Золотая эпоха БДТ. Товстоногов и Смоктуновский

Виктор Кутуркин
Версий окончательного ухода Смоктуновского из БДТ много. Главной из них считается непреодолимая тяга к кинематографу, где ему предлагались разные роли и он мог выбирать. Самой убедительной версией стал рассказ критика Бориса Поюровского, в котором ни слова не говорится о причинах ухода Смоктуновского из БДТ, но эти причины возникают в повествовании сами, во всех логических сцеплениях.
После одного из спектаклей "Идиот" Борис Михайлович зашел к Товстоногову:"Пока мы обмениваемся впечатлениями и говорим на разные темы, приоткрывается дверь и на пороге появляется Смоктуновский.
 -Можете меня поздравить. Сегодня, наконец-то, приняли фильм "Друзья и годы".
 -Очень рад, поздравляю!
 -Дело в том, что режиссер Соколов, который снял эту картину, сейчас какое-то время будет совершенно свободен. Мы тут наметили с ним распределение ролей для "Живого трупа". По-моему, может получиться занятный спектакль.
 Смущенно улыбаясь, Смоктуновский извлек из кармана сложенный вчетверо лист и протянул его Георгию Александровичу. Тот не пошевелил пальцем. Таким образом протянутая рука Смоктуновского на какое-то время повисла в воздухе. Товстоногов выдерживал паузу. Он глубоко затянулся. Веки сперва заметно сузились, затем невероятно расширились. Мне даже показалось, что глаза его готовы вырваться наружу. Георгий Александрович снял очки, выпустил дым через ноздри и внешне совершенно спокойно сказал:
 -Вот сейчас, когда вы выйдете  на Фонтанку, спуститесь всего один квартал до площади Ломоносова, а оттуда уже буквально два шага сделайте по улице Росси до служебного подъезда Александринки. Там спросите, как пройти к Леониду Сергеевичу Вивьену. Он всячески приветствует актерскую инициативу и , я уверен, ваше предложение может его заинтересовать. Что же касается нашего театра, то здесь, извините, я решаю все сам, абсолютно единолично. И что ставить, и как. И кому играть. Так уж не взыщите..."
 Так произошло столкновение двух личностей, конфликт императора и подданного великой империи,вздумавшего не бунтовать, не требовать-упаси Бог!-но делать только то,что считает нужным для себя.
 Это был подавленный бунт. Может быть, слишком жестоко подавленный? -Нет!
 "Я решаю все сам, абсолютно единолично",-в этом и была сила империи под названием БДТ...
 И в том, что Товстоногов именно так поступил в совсем непростое для себя и театра время видится проявление его мощного чувства собственного достоинства. Уход Смоктуновского был для режиссера мучителен, но все же это была еще одна, пусть и очень трудная, победа над обстоятельствами во имя своего театра.
 / Из книги Натальи Старосельской /
     За долгую жизнь в театре Товстоногов пережил немало горьких минут расставания с актерами.  Ушли Доронина, Олег Борисов, Юрский, Смоктуновский. Режиссер переживал. "Вопрос в том, чтобы эти актеры при всей боли и горечи, которая есть, - признавался Товстоногов, - чтобы от их ухода им было хорошо".
     Виталий Вульф - театровед, автор и ведущий программы "Мой серебряный шар" констатировал: - "Можно сказать, что все они искали лучшего, насытившись режиссурой Товстоногова, но в Москве  никто не достиг более высокой планки".
     "Георгий Александрович царил в своем театре.  Некоторые называли его тираном. Он был нетерпимым и властным в работе" - вспоминает актриса Елена Попова. "Но мы все добровольно соглашались на его тиранию.  Иначе Большой драматический театр не стал бы тем явлением, каким он стал".
     В одном из частных писем ГАТ с горечью констатировал; Уход ИМС из БДТ причиняет нам боль и обиду. Мои творческие планы были серьезно связаны с ним и он это хорошо знал. Думаю, что мы сделали все от нас зависящее, чтобы он прочно вошел в коллектив театра. Может быть, было сделано даже чересчур много. Сыграв одну роль, он получил наивысшую ставку, квартиру, возможность сниматься в кино и мировую славу. Все то, что другие талантливые артисты добиваются годами упорного труда. Нам казалось, что он примет эти жизненные блага как высокую оценку своей талантливой работы и как выражение больших надежд на будущее и большого доверия. Мы думали, что он найдет в себе силы войти в коллектив и работать на равных со своими товарищами, не думая только о личной славе и отдавая свой талант нашему общему делу. К сожалению этого не произошло.
       Не объясняя причин ИМС подал заявление с просьбой освободить его от работы в БДТ, и вскоре стало известно, что он делал попытку поступать в труппу Московского Малого театра. Затем он начал пробы на роль Гамлета, которые продолжаются до сих пор. Несмотря на это мы ждали два месяца. Мы давали ему исключительную возможность обдумать свое решение. Мы беседовали с ним, но ИМС ничего менять не хотел и не сдержал своего обещания появиться еще раз. Мы вынуждены были дать приказ, так как дальнейшее ожидание было оскорбительным для всего коллектива театра.
        И даже девять лет спустя в словах режиссера звучала горечь: - Он ушел из театра, когда надо было сделать выбор-театр или кино. Большинство артистов, испытавших театральный успех, выбирают в этом случае театр. Даже Черкасов - великая звезда советского кино, никогда не уходил из театра. Смоктуновский решил иначе и то его право.    - Наталья Смелянская 'Товстоногов ЖЗЛ 2004 год.