Дневник девчонки из шестидесятых Фрагмент повести

Людмила Ивановская-Васильченко
2 июня 1963 года.
Время не идет, а летит! Прошло полгода! Уже лето. Выкроить минутку для дневника не получалось, а потом я о нем и совсем позабыла…
Снова каникулы. Летние. Для начала практика в колхозе. Прополка на полях! «Норморяды» до самого горизонта. Под палящим солнцем. Только бы не забыли воду привезти, а то помрем от жажды!! Кое-кто непременно еще и соревнуется! Но на общем обеде – весело! Когда везут на машинах, горланим старинные песни…
Настроение грустное, веселое, снова грустное… Норма. Читаю роман «Верность». Хорошее это все-таки слово!

Пройдет лето, снова осень, которую я так люблю…. Потом зима и последняя наша с Русланом школьная весна…. Как хочется, чтобы это было быстрей, и… как, все-таки, не хочется. Руслан окончит школу, а мне останется еще целый год учебы! Без Руслана. Школа без Руслана? Представить это пока не могу…
Четыре года вместе! День за днем! С того самого, 28-го октября, когда после волейбольной секции Руслан пошел за нашей компанией…. А перед калиткой моего двора мы вдруг оказались «один на один»! « Давай дружить?!» - просто сказал Руслан. Вместо того, чтобы дать человеческий ответ, я, как дурочка, пулей убежала в дом! Через какое-то время выглянула в окно и увидела, что Руслан не ушел. Собрав все свое мужество, я вернулась к нему и сказала, что я согласна. Руслан по-мужски протянул мне руку, и мы скрепили наш договор о дружбе крепким рукопожатием!

Когда я ни с кем не дружила, то думала, что у меня никогда не будет постоянства в чувствах к какому-нибудь одному человеку. Мысленно мне нравились многие мальчишки, но ненадолго. Я в них непременно разочаровывалась. Правда, тогда я была «ребенком», но каким- то очень чувствительным и с не детской наблюдательностью. Высмотрю какую-нибудь мелочь, и упадет мой «герой» с пьедестала.
До 5-го класса я очень любила сказки, прочитала все сказки мира, какие есть в школьной и станичной библиотеке. Потом резко им изменила! Сейчас же я поражаюсь своему постоянству в чувствах! Все-таки, по-настоящему я люблю Руслана! (Странно это выглядит на бумаге!)

Если раньше я видела эти непостижимые слова в книгах (кроме сказок), то думала:
 «Как можно об этом писать? Неужели это так просто? Наверное, очень легкомысленный человек написал слово «люблю». Сегодня написал, а завтра отрекся…. Мне становилось как- то не по себе. Мне казалось, что о любви настоящей нельзя написать, как нельзя написать о Боге!
И тут же где-то рядом оказывается мой дедушка! Он один знает ответы на самые трудные мои вопросы. Его нет уже четвертый год, но я часто с ним говорю. Мысленно, конечно. Дедушка был строгим. Даже папа говорил с ним тихим голосом! И я, и все внуки его побаивались. Но он был добрейший! Только улыбку прятал в усы. На треножнике в «святом углу» у него стояли стопки толстых книг, не только церковных. ( Он брал и в библиотеке.) Трогать их было нельзя.

Вспоминаю жаркий, летний день… Мама, как всегда по субботам, испекла свои пироги. Она велела мне отнести угощение бабушке и дедушке. Ставни у них в доме были прикрыты, чтоб солнце не напекло. Они отдыхали: бабушка на своей широкой кровати у окна, а дедушка – на узкой, «спартанской» вдоль стены. В комнате прохладно и с улицы – темно. Под иконами, как всегда днем, еле вздрагивал огонек лампадки.
 Я поздоровалась, поставила мисочку с пирожками на стол, ответила на какие-то их вопросы и, по детской глупости, вдруг выпалила то, что давно меня заботило: «Дедунь, почему ты так любишь Бога? Ты же умный!» (мне тогда шел тринадцатый год).
 Дед помолчал, а потом спросил меня: «А ты любишь, когда без предупреждения электростанция отключает нам свет раньше одиннадцати часов?»- Нет! – Почему? – Потому что темно. Я боюсь! – Вот, вот! Запомни: Бог это Свет, который никто не может выключить. Кто полюбит Бога, у того этот Свет поселится в душе. Без Света – темно. А во Тьме человек не знает, куда идти».

Вот я и думаю, что можно писать о Свете, который никто на земле не может выключить?! Жалкий лепет. Конечно, есть поэзия, музыка, кино… Творения гениальных взрослых людей. Но не личный дневник какой-то, растерявшейся от чувств, девчонки. Лишь бы никто не прочитал мои записи, потому что я пишу слово «люблю» только для Руслана! Он один поймет то, что за этим словом…
Я думаю, что чувства гораздо полнее передаются мелодией, чем словами. Классная мелодия сразу попадает в душу. Когда мой старший брат окончил школу и уехал из дома, моя жизнь стала глухой и серой на много дней. (Брат с раннего возраста учился музыке, и с самого моего рождения в доме звучал баян, гитара, балалайка, мандолина...)

Просыпаясь по утрам, я сразу думаю, чью песню я хочу подарить Руслану сегодня! В исполнении Трошина, Эдиты Пьехи, Великановой…. В песне прежде покоряет мелодия, но, чтобы она полюбилась, для меня важнее текст, стихи. Все лучшие слова в песнях я тут же адресую Руслану! Как много места в моих мыслях, в моей жизни занимает он, Руслан! Самый лучший, самый главный человек на свете! Без конца думать о нем! Это так утомительно! Но какое же это счастье!

2 января 1964- года.
Вот и прошел Новогодний вечер! Снова через полгода берусь за дневник. Не могу не взяться! Самый веселый праздник в школе впервые оказался нелепым и обидным! Сначала все было хорошо. Я танцевала, а Руслан в дальнем углу зала играл в шахматы. Между нашими «переглядками» на переменках и на вечерах всегда есть невидимая нить. Мы никогда не теряем друг друга из виду.
 Руслан принципиально никогда не танцует. Даже медленные танцы. Не любит, или не хочет? Я точно не знаю. Просто, он слишком серьезный в отличие от меня. И от всех. Меня «ветром сдувает» с места, как только раздаются первые звуки оркестра!
 
В те редкие субботние «вечера», когда Руслан остается и не уходит на выходные домой, в хутор, я немного натанцуюсь после концерта, и мы уходим с ним гулять к речке. Вдруг я заметила, что Руслана нет в зале. Время шло, а он не появлялся! И ребят из его окружения тоже не видно. Я очень расстроилась. Такого не было никогда! Что-то случилось!
 Конечно, мое испорченное настроение заметил Васька. Он взял меня за руку и повел через танцующий зал, мимо сверкающей елки, в «химкабинет».

 Там был почти весь их мальчишеский 11-й «А»! Все какие-то странные, расслабленные… Руслана я увидела не сразу. Он лежал на сдвинутых столах, рядом со штативами и пробирками… Я испугалась, думала, что ему плохо…
Кто-то организовал покупку нескольких бутылок водки на последний школьный «Новый год»! Идиоты! Мне было жалко Руслана до слез! Накануне он говорил мне о том, что ему было плохо все дни. Дома опять какие-то неприятности. Мама снова в больнице. А тут эти дурачки с водкой и гранеными стаканами! А если бы узнал директор?! До чего додумались! Куражу им не хватало! Герои!
Руслану действительно было плохо. Он медленно разговаривал, виновато улыбался, но не мог встать на ноги…. Так из-за этого обидного эксперимента мы вдвоем с ним и прогоревали весь остаток новогодней ночи 1964-года…
 
Дверь химкабинета мальчишки велели мне запереть изнутри ножкой стула, чтоб случайно не заглянул никто из учителей. Условились на тихий стук в пять ударов. Свет выключили. За дверью до утра гремела музыка, и радостно встречали Новый год наши одноклассники…
 
Раньше я думала, что о таких, как Руслан, только в книгах пишут. Может из-за того, что он мне нравится, я не замечаю у него недостатков? Но, нет! Он однажды сказал: «Не представляю, как некоторые пацаны могут дурака валять! Летом работаю на тракторе сутки, потом иду домой и сплю на ходу! Смертельно хочется спать. Но если отец что-нибудь делает, то я не могу уйти спать и не помочь ему, хотя он меня и не заставляет». Это искренние слова, я верю. И других таких мальчишек не знаю, которые каждое лето наравне с взрослыми работают на тракторе, чтобы купить себе одежду и учебники.

Или хотя бы вечер немецкого языка в прошлую субботу! Я очень хотела, чтобы он был на вечере, но понимала, что это нереально. Сразу после уроков Руслан уехал домой. (До хутора десять км на велосипеде!) А к началу вечера, в семь, он уже вошел в школьный зал! Я потрясена! Двадцать километров! Возвращение домой после окончания вечера – это уже надо проехать тридцать километров за один день! А на другой день, к вечеру воскресенья, снова возвращаться в интернат с запасом продуктов на следующую неделю! Снова на велосипеде! А осенью и зимой – пешком по распутице! Я уже вижу сны в теплой постели, а Руслан в это время, в полнейшей темноте, крутит педали своего велосипеда…. Странствует по пустынной дороге через степь….  Из-за меня. Я очень переживаю, всякий раз, чтобы не было дождя или ураганного ветра, или какого лихого человека на его пути…