Верните поэзию! часть первая

Руслан Исаев
Часть первая
   
         В двух предыдущих статьях (журнал «Дагестан», № 2,3 за 200З г.), я вскользь упомянул об утере в нашем обществе интереса к поэзии. Причем именно к поэзии молодых. Нет, ценители поэзии не вымерли, подобно мамонтам, но предпочитают классиков. В чём же дело? Почему книжицы молодых «гениев» прочтут разок, и забрасывают в шкаф надолго, если не навсегда? Чья злая воля лишила наших современников покровительства Музы?
         Прежде, чем приступить к детективному расследованию и начать розыскные мероприятия, хочу рассказать об одном случае … Как-то раз мне довелось присутствовать на презентации первой книги  молодого поэта, не лишённого, по-моему, таланта. Было несколько выступающих, каждый из них старался сделать «юбиляру» приятное, поддержать немного робеющего парня. И похвалы выглядели примерно так:
- У автора богатая лексика…
- Он метафоричен…
- Чувствуется работа со словом…
-         Его стихи образны…
        И ни один из доброжелателей не подозревал, что оскорбляет молодого человека, лишая eго звания Поэта. «А в чём дело?- спросите вы, - вроде бы хорошие слова люди говорят…»
        А дело вот в чём: из десятков начинающих служителей Слова, с которыми мне посчастливилось общаться, ни один не сумел вразумительно объяснить, что же такое поэзия. А если даже стихотворцы не имеют представления о ней, то откуда же ей взяться?
        Вот и решил я заняться поиском утерянного знания, авось eщe не поздно, и Поэзию можно вернуть на многострадальную российскую землю.
И метод, который я хочу использовать для поисков, носит название Школы Аналитической Метафизики (ШАМ).
ШAM – адаптированное учение Дао, а главный принцип даосской практики – «обратное течение», ибо разобраться в сути любого явления можно, вернувшись к его истокам.
         Вспомним, как зарождалась поэзия. Менестрели, бродячие музыканты, гусляры, акыны… Чувствуете, к чему клоню? Если нет, то пора предоставить слово первому «свидетелю»:
        - Поэзия это музыка  слова. (Верлен).
Музыка Слова.  Владимир Высоцкий перевернул представление наших соплеменников о песне и поэзии потому, что вернул поэзии изначальную сущность. Она – дитя Музыки и Слова, синтез этих двух видов искусства.
Признаюсь, один из «опрашиваемых « (расследование же!), молодой литературный критик, начал что-то говорить с родстве музыки и поэзии, и я решил – вот оно! Человек ЗНАЕТ!, но оказалось, что он просто попал пальцем в небо, и ничего серьезного это «попадание» не дало.
          Для того, чтобы наш разговор был предметным, следует конкретизировать понятие «Слово» в формуле Верлена. Ну конечно-же, раз в повседневной жизни мы «говорим прозой» (как некий персонаж  Мольера), то поэзия – синтез музыки и прозы. А что из этого следует?
Очень многое. А именно: настоящая поэзия строится на музыкальной образной системе. Если проза строит образы при помощи слов, то поэзия – вне слов. Вспомните ваши ощущения после прослушивания прекрасного музыкального произведения. Их очень трудно перевести в слова. И даже если даже сделать это, то каждый расскажет о своих переживаниях по-разному. То же самое с поэзией. Рассказ же, к примеру, можно без труда пересказать.
          Любителям мнемоники хочу преподнести следующую формулу: «Поэзия – поётся»… И сразу возникает законный вопрос: - А как же пресловутые «Мёртвые души»? Это же поэма (!) в прозе (!). Попробуйте-ка спеть эту «поэму».
О «работе со словом» речь еще впереди, пока достаточно отметить, что «работа» - определяющее свойство прозаического творчества, а потому хвалить поэта за его «работу» по меньшей мере неразумно.
          Теперь перейдём к «образам». Любой мало-мальски образованный человек знает, что образ – неотъемлемая часть любого вида творчества, и сказав, что стихотворец «образен», можно иметь в виду что угодно.
          Возвращаясь к рассказанной вначале истории, можно предположить, что выступающий хотел отметить: «презентер» стоит в «первой балетной позиции», вызвав в его памяти образ Кисы Воробьянинова. Или возьмите Михаила Задорнова. Какие образы! Может быть, о молодом авторе хотели сказать, что он классный эстрадный комик? Образ не является исключительной принадлежностью поэзии, а потому «образность» ничего не говорит о поэтических достоинствах автора. Правда, некоторые конкретизируют способ создания образа, употребляя термин «метафора», (т.е. указывая на поэзию, как они думают). Хочу обратить внимание на следующее: метафора – неотъемлемая принадлежность истинной прозы, возьмите те же «Мёртвые души» или рассказы Шукшина. Или «Войну и мир». Могучие образы и яркие метафоры, без которых проза превращается в беллетристику.
          Пора перейти к показаниям второго «свидетеля»:
          - Поэзия это трансмутация идеи в чувство. (Элиот).
Ни слова о метафоре или работе со словом. Почему? Если вспомнить Универсальную Семиричность, то видим, что он упоминает третий (эмоция) и пятый (идея) уровни трансформации Единства, ближайшие к четвёртому, осевому уровню (энергии). Логос и Воля Абсолюта вне человеческой компетенции. А вот скорлупа, слово и образ, не упоминаются потому что они и есть прозаическая составляющая поэзии, «гены» родителя по имени Проза…     Элиот  чётко отграничивает прозу от поэзии. Второй «свидетель» подтверждает показания первого, это говорит о том, что наши поиски  Поэзии могут привести к успеху.
         Давайте перейдём к богатству лексики. Разве политик не должен обладать ею? Или журналист? Или переводчик? Или талантливый бюрократ? Или аферист вроде всё того же 0. Бендера? Или активист общества «Знание»? Перечень бесконечен, и снова видно, что и это достоинство не имеет прямого отношения к поэтическому дарованию. Можно взять  словарь иностранных слов и научных терминов, и весьма обогатить свои тексты лексически. Станут ли они от этого поэтичнее? Совсем наоборот…
           Музыка, использующая семь нот, воспринимается нашим «я» непосредственно, минуя сложную систему умственной обработки сигнала. Поэтому она интернациональна и не требует перевода. Поэт, использующий музыкальную образную систему, сразу «доходит до сердца».
          Думаете, Есенин так популярен благодаря своей «образности»? Очень ошибаетесь… Имажинисты  бацали метафоры не хуже его, а о ком из них сейчас помнят? Сила Есенина в том, что его поэзия музыкальна. А доказательство тому – огромное  количество  песен на его стихи. Так что плюньте в глаза тему, кто скажет, что поэзия – это образы.
          И ещё о метафоре. Одни поэт, талант которого несомненен, тем не менее (и таланты могут заблуждаться), привёл мне пример конструирования метафоры:
          - возьмём созвучие слов «дождь» и «вождь». Потом составим словосочетание: «конь вождя». Затем произведём замену: «конь дождя». Метафора!
         Может быть. А как же дар Божий? Если поэзия – это метафора, то достаточно знать алгоритм, и лепить их без оглядки. Неужели поэзия – всего лишь таблица умножения?
         Каждый сам себе голова, а лично я не могу признать метафору атрибутом истинной поэзии. Вот «показания» третьего свидетеля:
        «Японская лирика достигла в 12 в. Высокой степени совершенства. Поэтическая мода того времени требовала изощренного искусства версификации, «техницизма». Стихотворец, подобно атлету, должен был как бы напрягать свои мускулы: сложнее, ещё сложнее! Сайге противопоставил моде простоту, очень непростую. Стихи его словно выливаются из сердца, естественно, с внутренней свободой, им не нужны украшения, призванные замаскировать подражательность и пустоту. «Сайге материализовывал стихи, а другие их сочиняли», - сказал о нём его младший современник, знаток поэзии   и сам замечательный поэт, Фудзивара-но Садаиэ» (Вера Маркова).
          Если продолжить аналогию с музыкой, то метафора соответствует аккорду в Ба Гуа музыки: нота-аккорд-мелодия- и т.п., начиная с уровня энергии все виды творчества смыкаются. Но те, кто знаком с музыкой, подтвердят -  игра «аккордами» на гитаре ничуть не круче игры «переборами», т.е. без использования музыкальных метафор.
          А скрипка? Она тоже «неметафорична» (на ней играют без аккордов), неужели она менее выразительна от этого?
           Метафора, как искусственно оплодотворённая сущность, очень часто бывает ложной, и отторгается душой. Конкретный пример: «Небо присело на карточки» из стихотворения небесталанного, по-моему, автора.
«Небо присело» - уже достаточно для передачи образа. «Корточек» у неба нет, а посему тут начинается внутреннее отторжение у воспринимающего, ведь для того, чтобы «присесть», небу не нужно конечностей, и на глубинном подсознательном уровне эти строчки воспринимаются как ложь…
          Давайте продолжим «расследование»:
          - Вкус к метафизике отличает литературу от беллетристики. (И. Бродский). Что же имеется в виду под метафизикой? Повествование о метафизическом? Никак нет. Можно найти сколько угодно газетных и прочих публикаций о летающих тарелках, бермудском треугольнике, полтергейсте и т.д. Значит, речь не о том, ЧТО описывается, а о том, КАК это делается.
         Что же такое метафизика в приложении к поэзии? «Мета» означает «за». А что же есть «Физика» стихотворения? Чем можно подтвердить показания Элиота, что истинная поэзия начинается с третьего «этажа» Ба Гуа, с Эмоции? Наиболее логично использовать Ба Гуа человека, информация о семи телах, или принципах человека общедоступна.
         Первое «тело» человека (триграмма Кунь, Земля, т.е. плоть). Его можно взвесить, обмерить, «попробовать на зубок». Точно так же и со словом, «плотным телом» стихотворения. Можно подсчитать количество слов в стихотворении, сколько раз повторяется какое-либо слово у поэта, можно, взяв словарь в руки, расширить лексику – чисто физическое действо. Следующий уровень, уровень метафоры (аналог эфирного тела человека) тоже вполне «физичен».  Фотоснимок способен зафиксировать эфирное тело, то, что мы зовём призраком, привидением. Метафора – ещё не метафизика, не обманывайтесь мимикрией – сходством начальных слогов. Метафизика начинается с третьего «тела» поэзии: - с эмоционального слоя, ибо его человеческий аналог, астральное тело, - уже метафизичен. Оно не видимо и не фиксируется приборами, которые мы используем в «бытовухе» - фотоаппаратами, безменами, счётчиками купюр и т.п. Итак, поэзия начинается там, где кончается проза – за словами и метафорами, это свойство она унаследовала от второго из «родителя» – музыки, которая начинается за нотами и аккордами, - с мелодии.
         Человек, наслаждающийся лексикой и метафоричностью стихотворения, подобен слушателю музыки, наслаждающемуся отдельными нотами и аккордами. Представьте, что вы пришли на фортепианный концерт. Вот выходит исполнитель, садится за инструмент и … нажимает одну клавишу. Дождавшись, когда звук утихнет («побалдев» от музыкального слова), он нажимает следующую клавишу. Потом, через пару  минут, для разнообразия нажимает разом несколько клавиш (выдаёт «на гора» аккорд, т.е. «метафоpу») …
         Каким бы прекрасным ни был инструмент и как бы эффектно ни выглядел исполнитель, вам это очень скоро наскучит, подобно стихам «лексичных» и «метафоричных» авторов, не уделяющих внимания   сущности поэзии и зацикленных на её вспомогательных средствах. Можно ли поэзию загогулинок на яичной скорлупе, по сути рифмованную прозу, назвать иначе, как пасхальными виршами?
         Показателен пример творческого развития Бориса Пастернака, начавшего поэтический путь с обожествления метафоры, а впоследствии отошедшего «от   внешних эффектов стихотворчества». «Пастернак не хотел походить на человека, без надобности машущего «флажками и фонарями» (читай: словами) и сознающего, что это всего лишь игра, а не помощь идущему составу». «Пушкинское начало и его победа в творчестве Пастернака означали, что можно впасть в «ересь» «неслыханной простоты» («Волны»), не теряя естественности, поэтичности, глубины, не отказываясь от своего «я» (Лев Озеров).
         Сравните два стихотворения Б. Пастернака: «Наша гроза» из книги «Сестра моя-жизнь» (1917-1922) и «Нобелевская премия», разделённые сорока годами поэтической эволюции и поисков истины…
          Кто-то может сказать о втором стихотворении: примитив, розы-берёзы, рога и копыта. А на самом делe Пастернак наконец-то заговорил человеческим языком, языком ДУШИ, отбросив шелуху лексических изысков и метафоричности. Только понял он свою ошибку слишком поздно – на открытие канала сердца нужны годы и годы, которых у него уже не оставалось в запасе…
          Технику «работы вне слов» лучше всего демонстрировать на примере поэзии В. Высоцкого. Итак, речь о студенте вуза, которого призвали на Великую Отечественную. Описывается период затишья перед боем:
        …Шумит окопная братва:
         -Студент, а скильки дважды два?
         -А правда, графом был Толстой? А скоро в бой…
         -А кто егойная жена?
         Но тут вмешался старшина:
         • •
         И пару слов без падежей…
Вот – метафизика. Не сами пресловутые «пара слов», которыми обматюгал старшина не в меру расшумевшихся вояк, а способ их передачи – обозначил,  не назвав. И, дальше:
                …К чему две дырки в голове?
                И вдруг спросил:
                -А что, в Москве
                Неужто есть дома в пять этажей?
Опять метафизика. По реплике старшины видно, что он явно с периферии, простой деревенщина, для которого дома в пять этажей то же, что для нас Эмпайр Стейтс Билдинг.  Передать столько информации о старшине,  ничего не говоря конкретно – это настоящее мастерство…
         Вот мы и пришли к Истине. Что же такое Поэзия? Формула оказалась простой: Метафизика, Музыка, Мысль. Три М.
        Наибольший интерес из них представляет метафизика как способ, а поэтому немного о ней.
        Логическим аппаратом Школы Аналитической Метафизики легче овладеть, практикуя упомянутые ранее даосские боевые искусства, они и предназначены для постижения Трансцендентного, боевой аспект их – всего лишь внешняя скорлупа.   
       Чтобы не быть голословным, попробую продемонстрировать приложение техники кулачного боя к технике стихосложения на примере вершины боевых искусств, Космического Гунфу (Тайцзи Цюань). ШАМ позволяет связать все системы знания на основе универсального кода Вселенной, к примеру, географию с анатомией…
       Тайцзи Цюань (далее – ТЦ) специализируется на постижении и овладении практическим применением высшего космического принципа – единства (противоположностей), коротко Инь-Ян. Если есть полярность, то взаимодействие между полюсами порождает поток энергии. Иными словами, энергия – носитель взаимодействия. Степень воздействия стихотворения тем выше, чем больший поток энергии в нем заключен. Этот поток зависит от разности потенциалов между внутренними полюсами энергетики произведения. Посмотрим, как же используют принцип Инь-Ян авторы, сами не подозревая, что следуют Дао. В качестве примера хочу привести строки Аль Фамира:

                Обыденность меняли вы с духовностью,
                Научное мешали с примитивностью,
                А над добром жестоко надсмехались,
                И уравняли зло с ним, говоря:

                - Каков процент комедии в трагедии?
                Каков процент трагедии в комедии?
                Каков процент безумия в возвышенном?
                Каков процент грядущего в былом?

        Видите взаимодействие полярностей? С их помощью создается внутреннее напряжение стиха. Это простой метод использования принципа Инь-Ян, т.к. расстояние между полюсами невелико, они в соседних строчках, а кое-где и в одной. Вот пример более изощренного использования этого принципа:

                АЛЬБИНА

Ах ты Альбина, Альбина!
Меня ты к себе «прилюбила»-
Ах, лапочка, как ты мила!


Тонкие нежные пальчики,
Как озорные мальчики,
Выделывают «кренделя».

Бежишь ты навстречу с улыбкой,
А воздух вечерний липкий
Халат раздувает в крыла

Таинственной сумрачной птицы,
И хочется снова влюбиться,
Чтоб жизнь, словно песня, была…

Но ты пробегаешь мимо,
Божественно-неотразима,
И мимо скользит твой взгляд.

А я,- в «барахле» от «Версачи»,
А я,- а душа моя плачет,
Наверное, слишком стар,-

Мои задрожали колени,
Но я – человек осенний,
И в сердце гашу пожар…

Зачем поддаваться страсти,-
Недостижимо счастье.
Зачем мне ещё одно «Нет!»?

И я прохожу в свою комнату,
Где ждут одиночества омуты,
Где ждёт электрический свет…

         Полюса расположены на гораздо большем расстоянии, что требует большей энергии для уравновешивания полярностей. Начало стихотворения – сжатие, Инь, т.е. притяжение героев, конец – расширение, Ян, т.е. признание их чуждости друг другу, отдаление.
         Высочайший уровень владения этим принципом показали А.С. Пушкин, который сумел соединить простонародную лексику с салонной изысканностью, и В. Высоцкий, творчество которого вмещает примитивную речь обывателя и научную терминологию.