Из цикла-портреты-Виват, мастер

Александр Землинский
Виват, Мастер!

В скромном уголке, в тихой задумчивости, в обществе вечно спешащих пассажиров Казанского вокзала столицы, архитектор загрустил. Да и было о чём. Его необычное детище, возводившееся более тринадцати лет, частями, и забравшее столько жизненных сил, было незаметным. Нет! Это дивное сооружение, полное архитектурных сюрпризов, доминирующее здесь, на площади трёх вокзалов, величаво-задумчивое, величественное – поражало при первом взгляде. Но водоворот людских потоков не видел этого. Возможно, видел, но не замечал. А жаль. Искусство требует внимания к себе. А архитектурный ансамбль исследования и открытия новых и новых ракурсов. И это стоило того. Застывшая музыка звучала мощными аккордами великолепной симфонии, радостной и яркой. Эти фасады, выходящие к вам с таким вызовом пространству площади и, как бы приглашающие всмотреться в архитектурные детали декора, возмутившие широкое место городского пейзажа своими башнями, фонарями крыш и шпилями-интригуют. А что это за разнообразие приёмов в стилевом исполнении? А это вязь! А бесконечная череда лепки, сменяющая друг друга? И величественный портал Царской башни. И всюду видна мысль художника и умение исполнить его замысел мастеровыми. Всё монументально. Вот, где разыгралась муза автора.

Внутри, в чреве функционального пространства широкого каре, принимающего поезда, та же игра страстей. Фасады, смотрящие на суету пассажиров и приходящие поезда различны по своему решению, но едины по замыслу. И даже взлетевшие ввысь лёгкие структуры нового современного покрытия внутреннего пространства перронов, только подчёркивают мощь и величие замысла архитектуры. Да! Это новшество, созвучное уже нашему веку, но при всём его промышленном и весьма динамичном исполнении, оно как бы подчёркивает исконную неповторимость авторского решения комплекса вокзала, выполненного почти сто лет тому назад. В иную эпоху. Но созвучной нашей.
И только жалкие забегаловки внутри этого пространства платформ, закольцованном и величественном, поражающем своим размахом и монументальностью творения – портят общую картину. Глаз спотыкается об эти инородные существа, цель которых сиюминутна и далека от архитектурного долголетия. Это только наша утилитарность, но и она беспомощна испортить замысел и воплощение его в натуре. Досадные недоразумения, не имеющие своего продолжения. Временщики неразборчивых нынешних хозяев.

Я вновь и вновь всматриваюсь в это чудо и в эту многофигурную скульптуру, странную кучку, напротив портала Царской башни. Это дань памяти тем, кто более полтора века тому назад своим трудом, энтузиазмом и прогрессивным видением начинали своё дело на века – устройство и эксплуатацию железных дорог Страны. И кажется, что пьедесталом им служит не только гранитный постамент, но весь комплекс этого прекрасного во всём Российского вокзала.
В скромном уголке, у фасада, выходящего на Комсомольскую площадь, в задумчивости застыл Алексей Щусев. Он смотрит вдаль, на суету там, на проезжих путях авто, трамваев, электричек слева, не замечая людской суеты вблизи себя и своего великолепного детища. Браво! Застывшая музыка играет вот уже почти век! Красота всегда вечна.
24.03.2015