синяя птица гл. 2

Елена Николаенко 2
                Цезарь был сражен услышанным. Это невероятно! Ему выпадает случай, сверхзадача - продлить, размножить Счастье на земле! И это так совпадает с его внутренней целью, что он вдруг вскочил и стал бегать вдоль моря. Он ликовал, кричал, вздымал руки к небу. Он прыгал, падал и вставал. И птица чувствовала его настроение. Он вернулся к ней и стал рассказывать ей свою жизнь, свои тревоги и сомнения о человеческом роде. Цезарь рассказал Гарпии, что он может мыслью и словом изменить жизнь, надо только захотеть.
                - Ты поможешь мне в этом? Ты будешь со мной?

                Птица-девушка была влюблена в спасенного ею, и готова была идти с ним. Они кружились в танце, доверяясь друг другу. Потом пришла ночь. И птица-девушка сняла свои крылья, расчесала синие волосы, пригладила перья и стала только девушкой. Она легла рядом с Цезарем и положила ему голову на грудь. Он нежно гладил ее по голове и говорил, говорил ей о невыносимой жизни, о злобе, зависти, пороке, захватившем землю. Они вместе стали думать, как можно исправить это, чтобы спасти.

                -Я помню, как в библии, Моисей, чтобы спасти свой народ от рабства, сорок лет водил его по пустыне. Думаю, что мой герой должен быть учителем. Только учитель может вложить в молодые души огонь любви.
Гарпия согласилась, что только настоящий учитель может посеять в душах семя добра. Это правильная мысль.
                Надо писать. Скорее к машинке.

                *                *                *

             В высшее училище мальчиков прислали нового учителя литературы. Ему  было чуть больше сорока. Очень приятное располагающее лицо, слегка мешковатая фигура, но бодрая поступь,- все выдавало в нем скорее юношу, чем великовозрастного старца, каковыми были  большинство других учителей училища. Лицо его  было открытым, какое-то беззащитное, на нем не было той самой многозначительной горделивой маски неприступности, какие имели почти все взрослые.
                Этот человек не стеснялся открыто улыбаться другому, даже если ты просто ученик. Его смешливые глаза сверкали живой мыслью, они располагали к такой же открытости и доверию.

                - Юлий,- представился он мальчишкам. Мы вместе будем с вами учиться жить. А, ребята? Согласны?  Он добродушно улыбнулся. Надеюсь, вы хоть раз держали в руках библию? Помните заповеди? Мы будем ими пользоваться на практике, в повседневной нашей жизни. Надеюсь, не возражаете. Напомню, что Бог создал вас по своему образу и подобию, и сказал:
               
                - вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаете ее соленою? Вы - свет мира.  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного.
                - Первое, что я напомню вам: любите себя! Это трудно, но только тогда вы станете солью и светом.

Он написал на доске крупными буквами целую строчку:
                О,Я!  О, Я!  Я - МИР!  Я- Свет!  Я-СОЛЬ!

Повторяйте за мной.
Весь класс повторял за учителем слова, написанные на доске, и в груди каждого рождалось желание соответствовать..
                - Вся мировая литература, все шедевры классики созданы творцами, теми, кто осмелился думать, становиться на путь,  который других страшил. И только потому добивались успеха, и их мысли живут во все века. Они заставляют думать других, пробуждают в людях жизнь. Я хочу научить вас мыслить самостоятельно. У каждого на все должен быть собственный взгляд, своё, ни от кого не зависящее мнение.
         
                Учитель ходил между  рядами столов, он заходил за спины учеников, а они поворачивали головы вслед ему и слушали завороженно. Вдруг учитель вскочил на стол:
                - Вот я с другой точки смотрю на мир, и горизонт за окном шире, и возможности увидеть  больше, согласны?  Станьте на стол, не бойтесь!
Мальчишки сначала боялись один другого, переглядывались. Но вот уже самый смелый залез на стол. Второй. Третий. Весь класс стоял на столах, и радостное открытие охватило каждого.

                Это был первый урок, первое знакомство. Все двенадцать учеников были сбиты с толку. Вечером они бурно обсуждали нового учителя. Результат одного единственного урока уже был , - каждый задумался. Каждый вдруг почувствовал своё великое предназначение, но только не каждый мог определиться, что он может в этой жизни сделать.
                Джон вдруг залез на стул и громко рассуждал :
               
                - Я знаю, что я должен делать. Я выучусь морскому делу, я буду капитаном, буду покорять моря, стихию. Я чувствую эту тягу в себе. Не зря она во мне живёт. Значит, я должен, значит - я смогу. Мой дед был моряком. Он побывал во все странах.

Его перебил Нил:
                - А я хочу лечить людей. Хочу  извести все болезни на земле, чтоб человек мог свободно работать, творить. Хочу быть настоящим учёным, или хорошим хирургом. Я открою свою больницу, буду лечить всех,-и богатых и бедных, и умных и глупых.

Дай мне сказать, Стив перебил его, и тоже взобрался на стул:
                -Я должен уничтожить все оружие на земле. Его создано и накоплено столько, что можно уничтожить нашу землю десятки раз. Кто-то должен прекратить это. Я буду бороться с этим. Поднимать учёных, простых людей на борьбу  с этим злом. А может я смогу изобрести такие технологии, которые помогут уничтожить миллионы тонн взрывчаток и химикатов. Это важнее всего для меня.

Ден лежал и смотрел на горящие лица друзей. А что он хотел в этой жизни?  Он ещё не мог твёрдо ответить на этот вопрос ни себе, ни другому. Ему было неловко, и он, недовольный собой, заснул. Снился ему чудесный город, залитый светом. Прекрасные дома, красивые строения с колоннами и башнями, яркие зелёные лужайки перед домами. И люди! Очень красивые люди с радостными лицами. Они играют с детьми, танцуют. Никто не плачет, никто не страдает! Какой чудесный город!   И он приехал сюда издалека....

                *                *                *

Второй урок был долгожданным. Юлий вошёл в класс, поздоровался:
   
                -   Что, друзья, продолжим!  Поэзия! Это высшая сфера литературного творчества. Можно сплетать:  кровь-любовь, хожу-дрожу, и это будет мусор. Можно ничего не сказать миру, сочинив тысячи страниц, а можно родиться поэтом и сказать миру такое, что содрогнутся крыши крепостей и падут тысячекратные враги ваши.
Я задаю вам сочинить свой собственный стих, а потом мы будем изучать творчество великих мира сего. Не бойтесь, пробуйте! Жизнь коротка, как жизнь падающей звезды. Не теряйте себя! Никогда не скулите, и никогда не заглядывайте  в рот авторитетам. Поэма жизни длится, и каждый имеет право вписать в неё свою строку.

                В классе не было шума, никто не занимался посторонними делами. Все с интересом  слушали своего нового учителя -чудака, и пытались  осмыслить услышанное.

                - Лови момент! Каждое мгновение жизни неповторимо и прекрасно. Не спите! Творите! Действуйте! Тогда на смертном одре не скажете вы - А жил ли я?

                *                *                *

                Цезарь писал страницу за страницей. Герои стояли перед ним так живо, он с ними разговаривал, примеривая мысли, которые хотел подарить конкретно Джону, Якову, Стиву.  Его охватила лихорадка. Он жил многократной жизнью, становясь то Нилом, то Деном, а то опять Юлием. Он перечитывал  книгу жизни ещё и ещё раз, и опять писал. У него была новая жизнь, в другом мире.  Рядом была его любимая женщина. Она понимала его, он советовался с ней по каждому малейшему событию в рождающейся книге. Гарпия любила его. Она не была женщиной в том примитивном и земном смысле, она ничем не напоминала ему жену. Ей не нужны были наряды, выходы в свет, сборища лицемеров и льстецов, без которых дня не могла прожить его бывшая жена.  Она была не создателем пустых проблем, не потребителем, она была Музой, соратницей. Она не страдала из-за отсутствия нарядов и подарков. Но она была и прекрасной женщиной, и их любовь была плодотворной.  Они не только вместе писали Книгу века. Птица Счастья была беременна! И оба они ждали своего ребёнка. Он рос и развивался в ней так быстро и красиво, как сочинялась эта книга. Оба  были на вершине счастья.
                Однажды она посетила своих соплеменниц. Рассказала им о своей жизни с любимым, об их творчестве, об их ожидаемом ребенке. Блеклые птицы, давно потерявшие крылья, делавшие их птицами счастья когда-то, с надеждой смотрели на свою сестру. Она должна была родить птицу Счастья и их род продлится. Они советовали ей беречь себя, чтобы все  было в срок и правильно. Гарпия любила Цезаря. Она уносилась с ним к высоким небесам, солнцу. Ей не было с ним скучно. Вдвоём они проживали несколько жизней сразу вместе с героями их книги.

                *                *                *

Один из учеников - Крис- ездил на выходные к своим родителям погостить, и встретил там девушку, которая была родственницей их соседей и жила теперь у них. Смелая белокурая красавица сразила юное сердце. Он следил за ней из окна: вот она постригает изгородь из туй, так ловко, так умело.  Она при этом напевала модную песенку. Крис даже поздоровался с ней и представился. Но тут соседский бой-френд  очутился рядом и своим презрительным взглядом дал понять Крису, что нечего ему тут делать. Что-то хозяйское  было в его словах, движениях, взгляде на эту девушку. А она безропотно подчинялась его приказным словам. Наконец, девушка ушла. Но этого хватило, чтобы родившееся чувство глубоко вошло в сердце. Бедный Крис уехал в школу, сражённый новым в своей жизни чувством.

                *                *                *

                - сегодня играем в баскетбол. Я всегда признавал спорт, как средство выразить свои чувства. Ведь можно как бить? Вяло как-нибудь, ничего не представляя. Такой же будет и результат. А ведь все надо делать хорошо. Ведь мы же пишем поэму жизни! Помните, да?  Лови момент!

Учитель раздал каждому ученику записку и предложил всем перед ударом по мячу прочитать ее.

                - Я буду бороться со штормом, чтобы спасти команду, она надеется на меня,- прочитал Джон, и удар его был решительным  и точным.

                - Я бью мячом по страшной болезни человека,- Нил собрал всю силу и удар его был крепким и метким.

                - Я разрушаю последний склад ракет!- кричит Стив, и мяч его летит строго в цель.

                - Молодцы! Ребята, вы почувствовали, сколько сил придаёт внутренняя целеустремленность? Главное, чтобы у вас всегда была цель. Тогда ты знаешь, что делать.

                *                *                *

Юлий построил мальчишек в строй и скомандовал:
                - Ша-а-гом марш!
Все пошли. Кто как. Кто,чеканя шаг, начиная с левой, кто вразвалочку, кто вообще - в другую сторону.  Крис стоял совсем не двигаясь.

                - Стой! - скомандовал учитель. Что мы сейчас делали? Это урок воспитания личности. Как трудно в толпе остаться собой, не поддаться стадному чувству. Вспомните сказку о гадком утенке: он был не такой как все, и его чуть не заклевали эти обычные утки. А он и не знал, что он прекрасный лебедь! Никогда не пасуйте перед обществом, не теряйте себя, не  сдавайтесь насилию толпы. Это называется конформизм - подчиняться большинству, только потому что оно больше. Не предавайте себя, сопротивляйтесь!
                Вот и сейчас без предварительных указаний вы сделали каждый, как хотел, и я понял, что у вас есть своё кредо. Каждый шёл по-своему. Нил вообще шёл в другую сторону, то есть , против течения, а Крис стоял, поступая совсем по-другому. Но, хотелось бы, чтобы в настоящей жизни вы поняли, что должно быть не простое ослиное упрямство, или несоблюдение дисциплины, а стойкое принципиальное своё мнение на все. Оно может меняться с годами, обстоятельствами. Но оно ваше, только ваше! И вы должны его аргументировать, отстаивать.  Я рад за вас , ребята, если вы это поняли. Лови момент!
                - А завтра у нас урок поэзии. Вы не забыли задание? До завтра!
                За этим странным занятием класса наблюдал из окна директор училища. Но разговора он не слышал, и происходящее было ему непонятно.

                Вечером каждый сочинял своё. Кто шумно, все время выкрикивая свои перлы, кто, забившись в угол от мешающих глаз и ушей. Ден тихо лежал и что-то сосредоточено думал. Крис опять вздыхал:
                - Нет, я с ума схожу по ней. Я влюблен, слышите? А она принадлежит другому! Что мне делать?
                - Скажи ей об этом,- говорили друзья, не мучайся.