национальных и международных частотных стандартов, что позволяет легально и беспошлинно использовать его в более чем в 27 странах Европы. Именно на это (плюс низкая цена) делается основной акцент при продвижении ТСВ-660.
     В России проблем с этим трансивером тоже не будет, поскольку Решением ГКРЧ № 07-20-06-000 от 07.05.2007 г., модель ТСВ-660 включена в «Перечень радиоэлектронных средств, разрешенных для ввоза на территорию Российской федерации» (см. Раздел II, РЭС сухопутной подвижной службы, работающие в диапазоне 27 МГц) [2].
_____________________
     [2]- www.minsvyaz.ru/upload/docs/2007061917193vq.xls

     3. УПАКОВКА

     Радиостанция упаковывается в красиво оформленную картонную коробку (Рис.1), на которой нанесена различная текстовая и графическая информация: наименование товара, его изображение, иллюстрации практического применения, краткий перечень функциональных возможностей, название фирмы-производителя, ссылка на его сайт в Интернет, два штрих-кода.
     Внутри основной коробки располагаются две коробки-вкладыши для упаковки самого трансивера и его принадлежностей.

     Рис.1. Упаковочная тара трансивера ТСВ-660 (в страны ЕС аппарат может поставляться в другой коробке).

     4. ВНЕШНИЙ ВИД

     Несмотря на низкую цену, аппарата выглядит достойно, аккуратно и оставляет благоприятное впечатление. В его лаконичном облике не содержится никаких излишеств – строгие, чёткие формы лицевой панели, свободное, продуманное и удобное размещение органов управления.
     Цветовое решение трансивера – чёрный корпус с голубой подсветкой ЖК-дисплея – хотя и достаточно заезженно, однако, продолжает нравиться многим покупателям. Именно благодаря своей тривиальности ТСВ-660 не отпугнёт потенциального покупателя, а его дизайн прекрасно впишется в салон любого автомобиля.
     Равномерная и яркая подсветка элементов передней панели трансивера обеспечивает комфортную работу при недостаточном освещении. Не подсвеченными оказались только две ручки регулировки: громкости [VOLUME] (она же выключатель питания [ON/OFF]) и порога шумоподавления [SQUELCH], однако это не вызывает больших неудобств, поскольку регуляторы расположены на легкодоступной правой стороне панели и снабжены хорошо различимыми белыми метками. Возможно, для улучшения эргономичности следовало бы сделать диаметр этих ручек немного меньше.
     Кнопки тактильно ощущаются хорошо: не скользят, имеют умеренный люфт, достаточно большой ход и среднюю жёсткость нажатия. Их срабатывание происходит при любых углах воздействия и сопровождается громким щелчком.
     Толкатели кнопок изготовлены из полупрозрачного полиуретана и маркированы хорошо читаемыми надписями. Наиболее часто используемые кнопки селектора каналов [;] и [;] имеют увеличенные размеры и удобно расположены под дисплеем.
     Кнопка включения режима сканирования [SCAN]/[LOCK] является многофункциональной и при её удержании в течение 2-х секунд активируется субфункция блокировки клавиатуры. Кнопка [AM/FM]/[LCR], судя по маркировке,  также должна иметь двойное назначение – возврат к ранее используемому каналу, однако эта субфункция не действует в частотных стандартах ГU и Рх, которые расширенны до 400 каналов.

     Рис. 2. ЖК-дисплей с включённой и отключённой подсветкой.

     Монохромный жидкокристаллический дисплей (Рис. 2) отличаются крупными сегментами, высокой контрастностью и достаточно широким углом обзора, что обеспечивает комфортное восприятие информации. Геометрические пропорции экрана удачно соответствуют размерам передней панели. Дисплей достаточно информативен: помимо буквенно-цифровых индикаторов, показывающих номер канала и сетки частот, имеет 6 символов, отображающих все текущие режимы работы трансивера. Шкала S-метра на дисплее отсутствует, однако это не следует рассматривать как недостаток, поскольку в трансиверах аналогичного класса данная опция обычно не предусматривается.
     На задней панели трансивера (Рис. 3) расположены:
– гнездо [ANTENNA] типа SO-239/SH для подключения антенны,
– гнездо [EXT] (3,5 мм) для подключения внешней акустической системы или головных телефонов,
– ввод кабеля питания [DC 13,8V]. Сам кабель снабжен разъёмным коннектором и держателем для предохранителя на номинальный ток 2 А,
– заглушка отверстия под гнездо внешнего S-метра,
– самоклеющийся лейбл с наименованием модели, её серийным номером, названием и логотипом фирмы-производителя, указанием страны изготовления и другими специальными обозначениями.

     Рис. 3. Вид задней панели.

     5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА, ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА

     Металлический конструктив трансивера ТСВ-660 аналогичен модели ТСВ-770, который, в свою очередь, заимствован у радиостанции  Alan 78 Plus.
     Расположение основных узлов и деталей на печатной плате, её трассировка (Рис. 4) обладают приблизительно 80% сходством с трансивером ТСВ-770, а во многих фрагментах полностью копирует его. При этом приходится сожалеть, что при проектировании новой модели разработчики не отказались от конструкторских решений, свойственных портативной УКВ аппаратуре. В частности, крайне миниатюрная компоновка Front PCB вкупе с усиленной экранировкой ГУНа и передающего тракта не дают мобильному СиБи трансиверу ничего, кроме ухудшения ремонтопригодности.

     Рис. 4. Вид трансивера TCB 660 со снятыми крышками со стороны:
а) установки дискретных элементов, б) поверхностного монтажа.
 
     Монтаж трансивера заслуживает посредственной оценки. Его можно охарактеризовать как «типично китайский»: печатная плата заляпана флюсом, SMD детали позиционированы не точно, внешний вид паек оставляет желать лучшего. При этом с платы элементарно «забыли» стряхнуть изрядное количество посторонних металлических предметов в виде разнообразных по форме частиц припоя [3].
     Остаётся только предположить, что тестируемый экземпляр не является полностью кондиционным серийным изделием, прошедшим строгий технический контроль, а был взят из опытной партии, кое-как доведён до работоспособного состояния и передан дилеру в качестве демонстрационного образца.
     Вся элементная база трансивера произведена в КНР, Корее, Японии и на Тайване. В Part-List из 185 наименований РЭК 60% изготовлено компаниями Samsung, Sanyo, Toshiba, Philips, Atmel, KEC, TOKO, ST и Murata. По общему же количеству РЭК это соотношение составляет 85%, остальные 15% компонентов произведены малоизвестными и «noname» фирмами.
_____________________
     [3]- Даже по одному этому факту, можно сделать вывод о низкой культуре производства: маленький кусочек металла, попавший между выводами ЧИПа, способен вывести трансивер из строя.

     6. ТАНГЕНТА

     Трансивер TCB 660, также как и модели 770/880, комплектуется тангентой типа AMC-5010 (Рис. 5). Её дизайн с некоторыми изменениями скопирован с тангенты HMN-3596, выпускаемой фирмой Motorola для своих профессиональных мобильных трансиверов.
   
     Рис.5. Внешний вид (а) и электрическая схема (б) тангенты AMC-5010.
 
     В верхней части тангенты расположены три кнопки для дистанционного управления трансивером:
- [UP], [DOWN] для переключения каналов вверх и вниз,
- [LOCK] для блокировки органов управления.
     По сравнению с гарнитурами других СиБи трансиверов, витой шнур тангенты имеет увеличенное сечение и длину 1,15 м, поэтому может растягиваться до 2,5 м, что особенно удобно в кабине больших грузовиков.
     В тангенте применяется конденсаторный микрофон, обладающий чувствительностью -44 dB и нелинейностью АЧХ ±2 dB.
     К трансиверу тангента подключается с помощью стандартного 6-pin разъема NC-518 (Micro-6), имеющего распайку, отличную от трансиверов других производителей.
     Форма и размеры этого аксессуара таковы, что тангента анатомически более приспособлена к крупной ладони, а это делает её не совсем удобной для использования людьми среднего телосложения.

     7. СХЕМОТЕХНИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ

     Изучение электрической принципиальной схемы трансивера TCB 660 позволяет сделать вывод, что технические решения, использованные при построении его функциональных узлов, не имеют особенностей и с незначительными вариациями заимствованы от моделей TCB 770/880 и других СиБи радиостанций.
     Процессор. Для управления всеми режимами трансивера используется центральный процессор (CPU) типа JT5BL9 (IC801). Это 64-выводная БИС CMOS фирмы Toshiba в SMD корпусе, с оригинальной «прошивкой». В микросхеме имеется встроенный контроллер для управления ЖК-дисплеем. На транзисторе Q801 собран узел, формирования команды RESET. Работа CPU тактируется от внутреннего генератора, частота которого стабилизирована кварцевым резонатором на 4,000 МГц (Х801).
     Для долговременного хранения данных о пользовательских установках применена микросхема ПЗУ (IC802) с электрической записью и стиранием (EEPROM) типа 24WCO2N фирмы Atmel, которая подключена к CPU по двухпроводному последовательному интерфейсу передачи данных (I2C).

     Рис.6. Микропроцессор и ПЗУ.

     Синтезатор частоты. В трансивере используется отдельный синтезатор частоты с внешним цифровым управлением (PLL) на 24-pin микросхеме LC7152NM фирмы Sanyo с опорным кварцевым генератором на 4,5 МГц (X301).

     Рис. 7. Синтезатор частоты.

     ГУН выполнен по стандартной схеме на основных элементах Q301, L301, (собственно генератор) с буферными каскадами Q302, Q303 и ключами Q305 (режим TX), Q311-Q313 (диапазонные). В центральной сетке D диапазон работы ГУНа на передачу 13.4825 - 13.7025 МГц, на приём 16.27 - 16.71MHz. Варикап D301 работает в цепи ФАПЧ, а варикап D302 осуществляет девиацию частоты НЧ сигналом.

     Рис. 8. Узел ГУНа.

     Преселектор. На входе приемного тракта установлен низкодобротный не перестраиваемый контур L101 с автотрансформаторной связью, после которого расположен комбинированный 5-ти контурный диапазонный полосовой фильтр L102-L105, L108. Подобное схемотехническое решение применяется в моделях TCB 770/880, а также трансиверах Alan и INTEK.

     Рис. 9. Схема преселектора.

     УВЧ выполнен на биполярном транзисторе Q101, включённом по схеме с «общей базой», и резонансном контуре L107 (Рис. 10). Грубая перестройка контура по диапазону производится с помощью транзисторных ключей Q104, Q105, которые управляются от CPU, осуществляя коррекцию в сетках D-F и A-B.
     1-й смеситель построен по балансной схеме на полевых транзисторах Q102, Q103. Напряжение 1-го гетеродина подаётся в цепь истоков. Фильтрация 1-й ПЧ (10,695 МГц) осуществляется кварцевым фильтром 10L08A (XF101). На плате зарезервировано место для установки второго кварцевого фильтра.

     Рис. 10. УВЧ и 1-й смеситель.

     Тракт обработки 2-й ПЧ состоит из 2-го смесителя, 2-го гетеродина, УПЧ на 455 кГц и детектора ЧМ сигналов. Основой построения тракта является многофункциональная 20-pin микросхема ТК14489V (IC101).
     Частота внутреннего 2-го гетеродина стабилизирована кварцевым резонатором на 10,240 МГц (X101). Селекция 2-й ПЧ (455 кГц) осуществляется пьезокерамическим фильтром LT455HTW (CF101). Транзистор Q121 входит в состав системы порогового шумоподавителя. Контур L109 выполняет функцию фазосдвигающего элемента квадратурного детектора ЧМ.

     Рис. 11. Тракт обработки 2-й ПЧ.

     Детектор АМ сигналов выполнен на точечном германиевом диоде D161, который включён после 2-х каскадного АМ-УПЧ на транзисторах Q181, Q182. Выпрямленная АМ детектором постоянная составляющая используется в системе АРУ. На каскаде Q164 реализован автоматический ограничитель помех.

     Рис. 12. Узел детектирования АМ сигналов.

     Система АРУ усиленного типа является многопетлевой и охватывает входной аттенюатор, УВЧ, сигнальную цепь 1-й ПЧ, усилитель 2-й ПЧ (IC101) и АМ-УПЧ (Q181).
     В системе АРУ задействован один канал операционного усилителя KIA358F (IC102-A), ключи Q182, Q183 и ряд других элементов.

     Рис. 13. Фрагмент схемы АРУ.

     УМЗЧ выполнен на интегральной микросхеме TDA2003V фирмы ST (IC201) к выходу которой включён выходной (он же модуляционный) трансформатор Т1. На транзисторах Q253, Q254 собрана схема НЧ АРУ для режима ТХ-АМ.

     Рис. 14. УМЗЧ.

     Схема модулятора FM (Рис. 15) особенностей не имеет и состоит из предварительного усилителя на микросхеме KIA455BF (IC401-A), ограничителя на диодной сборке D401 и активного ФНЧ (IC401-В). Для улучшения качества модуляции желательно скорректировать номиналы некоторых элементов.

     Рис. 15. Модулятор FM.

     Передатчик построен по типовой схеме. На транзисторе Q701 собран удвоитель частоты (Рис. 16), нагрузкой которого является полосовой фильтр L701, L702, затем следует каскад предварительного усиления на транзисторе Q702. Ключ Q742 блокируют вход передатчика в режиме RX, а диод D741 разрешает работу удвоителя только после захвата и стабилизации частоты системой ФАПЧ (получив от процессора команду TX_INH).

     Рис. 16. Промежуточные каскады передатчика.

     В драйвере выходного каскада (Рис. 17) применяется транзистор 2SC2314F (Q703), а в оконечном каскаде 2SC2078 (Q704). Пройдя через 4-х звенный ФНЧ для подавления гармоник L711-L714, сигнал передатчика поступает на антенное гнездо.

     Рис. 17. Выходные каскады передатчика.

     Мощность передатчика ограничивается на уровне 4 Вт с помощью схемы на транзисторах Q912-Q914 (Рис. 18).

     Рис. 18. Ограничитель мощности передатчика.

     ЖК-дисплей. В трансивере применён 18-pin заказной дисплей от фирмы Santech с динамической индикацией, который функционирует в трансмиссивном позитивном режиме (темные сегменты на подсвеченном фоне). Электрический контакт с сегментами осуществляется с помощью силиконовой «зебры». Равномерная подсветка дисплея достигается посредством 11-ти SMD светодиодов повышенной яркости голубого свечения и диффузного отражателя.
     Защита трансивера от «переполюсовки» выполнена по стандартной схеме на диоде D901, включенном параллельно в цепь +13,2 V. При неправильном подключении источника питания перегорает предохранитель, расположенный на шнуре питания, что защищает электронную схему от повреждения.
     Необходимо заметить, что с появлением мощных диодов с барьером Шоттки, обладающих малым падением напряжения при прямом токе, подобный принцип защиты выглядит устаревшим и неэффективным.

     8. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ СТАНДАРТОВ

     Программирование частотных стандартов в мультисистемном трансивере TCB-660 происходит через меню, аналогичное моделям TCB-770/880.
     Для тех, кто постоянно работает в одном частотном стандарте, процедура программирования не обременительна, поскольку производится однократно. В основном, это относится к таксистам и их диспетчерским службам.
     Однако кроме них в России имеются ещё две специфические категории пользователей: водители-дальнобойщики и любители СиБи. По сложившейся многолетней традиции и те, и другие одинаково активно работают в двух частотных стандартах – "европейской" и "российской" сетках.
     К сожалению, трансиверы ТСВ не позволяют легко и быстро переходить из «пятёрок» в «нули» и обратно. Взамен пользователю предлагается выполнить с помощью обеих рук (!) серию рутинных манипуляций несколькими (!) органами управления.
     Столь архаичная процедура мало кому понравится, поэтому не удивительно, что мультисистемные трансиверы (ТСВ, Intek, Alan серии Multi) не получили большого распространения. Дальнобойщики и любители СиБи предпочитают покупать старые, проверенные временем радиостанции Yosan, Maycom, Alan и самостоятельно модифицировать их для удобного переключения «Европа-Россия» [4]. 
_______________________________
     [4]- Основные варианты таких модификаций широко известны, например:
     Груздев А. Расширение возможностей радиостанции Alan 48+. Радио, 1998, № 11, с. 61.
     Ефремов В. Введение российской сетки частот в импортные СиБи радиостанции. Радио, 1999, № 9, с. 66.
     Соколов А. «Российская» сетка в СиБи радиостанции. Радио, 2000, № 9, с. 64.
     Соколов А. Доработка СиБи трансивера Maycom EM-27D. Радио, 2002, № 11, с. 64.
     Соколов А. Доработка трансиверов Alan 48 Plus и Alan 78 Plus. Радио, 2003, № 11, с. 70.

     9. МЕНЮ УСТАНОВКИ РЕЖИМОВ

     Помимо основного меню для программирования частотных стандартов, в трансивере TCB-660 имеется дополнительное меню установки пользовательских режимов. Доступ к этому меню происходит при включении трансивера с нажатой кнопкой [LOCK] на тангенте.
     Пять пунктов этого меню позволяют:
– включать и выключать сигнал подтверждения нажатия кнопок (бипер),
– ограничивать время работы передатчика (1-99 с),
– задавать время приёма на занятом канале при сканировании (1-99 с),
– задавать время задержки сканирования после приёма сигнала (1-99 с),
– управлять яркостью подсветки (2 уровня) и выключать её.

     10. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

     10.1. Проверка основных технических характеристик трансиверов TCB 660 подтвердила, что они вполне соответствуют заявленным.
     10.2. Оценка качества работы трансиверов TTI TCB 770/880 осуществлялась следующими методами, а именно:
– в режиме передачи (ТХ) путем сбора информации, представленной другими операторами во время проведения двухсторонних связей в эфире,
– в режиме приема (RX) путем непосредственного сравнения с трансиверами других распространенных моделей (Maycom, Alan, Yosan), взятыми в качестве эталонов.
     10.3. Сеансы радиосвязи проводились с использованием комплекта оборудования, состоящего из стабилизированного блока питания (13,8 В), усилителя мощности (100 Вт) и балконной антенны типа «вертикальный диполь».
     10.4. Автором было проведено несколько десятков тестовых радиосвязей с различными пользователями гражданского диапазона: радиолюбителями, водителями-дальнобойщиками, таксистами, диспетчерами таксомоторных компаний. Указанные операторы находились в Москве или ближайшем Подмосковье на удалении от 1 до 50 км. Поскольку большинство таких пользователей обладают достаточно большим опытом работы в эфире, их мнению можно доверять.
     На Рис. 19 представлено распределение оценок качества модуляции по 5-ти бальной системе в режимах FM и АМ.

     Рис.19. Относительное распределение оценок за качество модуляции данных операторами.

     Как основания для невысоких оценок качества принятого голосового сигнала в режиме FM, операторы называли следующие неприятные особенности модуляции:
– большие искажения,
– плохая разборчивость,
– дребезжащий звук на высоких частотах,
– слишком узкая полоса,
– полное отсутствие низких частот,
– модуляция как у микрофона ДЭМШ.
     Кроме этого, были подмечены следующие интересные особенности модуляции:
– операторы лично знакомые с автором отмечали полную неузнаваемость его голоса,
– самые плохие оценки были получены от ближних операторов, и, наоборот, у далёких операторов претензий к качеству модуляции возникало значительно меньше.
     В режиме АМ качество модуляции было признано несколько более высоким, однако отмечалось падение уровня громкости, по сравнению с режимом FM.
     10.5. Уровень внутренних шумов приёмного тракта приемлемый, благодаря чему не теряется ощущение «прозрачности» эфира. При прослушивании слабых сигналов у автора сложилось субъективное мнение, что испытываемый образец трансивера TCB 660 по реальной чувствительности не уступает СиБи радиостанциям таких популярных моделей, как Maycom ЕМ-27, Alan 78 Plus, Yosan JC-2204.
     10.6. Общая оценка качества звукового сигнала в режиме приёма – "хорошо". Звук из динамика очень чистый, громкий, разборчивый, какие-либо заметные на слух искажения сигнала или дребезжание корпуса не отмечены.

     11. ДОСТОИНСТВА

     Главное достоинство аппарата – это его соотношение «цена – качество», поэтому остальные явные и неявные «плюсы» перечислены в случайном порядке.
     11.1. Прекрасный дизайн.
     11.2. Хорошие характеристики прёмного тракта.
     11.3. Чистый и громкий звук на приём.
     11.4. Повышенная экономичность: ток потребления в дежурном режиме составляет 160 мА  (у большинства СиБи трансиверов  300-500 мА).
     11.5. Уникальная возможность работы при значительной просадке источника питания. Большинство СиБи трансиверов нормально функционируют при напряжении не менее 9,5-10 В. Модель TCB 660 стабильно работает от напряжения всего 6,0 В. При этом выходная мощность передатчика составляет 0,7 Вт [5] при токе потребления 400 мА, а ток в дежурном режиме не превышает 75 мА (при отключённой подсветке ЖКИ).
_______________________
     [5]- Интересно, что в этом микромощном режиме (QRPP) автору удалось провести несколько устойчивых связей на удалениях 15-35 км.
   
     11.6. Удлинённый шнур тангенты.
     11.7. Наличие 3-х различных звуковых сигналов: при включении трансивера, при нажатии кнопок, при нажатии заблокированных кнопок.
     11.8. Удобный алгоритм сканирования каналов с возможностью тонкой настройки параметров сканирования (реверсивность, возврат на исходный канал, возможность выхода в эфир без деактивации режима сканирования).
     11.9. Отсутствие «пораженных» частот приема.
     11.10. Удобный алгоритм прямого доступа к каналам экстренной связи по «кольцу» СН>9>19>СН.
     11.11. Возможность доступа к каналам экстренной связи в режиме LOCK.
     11.12. Увеличение скорости переключения каналов при длительном (более 3-х секунд) нажатии кнопок селектора каналов [;] и [;].

     12. НЕДОСТАТКИ

     12.1. Задержка между моментом нажатия клавиши РТТ и включением передатчика около 0,5 с. Это может приводить к отсеканию начала первой фразы, произносимой оператором, в результате чего сбивается темп радиообмена, возникает путаница, происходит переспрашивание.
     12.2. Необходимость осуществления дополнительных регулировок, поскольку заводские настройки были выполнены неточно. Конкретные примеры:
– мощность передатчика составляла 3,8 Вт при Uпит=13,8 В (должно быть не менее 4 Вт при 13,2 В). Причина: не настроен потенциометр RV911 (APC ADJ).
– отклонение частот от номинального значения составляло 340 Гц (должно быть не более ±300 Гц). Причина: не настроен триммер СТ301.
– чрезмерный уровень девиации. Причина: не отрегулирован резистор RV401 (FM MOD ADJ).
– искажения звука на приём в режиме FM. Причина: неточно настроен контур дискриминатора L109.
     12.3. Режим ограничения времени работы передатчика (ТОТ) реализован не корректно и практически является профанацией. После срабатывания таймера ТОТ, трансивер отнюдь не переключается в режим RX (хотя такой статус индицируется на дисплее) и его передатчик не блокируется, а продолжает излучать с эфир мощность до 4 Вт. Эта частота не стабилизирована и соответствует удвоенной частоте ГУНа, не охваченного петлёй ФАПЧ. В зависимости от рабочего канала, данная частота может находиться в пределах СиБи или любительского 10-метрового диапазона. На Рис. 20 приведена таблица, иллюстрирующая данное явление.

     Рис. 20.  Примеры частот, которые трансивер TCB 660 может излучать в эфир в режиме ТОТ.

     12.4. Если в режиме сканирования нажимать кнопки [UP], [DOWN], расположенные на тангенте, то процессор ведёт себя весьма странно (не так, как при нажатии кнопок [;] и [;] на лицевой панели).
     12.5. Невозможно переключать виды модуляции AM-FM в режиме сканирования.
     12.6. Функция возврата к предыдущему каналу LCR в "российской" и "европейской" сетках не действует.
     12.7. Информация, указанная в "Руководстве по использованию" содержит несоответствие. Так, в русскоязычном варианте этого документа масса трансивера составляет 890 г, в то время как в вариантах на других языках 990 г. Не понятно – это опечатка или в страны Западной Европы поставляется другая модификация трансивера.
     12.8. Падение мощности передатчика в низкочастотных сетках (Рис. 21).

     Рис. 21. Зависимость выходной мощности трансивера от частоты (по сеткам).

     13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На сегодняшний день трансивер TCB 660 является самым дешёвым мультисистемным СиБи трансивером. Специалисты фирмы TTI Tech Co. создали эту модель в расчёте на конкретную целевую группу потенциальных покупателей – экономных, бережливых, расчётливых пользователей, не имеющих возможности или желания вкладывать значительные средства в организацию радиосвязи.
     Такие люди часто встречаются среди таксистов малобюджетных транспортных компаний, особенно, работающих на периферии. Именно в этом сегменте рынка СиБи аппаратуры можно ожидать проявление интереса к новой модели TCB 660.
     Взяв за основу несложную модель TCB 770, конструкторы осуществили редизайн передней панели и модифицировали схему, сократив до минимума те потребительские функции, которые в данном приложении неактуальны и мало востребованы.
     Вот перечень этих функций:
– регулировки RF GAIN и MIC GAIN,
– приём на двух каналах DW,
– индикатор уровня принятого сигнала S-METER,
– селектор каналов поворотного типа,
– кнопки ускоренного переключения каналов Q.UP и Q.DOWN.
     Такая концепция выгодна производителю: уменьшается номенклатура применяемых компонентов, упрощается технология, снижается себестоимость. Но и покупатель не остаётся в накладе: взамен дорогого трансивера, который «умеет почти всё» и поэтому «не нужен почти никому», он получает возможность приобрести утилитарный, простой и дешевый аппарат.
     При этом, несмотря на столь узкое сегментирование, спрос на трансиверы ТСВ-660 может быть высоким, принимая во внимание масштабность европейского рынка сбыта.
     Учитывая конъюнктуру современного отечественного рынка, очевидно, что ближайшими конкурирующими моделями для трансивера ТСВ-660 будут являться аппараты нижней ценовой категории (Рис. 22), среди которых при условии правильно поставленной рекламы, он имеет все шансы занять лидирующую позицию в рейтинге продаж.

     Рис. 22. Основные конкуренты ТСВ-660 на российском рынке:
1 – Alan 100 Plus, 2 – MegaJet MJ-300, 3 – Dragon-407MK4, 4– Intek М-110 Plus. 

     Остаётся лишь сожалеть, что разработчики не адаптировали эту модель к условиям России, упростив процедуру переключения «0/-5 кГц» и не устранили досадные накладки, относящиеся к модуляции, качеству сборки, настройки, ремонтопригодности отдельных узлов, а также багам программного обеспечения.   


     08. 01. 2008 г.                А. Соколов
 
                E-mail:  vectorservis@bk.ru